Рецензия не совсем на аниме. Скорее, на автора первоисточников.
Задействованные аниме:
Истории монстров (Bakemonogatari)
Истории подделок (Nisemonogatari)
Ящик предложений Мэдаки (Medaka Box)
Истории мечей (Katanagatari)
Иллюстрация к Katanagatari, как намёк: не обманывайтесь обложкой. Нисио-сенсей этого не прощает.
Аниме-индустрию начало потряхивать, когда в её ряды нестройным шагом вошел Нисио-сенсей. Правильней сказать – изврат-сенсей. Нежданчик прокрался на мягких лапах «Бакемоногатанри», но, как говорится, «внимания тогда не обратили». Нет, обратили, конечно же. Оказалось совершенно невозможным пройти мимо милейшего эччи. Только… только… нет, извращённость Нисио никак не в том, что он предпочитает «клубничковый» поджанр. Настоящее извращение преподносится в мозгах. Помыслы, мотивация, способы реализации. Когда смотришь «Бакемоногатари», лучше смотреть, а не слушать. И ни в коем случае не читать первоисточник. Я оказался неосторожным, я слушал. А потом читал. И попал в ловушку изврат-сенсея. Поруганная, вывернутая на изнанку мораль – визитная карточка, основной козырь Нисио-сенсея.
Если касаться экранизаций, то понимаешь, что только Симбо Акиюки с его трешовым видеорядом и экспериментами над концептуализмом мог адекватно изобразить то, что написал изврат-сенсей. Жаль, что он оторвался только на Монстрорассказах. Надеюсь, он взялся за всю серию и доведёт начатое до финального аккорда, воплотив всю историю Арараги-куна. Приквел, знакомство Арараги и вампирши читал несколько месяцев назад. Штормит до сих и пор, и, черт побери, это самая ожидаемая мной экранизация! Я хочу ЭТО видеть!
Мэдака не оставляет равнодушным. Это же надо так тонко и одновременно грубо и пошло простебать… та-дам(!) – Харухи Судзумию! Естественно, под каток попали и другие клоны, но основной упор именно на божественную Харухи. Потому что Мэдака тоже богиня своего рода. Хотя, я бы сказал – косящая под бога дьяволица. Она может всё. Она лучше всех во всём. Это вам не скучающая Харухи, нет, Мэдака в состоянии вполне осознанно разрушить мир, только цели её диаметрально противоположны целям Судзумии. У неё есть те, кто не позволит это сделать. Но не исподтишка, как команда «СОС», а по просьбе самой Мэдаки. Об этом говорится напрямую. В отличие от Харухи, Мэдака понимает свою силу. И понимает, что произойдёт, если она слетит с катушек. Хотя терпение у неё ангельское. Она всех любит. И в знак этой любви – целует. Она всем хочет помочь и всех сделать счастливыми. Но никто не ошибается на её счёт. Всем очевидно, что она – монстр. Возможно, не каждый, из встретившихся на её пути понимает, насколько она – чудовище. Но каждый отдаёт себе отчёт, что эта барышня с толпами динозавров в голове – опасна. Да-да, там для такой мелочи, как тараканы, места нет.
Но это всё – цветочки. Вникая в логику и мораль персонажей «Бакемоногатари» и «Ящика Мэдаки», я собирал собственный мозг по кусочкам. Тогда я ещё не знал, что приготовил Нисио-сенсей для моего испорченного сознания. На самом деле на сегодняшний день самой серьезной и трешевой работой является «Катанагатари», история, мимо которой прошли многие, подозрительно косясь на «детскую» рисовку. Я тоже косился. А потом подумал, что раз экранизация очередной новеллы Нисио-сенсея, то можно и рискнуть. Так просто и кавайно, как на обложке и в аннотации точно не будет. Я совершил ошибку, войдя в лабиринт. И первый раз ощутил, что в этом лабиринте Минотавр – не я. Меня сожрали.
Противоречие – главное определение для «Катанагатари». На самом деле дизайн персонажей с детскими лицами и пуговичными безэмоциональными глазами… спасает. Возможно, это первое противоречие, которое бросается в глаза. Несоответствие рисовки и содержания. Но, как оказалось, это мелочи. И я действительно хватался за рисовку, как за спасительный круг. Но напрасно. Меня отымели. Жестоко, беспринципно. Походя. Обычно главные герои либо «несут возмездие во имя луны», либо являются злодеями (Ягами-кун, спи спокойно, ты навсегда в моём сердце). В «Катанагатари» пресловутого «либо» не случилось. Шаблон безнадёжно разорван. Вот вроде они и правильные, Тогами и Шичика, и вроде складывается ощущение, что сейчас понесут то самое «во имя луны»… ан нет. «Обрыбитесь», — сказал изврат-сенсей. И наделил персонажей совершенно невозможной моралью. Это вам даже не добро с кулаками. Я не знаю, как это назвать. Этих героев любишь, им сопереживаешь, ими проникаешься. Но когда героям приходится убивать, хочешь вцепиться зубами кому-то в горло и одновременно заорать: «Почему так?! Зачем?!». Они убивают без сожалений. Потому что так нужно. Не заморачиваются ни на секунду. Нет, согласен, так и надо поступать со злодеями. Проблема в том, что их противники – не злодеи. И это видишь, это понимаешь. И поэтому рвёшься на части. А ещё понимаешь, что герои вовсе не отягощены моралью. Но в тоже время они правильные и положительные. Вроде бы. Нет, не вроде, они точно положительные и правильные. Но очень сложные в своей показательной простоте. Парадоксально то, что на фоне всей происходящей жести, они любят. Без страсти, без надрыва, без признаний и соплей. Даже не знаю, без чего ещё. Любят, даже незаметно для самих себя. Просто Тогами сказала в самом начале: «Полюби меня», а Шичика ответил: «Ладно». То, что показывают зрителю, это даже не романтично. Нет никакого рыцарства, когда Шичика носит Тогами на руках. Он просто это делает. Ему сказали, он исполнил. И просто осторожным движением наматывает её волосы себе на шею. Ему нравятся её волосы. Он с ними играет. В этом нет ни капли эротизма. И, как я уже говорил, в этом нет романтики. Но всё это невероятно трогательно. И почему-то причиняет боль. На самом деле понимаешь, что за кадром всё сложилось. У этих двоих действительно всё сложилось. Только где-то на неосмысленном интуитивном уровне. Но история не об этом. Это даже не драма, это трагедия двух людей. И заключается она отнюдь не в любви. Но для того, чтобы это понять – надо смотреть. И пересматривать. Жать паузу в определённом месте и биться головой о стену. Потому что даже мой изощрённый мозг признает: «Катанагатари» — самая трагичная история из всех, просмотренных мной в аниме. Да и не только в аниме. Я бы хотел её прочесть. Жаль, перевода нет, а с японским я не дружен.
Но это всё экранизации. А мне бы хотелось поговорить о Нисио Исине, как о писателе. На данный момент мне посчастливилось достать только «Бакемоногатари» и «Тетрадь смерти. Другая тетрадь». Второе я не хочу читать принципиально. Потому что там рассказывается об истории дома Ватари и история Л-а до встречи с Ягами-куном. Я просто не хочу это читать. Потому что мне неприятны «воспитанники дома Ватари», а Нисио заставит проникнуться ими. Такая вот причина. Так что остаются только Монстрорассказы. Да и те переводят по чайной ложке. Тем не менее, хоть что-то.
Нисио-сенсей задел за живое. За творческое. Даже в кривых переводах его работы воспринимаются как нечто особенное. Потому что он тот редкий писатель, который плевать хотел на все законы и каноны. Он откровенно издевается над формой и подачей. Причем, нет ничего вычурного, надуманного. Просто он не пытается писать «правильно». Его работы чем-то напоминают песнь акына: что вижу, то пою. С постоянными перескоками на «ой, а я ещё вот это забыл рассказать». Его работы похожи на сбивчивый рассказ зрителя, пытающегося передать историю, увиденную в фильме, и постоянно возвращающегося в своём повествовании к пропущенным ключевым моментам. Сумбурно и калейдоскопично. И совершенно просто в своей сложности. Одна из фирменных визиток – игра словами, омонимами. Головоломки, которые чуть более чем полностью построены на ошибочном смысле слов. Тем не менее, картинка в голове всплывает, и всё происходящее укладывается в стройные ряды понятного сюжета. Здесь нет заумного издевательства над читателями, но есть тонкое ехидное заигрывание. Но это только одна сторона медали. Есть и другая, идейная. Моральная. Всё же главная визитка изврат-сенсея – извращенная, вывернутая наизнанку мораль его персонажей. И нет, это не пресловутое противоречие характеров. Наоборот, характеры очень цельные и сбалансированные. Просто они думают иначе, у них другие ценности, отличные от общепринятых. При этом персонажи – не маньяки. То есть, это не тот градус извращения психики, когда человек перестаёт быть человеком и становится сумасшедшим элементом, орудием собственных заглюков. Нет, персонажи Нисио-сенсея вполне адекватны и социально выдержаны. И, кажется, что их тараканчики не так уж и необычны, но… есть одно но – если смотреть поглубже, то эти тараканища действительно страшны. Намного страшнее, чем у свихнувшихся убийц-маньяков. Потому что с последними всё ясно, крыша съехала от собственных комплексов и травм. Чего нельзя сказать о персонажах Нисио. У них просто другие ценности. И это не те ценности, которые вступают в конфликт с общепринятым укладом. Нет, они идут параллельно, и на первый взгляд даже не опасны. Из таких ценностей не рождается ни маньяков, ни революционеров. Честно говоря, мне в жизни не хотелось бы столкнуться ни с Арараги-куном и его барышнями, ни с Мэдакой и её командой, ни уж тем более с Тогами и Шичики. И необъяснимо ведь, почему. Только на интуитивном уровне.
Черт, я ему завидую. А ещё люблю и ненавижу.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.