Бен Элтон. "Слепая вера"

+8
  • Бен Элтон
  • Слепая вера

Антиутопия и постапокалипсис – жанры, мягко говоря, не новые. Их скорее впору назвать «заезженными». Если романы-утопии можно уже смело заносить в Красную книгу, то антиутопические и/или постапокалиптические элементы содержит чуть ли не каждое современное произведение о будущем – всё равно, близком или отдалённом. А когда на словесно-тематическом «руднике» копошится одновременно столько рудокопов, сказать новое слово становится всё труднее и труднее. Что, собственно, и наблюдаем.  

Такие или примерно такие мысли одолевали меня, когда я начал читать роман Бена Элтона «Слепая вера», опубликованный впервые в 2007 году, а переведённый у нас в 2009-м. Сразу оговорюсь – я читал его в оригинале и всем, кто в достаточной мере владеет английским, рекомендую поступить так же. Но перевод Владимира Бабкова весьма и весьма неплох. Одним словом, что сможете – то и читайте. По моему мнению, оно того стоит. Но обо всём по порядку.

Первое чувство, которое испытываешь, начиная погружаться в этот роман – раздражение. Вот что вас в нынешней жизни больше всего раздражает? Можете взять ручку и составить список. На два, пять или (ну ладно, буду реалистом) на восемь листов. Дойдя до конца книги, скорее всего вы убедитесь – автор ничего не пропустил. Всё есть. И всё доведено до полного абсурда, до дичайшего гротеска. Собственно, сначала так и воспринимаешь эту вещь – как карикатуру, злобный шарж. И лишь потом каким-то образом понимаешь: а ведь автор-то не преувеличил ничего. Да, это сатира, но не на современное общество как таковое, а на его основные тенденции. Мол, если просто идти по всем тем дорожкам, которыми мы уже вполне успешно шагаем, то, глядите, вот аккурат сюда мы и придём. И когда понимаешь, что таки да, вот так оно, скорее всего и будет, – а местами и уже есть, – вот в этом месте и начинает продирать мороз по коже. Коему не мешает даже нарочитая заштампованность сюжета – тоже, кстати, поначалу изрядно раздражающая. Автор как будто специально демонстрирует – вот это слизано из «1984», вот это – из «Фаренгейта» Брэдбери… А герои! Весь классический набор картонных персонажей к вашим услугам! И лишь потом, когда понимаешь, что в произведении нет ни-че-го, абсолютно ничего оригинального, вдруг доходит – так ведь автор это специально устроил. Пародия внутри пародии внутри пародии. Шаблонность, возведённая в абсолют, при этом совершенно беззастенчиво рядящаяся в тогу исключительности и оригинальности. Вот это и есть ваша будущая жизнь, граждане. «Жрите бесплатно, царёчки природы» ©.

Вот поэтому я сознательно отказываюсь обсуждать сюжет, героев и композицию. Не столько из-за боязни спойлеров, сколько по другой причине: обсуждать-то действительно нечего. Совсем. Книга полностью лишена своеобразия, и я совершенно уверен, что это сделано преднамеренно – случайно такого эффекта добиться просто невозможно! И любая попытка как-то рассуждать об упомянутых выше материях неизбежно обернётся такой же тягучей банальностью.

А теперь о недостатках. Да, они у этой книги есть. Но, имхо, совсем не там, где их находит большинство рецензентов. По мне, автор всё же маленько заигрался, увлёкся мистифицированием читателя и под конец, чересчур войдя в роль, выдал шаблонно-пафосную концовку, но уже как бы «от себя», а не глазами героев. Выкинуть бы её – и было бы вообще отлично. Но и так хорошо. Ну, на мой извращённый вкус, конечно.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль