Что я могу сказать про "Лепрозорий"
 

Что я могу сказать про "Лепрозорий"

+28

Давно я зарился на эту историю, давно обещал автору обратную связь, и вот, прочитав обе части, наконец-то решился эту обратную связь выдать. Правда, первую часть «Лепрозорий» я читал уже с полгода как, и тогда рецензию писать не стал, потому что рецензий на этот роман полно, среди них – хороших, всесторонних и правильных немало, и по большому счету ничего я в это дело не привнесу. Тем более, что мне не хотелось писать правильную рецензию, а хотелось позадавать вопросы и пополемизировать. Поумничать, короче. Теперь же я прочитал и вторую часть, «Детей Лепрозория», и вопросов стало еще больше.

Теперь уж я молчать не стану! Но это, конечно, будет не рецензия, а некоторое такое читательское мнение, довольно спорное… прямо-таки провоцирующее на спор. И да! Тут будет много спойлеров.  

 

В первых строках и сразу хочу сказать: история мне нравится! Хорошая история! Интересная. И хочу, чтобы и автор, и все прочие поклонники обратили внимание именно на это: интересная история, мне понравилась, читать всем советую.

Тут же расскажу и то, чем понравилась и почему интересная.

1) Конечно, сеттингом. Мир «Лепрозория» необычен и хорошо описан. Его прямо хочется рисовать, серьезно. Жаль, я не умею. Он заселен полулюдьми-полуживотными, имеет свой вариант социального устройства, метафизики, религии, науки и пр. Согласившись с авторскими правилами игры и не вдаваясь в дебри логики, вполне возможно принять все как есть, поверить в существование именно такого мира.

2) Событийная часть (особеннов первом романе) богата, интересна и полна неожиданностей. Движуха не разочарует, в общем.

3) Это не просто движуха ради движухи – в истории есть хороший психологический, и даже общефилософский подтекст. Было бы желание, всяких умностей там можно нарыть с избытком.

Вот поэтому я смело советую «Лепрозорий» первый и второй к прочтению. Во всяком случае, вы получите нечто оригинальное и неглупое, что в массовом потоке уже сильно выделяется. И я сам нисколько не жалею, что прочел, и, скорее всего, буду ждать и читать третью часть. Судя по всему, она должна быть.

 

Но, читая обе части, я постоянно ловил себя на том, что логика происходящего какая-то странная, вывернутая: то ли логические звенья в повествовании пропущены, то ли из одних и тех же предпосылок я и автор с завидным постоянством делаем совершенно разные выводы. В итоге очень часто я с изумленным видом вопрошал: Почему так? Откуда? Зачем? Как такое вообще могло случиться?

Самые вопиющие моменты я и хочу сейчас поставить на вид, оспорить и вообще всячески заклеймить )))

 

Феминизм

Начну с того, что еще на стадии отзывов в ККП я говорил, что «Лепрозорий» — очень феминистическое произведение. А автор отвечала: нет, это не так, дочитай до конца, твое мнение изменится. Я дочитал, и что? И мнение мое только укрепилось. Вот доказательства:

Женские персонажи первого и второго плана: Люцифера, Химари, Изабель, Ясинэ, Ева, Алиса, Кирана. Вторая часть добавляет нам Тору, Аньель, Морану, Луану, Берси. Итого 12. А мужские персонажи: Лион, Хоорс, Хайме, Раун, Самсавеил. Во второй части плюс Райга, Тайгон, Нойко, Берингард. Итого 9. Численный перевес уже понятно где.

Кроме численного перевеса есть значительный перевес по тексту: о женских персонажах написано много, много больше, чем о мужских. Действуют, влияют на жизнь, на событийную часть истории, двигают сюжет именно женщины. Они умнее, активнее, ответственнее, сильнее, они более воинственны в конце концов.

Войны в этом мире начинают и выигрывают женщины, эпические подвиги совершают тоже женщины: Химари объявила войну ангелам, Люцифера спасла императрицу Изабель победила Химари. Потом Люцифера захотела отомстить своим обидчикам – и отомстила. В итоге заняла место Изабель на троне и принялась воплощать в жизнь свои идеи по части государственного устройства. А Химари спасла и привела богу его возлюбленную. Все традиционно мужские роли исполнили женщины.

А что в это время делали настоящие мужчины? Лион метался между долгом перед империей (читай – воинской присягой) и любовью, в конце концов выбрав любовь. Хоорс пытался интриговать, но так и не ясно (мне, по крайней мере) кого же он в итоге хотел предать, а кого возвысить? Хайме исподтишка способствовал разжиганию войны: спрятавшись вместе с детьми, вынудил жену поверить в смерть всего семейства и начать месть. Это ли не типично женское поведение?

Дальше.

После гибели волчьего лидера Инпу Хайме, подняв восстание кошек, первоначально пытался играть в шовиниста и не брать в армию женщин (что не помешало ему разбить нос девчонке, кстати), но довольно быстро сдался и отменил собственное решение.

Сыновья Хайме и Химари почему-то все время идут на поводу желаний и планов своей сестры. Как бы она ни самодурствовала, предпочитают помогать любой ценой, а не принимать собственные решения. И начинают заниматься своими делами только после того, как Тора сообщает, что больше не нуждается в их помощи.

Я уже не говорю о том, что настоящим богом-то в итоге оказалась Ева, а вовсе не Самсавеил, которому все молились. Именно она – источник жизни и силы этого мира. А Самсавеил просто невоспитанный инфантильный пацан.

В целом все мужчины в Лепрозории выглядят слабее своих женщин не только морально, они менее деятельны, менее агрессивны и в паре ведомые. Чего стоит вечно израненная в обучающих боях Изабель рядом с торчащим в архивах Лионом, который вроде тоже генерал. Исключение – Берингард, и тот, решив, что его дочь погибла от ангельской терапии, единственно, чего хочет – это смиренно забрать ее останки.

И, наконец, явно не сестринская привязанность Кираны к Хильде и Алисы к Люцифере-Изабель завершают картину повсеместно победившего в Лепрозории феминизма.

 

Кумир Изабель: странные желания лебедушки, а также немного про месть

Это я тоже как не понимал на стадии отрывков, так и не понял, прочитав обе части. Предполагалось, что Изабель не хочет править, считает, Люция справится лучше, и потому отправляет ее в Имагинем Деи отращивать вторую пару крыльев. Ладно. (Хотя я как думал, так и думаю, что это слишком извращенный способ отречься от престола. Во-первых, как будет жить сама Изабель, если отречется? Она уверена, что Люция останется добра к ней? Во-вторых, ни разу еще не удавалось вырастить готовому ангелу вторую пару крыльев, по крайней мере, об этом ничего не сказано в тексте. Так зачем лишать империю героического маршала во имя сомнительной идеи? И, наконец, было бы куда проще не сажать Люцию на трон вместо себя, а просто заставить вместо себя работать и принимать решения, а самой – только соглашаться. Это бы не травмировало Люциферу и сберегло от посягательств саму Изабель.) Но ладно, пусть, я смиряюсь с такой логикой.

Но где была логика Изабель и Хоорса, когда они решили юное, здоровое и красивое тело королевы с функционирующими крыльями поменять на старое, страшное, больное, израненное в последних боях и искалеченное терапией тело Люции, да еще и с отрубленными крыльями? Что это вообще за безумие? Изабель была сумасшедшей? Хоорс хотел уничтожить возлюбленную?

Или он на самом деле любил Люцию и именно ее хотел видеть в привлекательном теле Изабель?

И тут же про месть Люции пару слов: почему надо мстить Волку и Змее – понятно. Но почему Быку-то? Ведь Мерур отдал ее ангелам в детстве, и, да, она пережила тяжелую терапию, но ей же нравилось быть ангелом! Маршалом она была вполне счастлива и мстить Меруру не собиралась. А к бредням Изабель о второй паре крыльев Мерур отношения не имел. Так за что ему-то мстить?

Или Люция тоже была сумасшедшая и вообще ничего не соображала?

 

Ева и Самсавеил: логика божественной любви

Начнем с того, что идею по обмену телами, а также практическую возможность подстроил для Хоорса Раун по наущению Самсавеила. И потом страдал, что выступил пешкой в игре, цель которой была привести к Самсавеилу Еву. Но… постойте, Ева-то прекрасно встретилась с Самсавеилом и без ритуала, даже до него. Так зачем был нужен именно ритуал?

И Самсавеил, который, как неоднократно говорится в тексте, не желал ничего, кроме Евы, вдруг находит ее, но тут же бросает. И тоже спешит вмешаться в ритуал по обмену телами. А в это время Ева чуть не гибнет от Кумо – стражей райского сада. Ну хорошо, Хайме спас, но чудом же! А если бы только что обретенная возлюбленная тут же и погибла бы? Самсавеилу все равно? Или он внезапно забыл, как опасно проникать в его сад? Почему он сам не защитил свою Еву, хотя мог?

Или ритуал был важен для Самсавеила, потому что он хотел видеть своего дитя молодым, здоровым и императором? Но тогда почему дальше, во второй части, он неоднократно проявляет полное равнодушие к судьбе своих отпрысков, и стремиться только к одному – возродить Еву? В том числе и Люции (уже Изабель) он говорит именно это: мне плевать на тебя, меня интересует только Ева.

И почему Ева решила вдруг умереть, не дождавшись рождения детей, какая в это мыла необходимость? Ведь раньше, в разговоре с Тайгоном, прося его помочь с детьми, она ничего такого не упоминала, а тут пришла, прочла супругу нотацию о своих претензиях и внезапно умерла. Что побудило-то?

А вообще сам факт: Самсавеил и Ева родили Люцифера – это выглядит забавно, да )))

 

Цесаревич Нойко: беспочвенный бунт, внезапные мечты

С этим парнем тоже не все понятно… вернее, с ним непонятно ничего. Откуда взялись все эти его завирательные идеи о том, чтобы найти Люциферу и заставить управлять вместо себя (словно дух Изабель в него вселился, право)? Каким образом эта идея вмиг превратилась в идею плыть за море, если раньше он о море никогда и не мечтал?

Ладно, допустим, это подростковый бунт – в сам факт бунта поверить не сложно. Но кто бы что ни говорил, любой подростковый бунт имеет причину и повод. Причина – это скрытые противоречия в семье, терпимые до поры, но выплескивающиеся взрывом в определенном возрасте. Где в тексте хотя бы намек на это все? Хотя бы какие-то эпизоды или воспоминания, показывающие читателю, отчего хороший сын вдруг превратился в ненавистника матери. Или Нойко не был хорошим сыном? А каким он вообще был? Какими были их взаимоотношения с Изабель? Далее вскользь упоминается, что Изабель научила сына многим полезным навыкам: от полетов до черчения и, видимо, конструирования – значит, контакт-то все же был. Так отчего прервался?

Кроме причины должен быть еще и повод. Повод здесь обозначен вообще совершенно невероятный. Нойко вдруг решил, что его мать – Люцифера, что она хорошая и надежная и что она жива. Три бредовых идеи за раз.

Первое – Нойко не мог не знать, откуда берутся ангелы, что они не рождаются, их «делают» искусственно. Следовательно, Люция не могла быть его матерью, а только донором. Шестнадцатилетний образованный парень вполне в состоянии это сообразить.

Второе – Люцифера для всей империи – преступница. С чего он вдруг взял, что если она даже жива, то будет рада иметь с ним дело? Все же знают, какая она была сумасшедшая злобная гарпия и фурия, ее ведь иначе даже не называют.

Третье – с чего он вообще взял, что она жива? Если есть не просто могила, а физическое доказательство – ее тело в кабинете Кираны, ее крылья в ящике у Лиона. Как она могла быть живой в сознании этого ребенка?

Или он всерьез решил, что все всё подстроили специально с единственной целью ему соврать? Нет, я понимаю, Нойко – чудовищно избалованный и безответственный парень, в голове у него полная каша. Но не дурак же он? Или именно что дурак?

Непонятно, каким образом Люцифера смогла воспитать настолько избалованного и инфантильного ребенка. Ведь мы помним по первой книге, как она обращалась с Евой – она девчонку ничуть не баловала, а ответственности и обязанностям учила дай бог как! Как же и когда она настолько переменилась, что стала обращаться с Нойко ровно противоположным образом?

И уж вообще непонятно, каким образом осознание того, что все идеи о Люцифере были завирательные, привели Нойко к мечте плыть за море. Тут нисколько эволюция мысли не прослеживается. Кроме того, саму эту мысль я считаю не крылатой мечтой юноши, которую нужно поощрять, а трусливым бегством от ответственности, которое поощрять со стороны матери почти преступно. Я вижу так, что Нойко сбегает от страха перед необходимостью стать императором и от стыда смотреть в глаза Изабель после всего, что натворил. А к тому же это бегство смертельно опасно – никто и никогда из небожественных жителей империи за море не ходил, считается, что оно непреодолимо.

А Изабель спокойно отпускает сына, еще и помогает ему всячески и команду выдает. Ладно, Луана и Кирана – они тоже от стыда сбегают. А Аньель это за что? Она должна погибнуть из-за своего подросткового бунта и дурацкой влюбленности что ли?

Повторюсь: я понимаю, что подростковый бунт бессмысленный и беспощадный, и простыми запретами тут ничего не решишь. Но поощрять… это как такое:

 

— Мать, ты дура, ничего не понимаешь! Университет – это бред, а кокаин расширяет сознание!

— Ну раз так, сынок, можешь забить на учебу и профессию, я прокормлю. И вот, на тебе денег, купи пяток доз, расширься и познай неизведанное…

 

Слов нет.

Нет, я понимаю, что волей автора Нойко не погибнет, конечно, а совершит нечто вроде подвига Колумба и Магеллана вместе взятых. Но это же понятно, что натяжка.

И последнее: а как Изабель письма-то от него получала? Оттуда же – и это сказано в тексте напрямую – не доплыть, не долететь невозможно.

 

Дети Имагинем Деи и короткая память

С производством ангелов тоже творится что-то странное. Люцифера в теле Изабель правит империей уже тринадцать лет. И все эти тринадцать лет по всем городам и весям спокойно собирают детей для ангельской терапии. Все это знают, не могут не знать! Новоявленные ангелы и охотницы перед глазами императрицы постоянно – тринадцать лет она этого не замечает.

И вот, внезапно является в госпиталь и, увидев несчастных детей, все осознает. И тут же круто меняет политику империи относительно ангелов, не продумав при этом, что вообще случится с государством. Импульсивно действует, так, как будто этот Имагинем для нее каким-то чудовищным откровением стал, словно раньше она думала, что ангелы и правда в облаках зарождаются.

Отчего так резко и вдруг? Отчего именно сейчас? И отчего так безответственно – Нойко отпустила, новых ангелов не будет. Кто и как будет править империей? Как вообще будет все устроено – непонятно.

По сути Люцифера — могильщик империи. Но об этом чуть ниже.

 

Непонятные моменты биологии и новой имперской политики

Начнем с биологии, которой я не понимаю.

В первой части Химари сказала Люции, что у нее нет лепры и похвасталась, что она – чистокровная. Чистокровная кто? Кошка? Львица? Или Белая Львица? Если Белая Львица, то получается, она потомок близкородственного брака или в империи не только императорская семья кошек – Белые Львы, есть и другие? Если просто Львица, то она могла родиться и не белой, тогда как?

Но это ладно, интереснее другое. Химари – львица, Хайме – тигр, их дети – лигры. И они бесплодны, они специально обсуждают эту тему. Бесплодны – потому что лигры, гибриды, по аналогии с животными? Если так, то Кошки, чтобы давать полноценное потомство, должны спариваться только строго по видам: Тигры с Тиграми, Пантеры с Пантерами, Камышовые коты с Камышовыми кошками и так далее. Но когда Хайме поднимал восстание и призывал кошек на борьбу, большинство из них даже понятия не имели, кто из немалого семейства кошачьих в них сидит. Так как они тогда себе пару выбирали?

И то же самое с другими зверолюдьми. Например, может ли Коза выйти замуж за Осьминога и вообще хоть кого-то родить?

Если нет, то зачем императрица собственноручно поощряет брак Аньель и Нойко? Ну ладно, Нойко – ангел, и он бесплоден. Но Аньель-то нет! Она могла бы выйти замуж за козла и родить семерых козлят.

Или я чего-то не понимаю в местной биологии? Если не понимаю, то в книге мало объяснений. А если все так и есть, то, получается, публично поощряя перекрестные браки, Люцифера окончательно разваливает империю: мало того, что не будет больше ангелов, мало того, что у нее теперь с большой вероятностью не будет наследника, так еще и в браки начнут вступать беспорядочно, что приведет к снижению рождаемости в целом.

В некотором роде Ева положение спасла, конечно – хотя бы дефицита в херувимах больше не будет. Но Изабель-то об этом не знала!

 

И, наконец, по мелочи: виды птиц, имена и лепра

1) Всех медведей зовут на Бер-, полагаю, не только у медведей с именами заморочки? А в Имагинем Деи имена детей меняют на какие-то вычурные: Эсперанса, Изабель, Люцифера. Как вышло, что хорек оказался Хоорсом? Случайно?

2) Все ангелы не только ангелы, но и птицы. Изабель – лебедь, Раун – ворон, Люцифера – ястреб, как, судя по всему, и Лион. Каким образом магистры Имагинем Деи узнают, кому какой птицей быть? Зависит ли характер ангела, его темперамент и психологический статус от того, какая он птица? И делают ли они вид птицы заранее специально?

Если нет, то как это вообще выходит? Отчего зависит? И пцытались ди это как-то контролировать?

А если да, то к чему они не делают, например, всех орлами? Зачем им голуби? Или чайки, которые короткокрылые и даже не летают? Нафига им император – голубь, которого легко сожрать?

И тут же: Аньель называет Нойко сизарем. А Химари говорит: белый голубок Лигру не соперник а добыча. Так какой голубь Нойко? Белый или сизый?

3) Лепра. Опять лепра. Ей болеют все в империи, и все в империи нуждаются в конфитеоре. Конфитеор жизненно необходим, а владеет им казна, поэтому народ повинуется императору. Как система – это хорошо.

Но почему по-прежнему в тексте, в сюжете лепры нет. Никто от нее не страдает, никто не превращается в немощного старика, никто не умирает от лепры? Почему тяжелая болезнь так и остается декларацией со слов автора, но не влияет на сеттинг и сюжет.

 

Ну вот… наворчался – пока хватит. Есть у меня еще ряд претензий на обсудить, но тут и так много, боюсь никто до финала отзыва не доберется ))

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль