Разбор по-мастерски № 40.
 

Разбор по-мастерски № 40.

11 июня 2015, 16:36 /
+10

Добро пожаловать на очередной разбор по-мастерски.

 

Цель — создание площадки для развития и совершенствования мастерства критиков.

 

Вашему суровому взгляду предлагается текст для разбора под названием «Ничего необычного, или Снежное не-свидание» авторства Сергея Чепурного (то бишь, моего).

И у нас уже есть три замечательных, талантливых разбора и одно милое лирическое впечатление от прочитанного:)

Акротири

КРИТИКА НА КОНКУРС

Так как я замоталась, как гусеница в паутине в 12-й и 13-й главах Крошки, и мне хочется когонить убить, то вот результат: злобищу надо пустить на чтонить полезное. Вот и.

Рассказ мне не понравился.

Сюжет: неожиданная метель, но ГГ невзирая на заносы, делает сюрприз и точно так же неожиданно падает как снег на голову знакомой девушке, преодолевая сугробы и ее нежелание видеться. Рассказ перегружен вбоквеллами, размышлениями о вообще и стебом героя по любому поводу настолько, что забываешь о чем, собственно, идет речь и куда мы все стремимся и сама кульминация рассказа (долгожданная встреча) теряется в россыпи мелких предыдущих акцентов как еще один вбоквелл. То есть мы шли, шли, шли с героем и как-то в результате не особо и обрадовались и даже не сильно поняли, что ура! уже дошли. Ну и завершение рассказа вбило последний гвоздь в гроб:

То есть

Было ли у нас потом вон “то самое”?

Конечно, было.

У неё – с другим мужчиной. У меня – с другой женщиной.

Продолжения наших отношений, как и предполагал мой разум, не случилось.

Но та поездка всё равно была не зря…

Я, как читатель, не ждала именно сексуальной сцены, то бишь «того самого» как кульминации, но хотелось кульминации как таковой — чего-то за ради чего я это читаю, ради чего писалась эта история. А то и девушка не сильно рада, и вообще, «поездка была не зря» звучит как оправдание, что сорри, вот так вот, ничо не вышло, но хоть так. Обидно мне, как читателю. Что этот эпизод и для героя стал просто «всё равно вроде бы и не зря»…

*

Общие замечания по структуре (постоянные углубление в мелочи и в стороны, откосы от главной мысли и линии рассказа) касаются и схемы построения предложений. То есть автор не только сотворил винегрет из всего рассказа, но нашинковал по маленькому винегретику во многих предложениях, сбивая читателя с панталыку (чтоб понадежней прошло утопление читателя)

Например:

Снег лежит на полях нелепыми проплешинами странной формы, из-за чего сверху земля кажется рядом огромных шахматных досок, неравномерно отделённых друг от друга грунтовыми дорогами и лесопосадками.

я понимаю, хочется дать феерическую картину. Но возникает вопрос, ГГ висел где-то под облаками, разглядывая поля, превратившиеся в шахматные доски — т.е. области сложенные из черно-белых квадратиков и такие области складывались в еще бОльшие области по системе фрактала?!

И я не поняла ПОЧЕМУ сверху? ГГ дома же сидел и более всего видел белое в окне и сугроб под дверью… Или он мысленно летал?) Это хорошо канеш, как глобальное введение в погоду, но, по-моему, это глобальный перебор, настраивает на что-то с самолетами, а потом пшик и пешедрал и тд… То есть введение не играет на рассказ, а отвлекает в сторону.

*

Поводов к нему у меня имелось два. Первый – это было на Татьянин день. Не ахти какой праздник, да и не студент я давно, как и моя знакомая, но он вытекал из следующего повода и, по сути, был вторым.

вот тут кучка «самцов» Праздник, студент, и еще бывший где-то там впереди «повод»

Он вытекал, — Э? Кто вытекал? Студент? Прадник? Повод вытекал из повода? Да еще был вторым? Автор! А по шее?

Стебацки постоенные предложения заматывают смысл. Тут со стилистикой надо аккуратно, не пересолить, иначе отравиться можно. Смысл теряется.

*

неожиданные препинаки, неожиданные тире, кавычки посередь точек — оставлю стороной.

*

Меня смущают смыслы, расползающиеся и множащиеся, как тараканы.

Однако расстояние меня не смущали никогда.

Но снег порой бывает коварнее расстояния.

Бог с ней с опечаткой (расстояние — смущало)

но в чем коварность расстояния? Оно стабильно же? Снег, да, то есть, то нет, а расстояние? Как было стописят км, так и есть стописят км…

*

допив очередную чашку чая, я встал из-за стола, глянул на часы, затем – в окно и, ёрничая, процитировал погоде, как бы подводя итог нашему ночному диалогу: “Ну если я чего решил – так выпью обязательно! Но к этим шуткам отношусь я очень отрицательно!”,

Я тупой старый женщин, отягщенный пивом и воскресеньем — не поняв шутку ёрничания. Ну допил последнюю чашку и в чем суть? Ранее он всегда последнюю чашку выливал в окно? Или это должно было показать безнадёжность героя, не нашедшего над чем пошутить, вылезая в метель и в ночь делать упсик малознакомой девушке?

Если он чего решает, то всегда это выпивает? Но к этому относится отрицательно и поэтому разгваривает с погодой?

Не, я честно не поняла.

*

потом идет однообразное и равномерное описание каждого шага опять без микрокульминаций, просто каждое предложение пытается стать звездой экрана и я утомилась в этом   винегрете.

*

Даже не ради этих её слов я сегодня к ней поехал. А – ради этих пауз. Ради тона, которым слова эти были сказаны

То есть вот это, теоретически, суть рассказа. Затоптанная, засыпанная бесконечными словосплетениями и ёрничанием. То есть еще и не выдержан жанр. Суть — романтическая, а жанр стебалово.

*

+ шахматная доска, заявленная в начале так и повисла не выстрелившим ружьем, а была бы чудная аллегория с заблудившейся пешкой, пришедшей не к той королеве и можно было бы чудненька закончить рассказ…

*

ТО есть. Заключение.

Рассказ необходимо сократить самым жестоким образом. Серьезно задуматься над стилем, проработать динамику (как построение предложений отражаются на динамике и просто тупо математически нарисовать схему и поиграть с разными типами предложений, разбираясь как они работают на динамику)

Сделать схему рассказа написав синопсис с точками кульминаций и снова расписать рассказ, ведя повествование по ним, сделать НОРМАЛЬНУЮ кульминацию всего рассказа с заключением и, фиг с ним, с эпилогом…

Пока это сырая каша.

Что могу посоветовать: Разабрать по косточкам рассказы bbg Бориса, который отличается жесткой конкретикой. Разобрать для себя, чтобы понять, как идти к главной идее рассказа и как на нее делать акцент.

 

Потанина Полина

Критика на конкурс.

Не знала как за такое дело взяться, поэтому расписала все по схеме.

1. Общее впечатление от рассказа.

Рассказу не хватает цельности. Впечатление, что автор изначально не определился, что и в каком стиле он хочет написать.

Что должно было получится? Милая добрая история о том, как юноша, стремясь к девушке, преодолел снежную стихию и устроил любимой небольшую сказку? Или классически-реальная история, чуть не газетный очерк, где все рассказывается подробно и обыкновенно. Но при этом читатель видит, как под всей этой обыкновенностью «вызревает» чудо. Его создает юноша, оно меняет душу девушки и отраженным светом влияет и на юношу тоже. Или это история о «психотерапевтическом действе» для девушки, которая неуверенна в себе. При этом «психотерапевт» слегка циничен и рассуждает про «было-будет» у нас «это» или нет? Или это история еще о чем-то?

Сейчас в рассказе присутствуют элементы всех историй. Это сильно мешает при чтении.

Эта общая неопределенность видна и в названии рассказа.

«Ничего необычного» — так можно было бы назвать историю в стиле классического реализма.

«Снежное не-свидание» — это название для романтичной истории, для сказки.

А все в месте это как-то не очень удачно.

Надо сказать, что автор взялся за трудную тему – тему чуда. Чудо – оно как бы «не отсюда», не из нашего мира. Ощущение чуда — штука хрупкая, тонкая. Удержать это ощущение в атмосфере повествования – задача сложная.

Автору рассказа она частично удалась.

2. Повествование, язык и стилистика.

Можно смело сказать, что 3000-4000 знаков в этом тексте лишние.

Даже если, добиваясь цельности повествования, убрать из рассказа «лишние» элементы, все равно останется много «воды».

Кажется, что автор не совсем доверяет фантазии читателя и местами старается объяснить все излишне подробно. Что перегружает текст, размывая «картинку».

Еще один минус – много больших сложных предложений. Неоправданно много.

Но, при всем этом, текст читается достаточно легко.

Само повествование внятное, что весьма приятно. Сцены «не наплывают» друг на друга, хотя и слегка размыты из-за «воды». Другое дело, что может быть они не все нужны.

3. Герои.

Девушка в рассказе получилась весьма живой. Прямого описания ее личности нет, но через реплики в разговорах, поступки, жесты видна ее индивидуальность, ее живая реакция на происходящее.

Правда, описание внешности чуть-чуть подкачало, оно немного корявое.

А вот главный герой весьма загадочен. Его местами как будто вообще нет. Ходит кукла, что-то делает – и все. Автор описывает только некоторые эмоциональные реакции и немножко – размышления и решения. А ведь это повествование от первого лица. У главного героя есть и настроение, и какое-то отношение к миру вокруг. Но автор про это почти не рассказывает.

4. Достоверность.

Достоверность истории – высокая. Ощущение, что рассказан реальный случай из жизни.

5. Психология отношений.

Тоже ощущение, что из реальной жизни взята. Все вполне достоверно. Правда, местами чуть-чуть преувеличено.

6. Основная мысль текста и её отображение.

Про это я не могу ничего сказать – с ней еще сам автор недоразобрался. Пока она только смутно виднеется.

7. Ошибки и ляпы.

«Обычно в наших краях зимы малоснежные.»

Можно сказать «Обычно в наших краях глухари некрупные.» Но про зимы так говорить нельзя – они же не стаями ходят. Или «Обычно в наших краях зима малоснежна», или «У нас зимы малоснежные».

«…рядом огромных шахматных досок…»

До этого «…нелепыми проплешинами странной формы…», после этого «…неравномерно отделённых друг от друга…»

Шахматная доска – понятие достаточно строгое, и здесь она сильно выпадает из контекста. Может ее тоже сделать «непрямой»? «…рядом разнокалиберных, кособоких шахматных досок…»

«…облцентр оказался на время парализованным.» Это не совсем верно. По контексту – «на время парализован».

«…но эффекта от такой предусмотрительности не получилось»

Правильней — «…желаемого эффекта…».

«издевательски летящим снегом,» — это как? Надо переформулировать.

«… им оставалось только бессильно скрежетать зубами»

Вы много водил видели, которые скрежещут зубами? Им одних матов вполне хватает.

Не надо чрезмерности в описаниях – она уводит с основного повествования.

«…очередной раз проезжая…»

Может «расчищая»? А то чего они туда-сюда катаются?

«Поводов к нему у меня имелось два»

Это не ошибка, но некрасиво звучит «к нему у меня имелось». Лучше как-то по-другому.

«и, по сути, был вторым. А по сути первым был» — повторы. Их в больших описаниях лучше избегать.

«Для того, чтоб нам (что сделать?) увидеться, мне надо было сначала (что сделать?) добраться до облцентра, затем (что делать?) делать пересадку.»

В таких описаниях- перечислениях действий везде должно быть одинаково – или «что делать?», или «что сделать?»

«Правда, снег порой бывает коварнее расстояния»

«…расстояний»!

«Наконец, докурив очередную сигарету и допив очередную чашку чая, я встал из-за стола, глянул на часы, затем – в окно и, ёрничая, процитировал погоде, как бы подводя итог нашему ночному диалогу: “Ну если я чего решил – так выпью обязательно! Но к этим шуткам отношусь я очень отрицательно!”, после чего написал записку родным и стал собираться на первый рейс нашей маршрутки.»

В этом предложении 375 знаков с пробелами.

Это уже слишком.

Автор, не надо длинных предложений. Они мешают восприятию текста. Читатель, вместо того, что бы картинку себе представлять, концы с концами в предложении сводит, за логикой следит.

В этом рассказе длинных предложений слишком много!

«… миловидную блондинку с вьющимися на кончиках волосами до плеч»

Очень коряво. Надо перефразировать.

«В тот раз у нас “ничего не было”, каким бы странным это не казалось.»

Я не уверена, что это правильно.

«…каким бы странным это…». Это – это то, которое «ничего не было»? Тогда почему оно должно быть каким-то странным? Или это – это обо всей ситуации? Тогда «как бы странно это не показалось».

«Но я никогда не стремился уложить девушку в постель на первом свидании – хотя, скорее всего, это было неправильно (где? в чем? для кого? с какой точки зрения?), не по-мужски (с какой точки зрения, опять же?), старомодно (а это здесь причем? опять же – для кого?) и никогда не отвечало подсознательным желаниям всех девушек (не говорите про всех, это известно не априори, потому — отвлекает. или это все ваши девушки – тогда это надо указать).»

В этом предложении большая смысловая нагрузка. Но каждый элемент ее не поддерживается контекстом. Как будто это говорят разные люди:

Неправильно

не по-мужски

старомодно

никогда не отвечало подсознательным желаниям всех девушек.

Если бы оставить какую-то пару определений – то было бы лучше.

А так — это немного слишком. И по смыслу — как-то раздергано.

Как вариант — можно каждое определение как-то уточнить, чем-то дополнить. Может тогда всё сложиться в цельную картинку.

«В городе я был около семи утра…» В каком городе? Может лучше как бы напомнить читателю, что происходит?

«В город я приехал около семи утра…»

«как мог, прятал под чёрным полупальто»

Что за полупальто, чье оно? Если главного героя, то почему он вдруг смотрит на себя со стороны?

«модном чёрном коротком полупальто»

А полупальто бывают длинные?

«…коснулся губами её снежной щеки.»

Снежной – в каком смысле?

Если «заснеженной», то они же в кафе сидели, должны были хоть немного, но согреться.

Или девушка бледная, как снег?

В общем, надо это как-то переиначить.

«У самых дверей я остановился и обернулся:

— Танюш, ты спрашивала, зачем я приехал… Вот, возьми. – Я расстегнул своё пальто и протянул ей слегка помятый, но всё ещё живой букет бледно-розовых роз. – С праздником тебя, – повторил я.» И далее по тексту.

Красивая сцена. Но! Такое впечатление что это все происходит в дверях кафе. А там же, наверно, люди ходят или как? Место общественное.

А потом сразу они уже у маршрутки.

«— Ты…ты приезжал только за этим? – наконец выговорила она, когда мы уже подошли к маршрутке.»

Как-то не очень реально это. Провалы какие-то. Картинка ломается.

«Конечно, то, что я сделал, было абсолютной глупостью. И конечно, ничего в наших отношениях не изменилось бы, и никакого развития не последовало бы. И дело не во мне – я знал, что меня не испугают расстояния. Дело – в ней, а я, наверно, не смог бы быть убедителен настолько, чтобы она мне поверила и доверилась.»

Здесь речь идет о «если бы». Но совершенно непонятно – «если бы» в каком случае? Если бы он не приехал? Или приехал?

«и я знал, что если бы внял голосу разума, то долго жалел бы об этом.»

А что разум-то предлагал?

8. Мои впечатления.

А общее впечатление неплохое. Написано светло, читается легко. Местами коряво, но местами очень искренне, что очень важно.

9 Мои рекомендации.

Убрать «воду» из текста, «разобрать» сложные предложения на простые;

четче определиться с идеей;

пересмотреть сюжет – может, нужно что-то добавить, а что-то убрать – все должно работать на идею;

сделать ярче эмоциональные реакции главного героя, «сочинить» его, что бы была видна личность;

потом отложить, то что получилось, перечитать через пару недель и поправить еще раз.

А пока рассказ будет «вылеживаться», написать еще 3-4 произведения, а лучше 5-6.

Мне кажется, автор может писать хорошую прозу.

Ему для этого надо только писать – чем больше, тем лучше.

 

Лев Елена

Паук на снегу

Я не читаю до начала работы над разбором и отзывы участвующих и даже комментарии, чтобы не «сбить» личное впечатление от текста.

Хочу предупредить Автора и читателей – в данном случае – это уж точно ооочень личное впечатление.

Возможно Автор даже не представлял того, что скрыто в его маленьком тексте. Я вытащила на свет, может, больше, чем надо. Но если, кто будет называть это «выдумкой», постараюсь в своем разборе привести доказательства.

Признаюсь, я – большой любитель игр подсознания. И потому всё время нахожусь в поиске скрытых смыслов, подводных течений. А в этом рассказе их предостаточно.

Пусть будет свободно текущее рассуждение в узких рамках правил.

Итак, начнем.

Знаете, мой кот обожает клубки ниток. Он может выслеживать понравившийся клубок сутками, пока не доберется до него. Затем начинается жуткое действо: кот создает конструкцию из ниток, опутывая ножки столов и стульев, ручки кресел и дверей. Он опутывает всю комнату, вплетая отдельными элементами в общую композицию швабру, телевизор, подушку. Добивается ли он какой цели? Например, чтобы я в темноте едва начавшегося утра попала в ловушку и разбила лоб? Конечно, нет. Он просто забавляется игрой, даже не представляя, к каким последствиям может привести игра.

Так, ничего необычного.

Вот паутина паука – это совершенство. Логика, расчет, конструкция, проверенные веками эволюции. И цель. У паутины всегда есть цель – поймать.

Автор рассказа начинает плести свою паутину ещё в названии. Успокаивает нас — «ничего необычного», заманивает нежным «снежным» и ставит в тупик «это совсем не свидание».

Автор быстро скрывается за спиной персонажа и продолжает вкрадчиво плести. «Обычно в наших краях зимы малоснежные. Снег лежит на полях нелепыми проплешинами…» Уводит от пейзажа в нелепость – образ шахматной доски. Ну, я то понимаю – это предложение поиграть. Поиграть смыслами и намеками. Поиграем.

Вот веет опасностью – «тонкий наст, опасный ледник».

Автор долго рассказывает, чем возмущает читателя, о нынешней зиме. Вплетает в текст опасные слова – «суровый, неизвестно, налетел, сбил, отрезаны, отчаянный, издевательский, бессильно скрежетать…»

Читатель в недоумении – да, разве можно в таких условиях появиться свиданию? Читатель даже думает, не замерзнет ли главный герой? Не погибнет ли, стремясь к возлюбленной своей? Не является ли качеством его характера безрассудство?

Нет, говорит Автор, он же — Главный Герой. «Я понимаю, что вы, читатели, в недоумении. Представляете, вот в такую погоду я и поехал на свидание».

Ох, как же интересен этот персонаж!

Он, хорошо понимая условия погоды, причиной поступка приводит нам прежде всего не эмоции, не тоску души. Он перечисляет поводы. Логично перечисляет. Плетет паутину слов, за которыми скрывается основное — желание прикоснуться к ничего неподозревающей жертве, вызвать в ней эмоциональный отклик. «Я поймал себя на мысли, что это было бы очень здорово.» Ах, змей! И как этот вертихвост говорит о ней: не ахти, знакомая, очередной раз, день с девушкой. Имя стало всего лишь поводом к выбору именно её кандидатуры. Был бы день Елены, досталось бы Елене.

Лично я, как читатель, с этой минуты стала подозревать в поступках героя скрытый пласт паучьей философии. «Я сделаю ей своеобразный сюрприз…» Чёрт! Я не добегу, не буду согревать её ладони, не буду дышать на её щеки, не буду мерзнуть в тонких ботинках. Нет! Я создаю план и по нему действую. Вот, что читалось мне между строк.

Снег немного смешал план. Паук затих. «В ту ночь я не спал и, сидя на кухне, пил крепкий чай, нервно курил и наблюдал». Ждал добычу. Нервничал. «Циклон прилетел специально, чтоб не дать мне возможности поехать». «Я чувствовал себя уязвлённым». «Сможешь ли не отказаться от своей идеи?» «У тебя – всего два выходных дня, ты только что приехал чёрт-те откуда, во вторник – опять на работу, так зачем же убивать один из выходных на нелепую поездку неизвестно зачем и для чего?”

Эти цитаты только из одного абзаца, посвященному смущению и досаде главного героя. И только один раз в нем упоминается имя цели.

Однако, признается герой, истинный паук, «расстояние меня не смущало никогда». «Снегом меня тоже не испугать». Решение принято («Решение было таково…»), но Автор не спешит. Снова развешивает герой перед читателями целое полотно из паутины.

Рассказ о знакомстве, попытка вызвать сочувствие – «небольшое село, живу с родителями».

Но точные цифры – 150 км, отчет о действиях «докурив очередную сигарету и допив очередную чашку чая», «мне надо было сначала добраться до облцентра, затем делать пересадку» не прибавили мне, как читателю, уверенности в чистоте намерений паука.

Да вот он и сам хладнокровно сообщает: «Ну, если я чего решил – так выпью обязательно!» Чего?! Крови?!

И снова паутина словес. Пока доберешься до точки в предложении, уже и забудешь о своих подозрениях! «Правда, водитель предупредил, что и сам не знает, будет ли следующий рейс – “видите, мол, какая погода”, – на что я, понимающе кивнув, сел на свободное место, сжался, обняв себя руками, и, включив в наушниках музыку, задремал». Обхватив себя руками. Ага! Паук, сложивший лапки!

И снова прорывается в большом абзаце снисходительное отношение к жертве: «сюжет, старая комедия, герои комедии, первое знакомство благополучно завершилось, я удалил номер девушки, обоюдного веселья…»

Чего же ты едешь-то сквозь снег?! Чего ты хочешь на самом деле? «С тех пор наше общение покатилось как по маслу». К чему ты ведешь жертву?

А как аппетитно паук расписывает предвкушаемую трапезу! «Пропорционально сложена», «Она не была худенькой, скорее наоборот – обладая довольно крупной костью, она выглядела как “девушка в теле”, но отнюдь не полной». Меню ресторана людоедов? И ничего об имени. И ничего о сексуальном влечении, о взрыве в мозгу, огне в сердце. Один холодный расчет.

Но не тело интересует паука. Это вторично. Он проговаривается: «никогда не отвечал подсознательным желаниям всех девушек». Он их изучал до пластов подсознания?!

«Намного важнее для меня было получить сердце девушки, а не её тело». Змеище! Паучище в черном полупальто! Мягко проникнуть в муху и ввести парализующий яд.

«Тело всегда пойдёт вслед за сердцем, рано или поздно, а вот сердце ещё хорошенько подумает, идти ли за телом в постель или перекурить “это дело” на пороге…» На этом моменте мне стало страшно. Ведь это герой нашего времени. Холодный, как снег, паук на тонком льду! Он никогда не провалится, ибо легок. И ветром его не снесет, ибо цепок. И до жертвы доберется!

Смотрите, как он хладнокровно оценивает ситуацию! «Центральные улицы и подъезды к домам для машин были хорошо расчищены», «Я сел в нужную мне маршрутку, подождал, пока она выедет за территорию автовокзала и только потом позвонил».Готовится охота.

«При всём том, что водитель вёл машину крайне аккуратно», «За это время я пару раз звонил Тане – рассказать, где мы сейчас». Понятно: не уходи, не исчезай – я бегу по паутине.

Хотя герой всё замечает — «было видно, что сейчас её мысли совсем о другом», паук привязывает по ниточке жертву к себе! «Ты не рада меня видеть? – поинтересовался я, мелкими глотками, стараясь растянуть удовольствие, глотая горячий чай». Удовольствие в чае! А не в общении с человеком.

И вот последний узел, против которого жертва уже неизбежно не в силах противостоять: «я слегка коснулся губами её снежной щеки». Смертельный поцелуй сделан. Жертва цепенеет.

По пути в логово паук признается в своем довольстве: «На душе у меня было легко и радостно, на сердце – спокойно.» Он рассуждает, философствует. Долго. Три абзаца.

Жертва звонит первая сытому обогретому пауку. Он доволен. Он получил эмоциональный пир.

Но как любой паук, склонный к завершенности паутины, не может не спросить: «Как цветы?» Конечно, он же потратился! Паук наивно бросает фразу: «О цене, уплаченной мною ради этих десяти-двадцати минут, я даже не думал». Ха! Мы, читатели, уже подумали об этом. Вместе с главным героем. И потом долго главный герой убеждает нас в чистоте помыслов.

Но я уважаю персонажа девушку. Пусть из нее вырвали кусочек сердца. Пусть она не заметила, что 30 минут возвращалась одна в пургу и холод домой, усадив гостя в маршрутку. Но она что-то поняла. И я надеюсь, что сумеет сделать выводы и бороться с эмоциональными пауками. «Да… – задумчиво ответила она. – Я это долго буду помнить…»

И паук холодно признается: «Продолжения наших отношений, как и предполагал мой разум, не случилось. Но та поездка всё равно была не зря…»

Прежде всего, она была не зря для паука, удовлетворенного своим поступком, результатом продуманных действий, разрушительными последствиями «встречи ни о чём», выведением жертвы из равновесия.

Да. Вот так прочитала я рассказ.

И я восхищена. Честно. Гладкая речь, хорошо сплетенная паутина чувств, умение создавать в рассказе второе дно, интуитивное прочтение персонажей, чувство слова (скорее всего подсознательное).

Интересный рассказ, многообещающий Автор.

Вот тут представьте женщину, дописывающую последние слова этого разбора. Она улыбается. Даже хихикает. Она думает: писать -не писать последнее предложение.

Решается. «Во имя всех женщин! Вы, Автор, всё же не паук, а ещё котенок, овладевший желанным клубком и пытающийся создать веселую ловушку».

 

И

Милое лирическое впечатление от Линды

не разбор. просто впечатление от прочитанного.

Милая зарисовка. Как рассказ от друга вполне нормально, но как художественный текст — все-таки слабовато.

Здесь нет конфликта, поэтому на цельное произведение не тянет, только как зарисовка. И на счет героев скажу. Здесь самый яркий герой – это снег. А сам гг и его подруга немного стерлись на фоне погодных условий. Нет ярко выраженных отличительных черт, которые бы придали колорит персонажам. Он обычный, она тоже. За что зацепиться читателю? Сюжет плавный, вполне предугадываемый, без крутых поворотов. Герои серенькие. И слог у автора тоже не сильно притягивает внимание.

О достоверности. Верю, что в такую погоду можно пуститься в авантюрное путешествие. Зов души – это мило и романтично.

Основная мысль текста – а вот, захотел сделать приятное девушке и сделал.

Если писать такие зарисовки, то их нужно раскрашивать необычными красками в виде стилистических находок, какими-то метафорами, сравнениями. Не знаю, что еще, но так написать, чтобы читателя цеплял именно слог, если сам сюжет не подразумевает никаких неожиданностей.

 

Общие правила

1. Победитель предыдущего тура — Ведущий — выбирает произвольный текст объемом 5-25 тысяч знаков с пробелами (согласие автора обязательно) и создает новую тему с заголовком «Разбор по-мастерски — <порядковый номер>»

2. Любой желающий новым комментарием пишет критический разбор на предложенный текст. Форма произвольная, но от нее зависит результат голосования.

3. Участники, зрители и критикуемый автор вправе вступать в вежливую и доброжелательную дискуссию с критиком в комментариях к критическому разбору.

4. Участники, зрители и критикуемый автор голосуют плюсами и минусами за критические разборы.

5. Через неделю Ведущий объявляет Победителя — автора критического разбора с наибольшим количеством голосов.

 

Как оформить разбор

1. Критический разбор просим публиковать с новой ветки, тогда он точно не потеряется среди других комментариев;

2. Просим не прятать разбор в оффтоп, чтобы он выделялся среди других веток;

3. С той же целью убедительно просим помечать каждый разбор вот таким заголовком:

КРИТИКА НА КОНКУРС

4. Желательно, чтобы в обзоре содержались разделы: соответствие названия тексту, насколько полно раскрыт сюжет, насколько глубоко проработаны персонажи, стиль, язык, легкость чтения, достоинства и недостатки, выводы.

 

Схема критического разбора (можно свою)

1. Общее впечатление от рассказа;

2. Повествование, язык и стилистика;

3. Герои;

4. Достоверность;

5. Психология отношений;

6. Основная мысль текста и её отображение;

7. Ошибки и ляпы;

8. Мои впечатления;

9 Мои рекомендации

 

И, наконец, текст для разбора. Кол-во знаков с пробелами - 16624

Автор: Чепурной Сергей

Ничего необычного, или Снежное не-свидание.

 

Обычно в наших краях зимы малоснежные. Снег лежит на полях нелепыми проплешинами странной формы, из-за чего сверху земля кажется рядом огромных шахматных досок, неравномерно отделённых друг от друга грунтовыми дорогами и лесопосадками. Чёрные и белые клетки чередуются между собой на таких досках в весьма прихотливом порядке. Иногда этот снег – рыхлый, иногда это – скользкий тонкий наст, по которому ступаешь, как по леднику.

Однако в этом году зима выдалась на удивление суровой, особенно – в конце января. Неизвестно откуда налетевший циклон за одну ночь замёл дороги, сбив снег в такие плотные сугробы, что не каждый трактор мог пробить в них колею. От цивилизации и друг от друга оказались отрезаны не только маленькие сёла, но и райцентры. Даже облцентр оказался на время парализованным. Вопреки чиновничьим традициям, технику выгнали на междугородние трассы ещё ночью, когда метель только начиналась, но эффекта от такой предусмотрительности не получилось. Все отчаянные усилия водителей тут же исчезали под порывами ветра и издевательски летящим снегом, так что им оставалось только бессильно скрежетать зубами и отчаянно материться, в очередной раз проезжая один и тот же участок дороги.

Вот в такую погоду я и поехал на свидание.

Поводов к нему у меня имелось два. Первый – это было на Татьянин день. Не ахти какой праздник, да и не студент я давно, как и моя знакомая, но он вытекал из следующего повода и, по сути, был вторым. А по сути первым был “железный” для меня аргумент: мою знакомую звали Татьяна. И за несколько дней до снегопада, в очередной раз созваниваясь с ней и болтая обо всём на свете – в том числе и о том, кто чем будет заниматься на выходных, – я поймал себя на мысли, что это было бы очень здорово – провести Татьянин день с девушкой по имени Таня.

Тогда я не стал делиться с ней этой идеей, решив сделать своеобразный сюрприз. Я знал, что не нарушу её планы никаким образом, знал, что и она не против встречи – как вариант мы это обсуждали ранее. Так что всё складывалось неплохо…

…пока не пошёл снег.

Несмотря на усталость – я только днём вернулся домой после недельной командировки, – в ту ночь я не спал и, сидя на кухне, пил крепкий чай, нервно курил и наблюдал, как снег заметает наш двор. Сон всё не приходил; меня колотило непонятное возбуждение; я чувствовал себя уязвлённым подростком, которому казалось, что циклон прилетел специально, чтоб не дать мне возможности поехать к Тане. Порой же казалось, что это – то ли испытание – “а насколько, мол, ты потерял голову от этой девушки? сможешь ли не отказаться от своей идеи?”, то ли – предостережение – “не глупи, мол, приятель, никому это не нужно, а ей – так тем более… У тебя – всего два выходных дня, ты только что приехал чёрт-те откуда, во вторник – опять на работу, так зачем же убивать один из выходных на нелепую поездку неизвестно зачем и для чего?..”. Странно-вкрадчив был голос у женщины-погоды в эту ночь, словно ей нравилось искушать меня.

Мы с Таней были знакомы полгода. За это время виделись только один раз. Она жила в другом городе-райцентре в 150 километрах от меня; я жил в небольшом селе с родителями. Для того, чтоб нам увидеться, мне надо было сначала добраться до облцентра, затем делать пересадку. Однако расстояние меня не смущало никогда.

Правда, снег порой бывает коварнее расстояния.

Наконец, докурив очередную сигарету и допив очередную чашку чая, я встал из-за стола, глянул на часы, затем – в окно и, ёрничая, процитировал погоде, как бы подводя итог нашему ночному диалогу: “Ну если я чего решил – так выпью обязательно! Но к этим шуткам отношусь я очень отрицательно!”, после чего написал записку родным и стал собираться на первый рейс нашей маршрутки. Решение было таково: если за ночь дорогу не прочистят, пойду пешком до райцентра. Снегом меня тоже не испугать…

К счастью, дорогу прочистили, и маршрутка приехала вовремя. Правда, водитель предупредил, что и сам не знает, будет ли следующий рейс – “видите, мол, какая погода”, – на что я, понимающе кивнув, сел на свободное место, сжался, обняв себя руками, и, включив в наушниках музыку, задремал.

* * *

Наше знакомство немного напоминало сюжет старой комедии “Привычка жениться” с Алеком Болдуином и Ким Бэсинджер. Разница была лишь в том, что речь шла всё-таки не о свадьбе, и в том, что знакомились мы друг с другом, в отличие от героев комедии, всего лишь два раза. Оба раза – через колонку объявлений в одной из газет. Оба раза я позвонил по указанному телефону. Но если в первый раз наше заочное общение сошло на нет примерно через месяц-два, то уже во второй раз оно растянулось надолго. После того, как первое знакомство благополучно завершилось, я удалил номер девушки из телефонных контактов и, естественно, в памяти он у меня не отложился. Зато сколько было обоюдного веселья после нашего второго знакомства – примерно через пару лет, – когда всё по тому же телефону выяснилось, что мы друг друга знаем!..

С тех пор наше общение покатилось как по маслу и докатилось до первого свидания, на котором я увидел высокую, пропорционально сложенную миловидную блондинку с вьющимися на кончиках волосами до плеч. Она не была худенькой, скорее наоборот – обладая довольно крупной костью, она выглядела как “девушка в теле”, но отнюдь не полной. Ей удивительно шла её стать, но, по всей видимости, сама она немного стеснялась своей внешности. Мне она понравилась.

Мы быстро нашли много общих тем для разговора. И, конечно же, заговорили и о первой неудаче. Таня уверяла, что не получила моё смс (это было весьма судьбоносное на тот момент смс, в котором я в шутливой форме предлагал встретиться), и спрашивала, почему я не перезвонил. Я же честно объяснил, что, не получив ответ, решил, что неинтересен и не стал навязываться. Сошлись на том, что во всём виновата мобильная связь. Так оказалось проще.

В тот раз у нас “ничего не было”, каким бы странным это не казалось. Но я никогда не стремился уложить девушку в постель на первом свидании – хотя, скорее всего, это было неправильно, не по-мужски, старомодно и никогда не отвечало подсознательным желаниям всех девушек. Намного важнее для меня было получить сердце девушки, а не её тело. Тело всегда пойдёт вслед за сердцем, рано или поздно, а вот сердце ещё хорошенько подумает, идти ли за телом в постель или перекурить “это дело” на пороге…

* * *

В городе я был около семи утра, ещё через полчаса добрался до автовокзала. Купленный букет бледно-розовых роз я, как мог, прятал под чёрным полупальто, наивно надеясь укрыть их хотя бы от ветра, если не удастся спасти от мороза.

Хотя в городе ветра не было. Центральные улицы и подъезды к домам для машин были хорошо расчищены, движение не прекращалось ни на минуту. “Прекрасно, – подумал я. – В одну сторону я попаду. А обратно – будет видно…”

Я сел в нужную мне маршрутку, подождал, пока она выедет за территорию автовокзала и только потом позвонил Тане. Несмотря на выходной, она уже не спала.

— Привет.

— Привет! – Даже по её голосу я слышал, что она улыбается.

— С праздником тебя!

— Ой…спасибочки! И тебя тоже…

— Меня-то зачем поздравлять? – Я невольно улыбнулся в ответ. – У тебя ж день ангела, не у меня. Я не учусь, сама знаешь… Тань, я сюрприз небольшой приготовил.

— Какой? – Ох это женское любопытство…

— Я через пару часов к тебе приеду. Давай в кафе посидим, как тогда…

Повисла пауза. Затем Таня спросила внезапно изменившимся голосом, в котором явно прорезалось волнение:

— Тты…едешь?.. Ты шутишь?.. Ты видел, что на улице творится?..

— Видел. Но ничего страшного. Дороги чистят. Транспорт ходит. Всё хорошо.

— У нас только начали чистить, части маршруток вообще нет. Ты ж не выберешься потом от меня! Димка, не выдумывай! Давай лучше потом, а?

— Тань, уже поздно. Я в городе. Мы сейчас на трассу выезжаем.

— Дим! – В её голосе зазвучали металлические нотки. – Останови маршрутку. Попроси водителя остановиться. Вылези! Пока не поздно! Ты что, дурак?

— Таня, это не обсуждается, – нарочито спокойно, даже с ленцой ответил я, усмехнувшись – “надо же, волнуется…” – этим смешным приказным ноткам. – Я уже еду. Хоть на полчаса – но я у тебя буду. – Меня даже слегка забавляют эти нотки в её голосе: надо же, волнуется…

Снова повисла пауза. Затем прозвучало – почти покорно:

— Хорошо, Дим. Я встречу тебя на вокзале.

* * *

Два часа обычной дороги растянулись чуть ли не на три. При всём том, что водитель вёл машину крайне аккуратно, пару раз нас чуть не занесло в кювет. С грехом пополам дорога от снега была расчищена, но под снегом оказалась гололедица – видимо, здесь снегопад начинался с небольшого дождика. Тоже не редкость в наших местах… За это время я пару раз звонил Тане – рассказать, где мы сейчас, и попросить не выходить из дома раньше времени, чтоб не замёрзнуть.

Я увидел её сразу, несмотря на толчею, как только вошёл в здание автовокзала. В своём модном чёрном коротком полупальто, в маленькой аккуратной красной шапочке, из-под которой так красиво выбивались распущенные светлые волосы, Таня стояла спиной к дверям и что-то выясняла у кассира. Я подошёл к ней и легонько тронул за плечо. Она обернулась и рассеянно улыбнулась; было видно, что сейчас её мысли совсем о другом.

— Дим, ближайший рейс обратно через двадцать минут. А потом – ничего не обещают. Некоторые машины замёрзли, их до сих пор отогревают. Половину кинули на другие рейсы. В общем, ужас… Тебе надо срочно уезжать.

— Я знаю, – спокойно ответил я. – Пойдём в кафе, а? Здесь холодно… Ты долго меня ждёшь?

— Нет, минут пять как подошла…

Кафе располагалось через дорогу от автовокзала. Там было не намного теплее, но зато мы смогли присесть и заказать по чашечке чая. Таня нервничала, время от времени поглядывая на часы.

— Зачем? – несколько раз повторила она. – Ну зачем ты приехал именно сейчас?

— Ты не рада меня видеть? – поинтересовался я, мелкими глотками, стараясь растянуть удовольствие, глотая горячий чай. Соблазн опрокинуть всю чашку в себя одним махом я давил в себе как только мог.

— Дима, не притворяйся, – с лёгкой досадой проговорила девушка. – Конечно, рада. И всегда рада тебя видеть, ты же знаешь. Но вовсе необязательно было ехать именно сегодня. Какое ж это свидание-то? Даже погулять не можем…

— Ты ж говорила, что любишь сюрпризы, – улыбнулся я. – Вот – прекрасный сюрприз. От природы, от меня…

— Ну знаешь… – в некоторой растерянности проговорила Таня. – Не до такой степени я сюрпризы-то люблю. И не такие, как вот этот… – Она кивнула в сторону окна.

Я понимающе кивнул:

— Да, это больше на экстрим похоже. – Одним глотком допив чай, я отодвинул чашку и встал со стула. Таня поднялась следом. – Ну что, пошли?

У самых дверей я остановился и обернулся:

— Танюш, ты спрашивала, зачем я приехал… Вот, возьми. – Я расстегнул своё пальто и протянул ей слегка помятый, но всё ещё живой букет бледно-розовых роз. – С праздником тебя, – повторил я и слегка коснулся губами её снежной щеки.

Её лицо в этот момент я не забуду никогда. Сказать, что она опешила – ничего не сказать. Не отрывая взгляд от меня, Таня машинально взяла протянутый букет; несколько раз порывалась что-то сказать, но каждый раз слова оставались непроизнесёнными. Но смотрела она так, словно видела меня впервые. Удивление, неверие, растерянность, ожидание какого-то подвоха или розыгрыша… – что ещё было написано у неё на лице и царило в её душе? Наверно, и она сама не знала…

— Ты…ты приезжал только за этим? – наконец выговорила она, когда мы уже подошли к маршрутке.

Я весело улыбнулся:

— Танюш, а разве это – плохой повод?

Она не нашлась, что мне ответить. Я ещё раз поцеловал её в щёку и мягко добавил:

— Беги домой. Цветы замёрзнут. Я тебе позвоню.

Таня согласно кивнула и быстро-быстро пошла в сторону жилого квартала. Ей надо было идти долго, минут тридцать, в частный сектор – я знал это.

Через две минуты маршрутка тронулась, водитель вырулил с остановки на разъезженную дорогу, и начался мой обратный путь домой. Я сел удобнее, вновь обнял себя руками – в маршрутке было холодно – и включил музыку. На душе у меня было легко и радостно, на сердце – спокойно. Я сдержанно улыбался, а в наушниках Джон Леннон пел задумчивым душевным голосом не самую знаменитую, но очень подходящую сейчас балладу:

I see the winds or I see a tree –

Everything is clear in my heart…

Простейшие, даже банальные слова, знакомые каждому ещё со школьных времён. В русском переводе эта песня звучала бы настолько избито, что её постыдился бы любой, считающий себя поэтом. Но в устах Леннона она звучала вновь открытой неоспоримой высшей истиной. И мне оставалось только удивляться, почему это вижу только я? Почему не могут видеть другие?..

Конечно, то, что я сделал, было абсолютной глупостью. И конечно, ничего в наших отношениях не изменилось бы, и никакого развития не последовало бы. И дело не во мне – я знал, что меня не испугают расстояния. Дело – в ней, а я, наверно, не смог бы быть убедителен настолько, чтобы она мне поверила и доверилась. Но я не жалел о сделанном. Этого просила моя душа, меня тянуло так поступить, и я знал, что если бы внял голосу разума, то долго жалел бы об этом. О цене, уплаченной мною ради этих десяти-двадцати минут, я даже не думал. Да и если б тогда мелькнула такая мысль, всё равно бы я её не понял и отмахнулся.

Видимо, в тот день я сделал всё-таки что-то очень хорошее, поскольку домой добрался без особых происшествий – перемёрзший, но счастливый. Меня отогрели, накормили тёплым ужином и напоили горячим чаем – и в это время Таня мне позвонила сама:

— Привет. – В её голосе до сих пор звучало волнение. – Ну, как ты? Добрался?

— Привет. Да, конечно, всё хорошо. – Я не соврал ей. Ведь и вправду всё сложилось прекрасно. А то, что нас снова несколько раз чуть не снесло в кювет, – стоит ли ей об этом знать?.. – Дороги почти чистые.

— А у нас всё ещё идёт снег, – пожаловалась она. – Знаешь, а меня мать выругала… – Как и я, она жила с родителями.

— Мать? За что?

— За то, что не оставила тебя у нас на ночь.

— А ты б хотела? – неожиданно поинтересовался я.

Её голос на минуту пресёкся:

— Дим… Мне…мне неудобно сейчас говорить об этом. Я…я не готова говорить. Давай потом, а?

— Да ладно, Тань. Не бери в голову. Я б и не согласился, – милостиво поспешил я ей на помощь. – Кто знает, что завтра будет с погодой. А во вторник мне – на работу, сама знаешь…

— Ну да, конечно…

— Как цветы? – поинтересовался я.

— Ой, пока я добежала домой, они примёрзли! Я их сразу в ванну с горячей водой положила, один лепесточек отпал. Я так плакала…

— Ну ты даёшь! А плакать-то зачем было?

— Ну как же! Они такие красивые, мне их так жалко стало…

И тут она мне сказала такое, отчего я окончательно понял: не зря всё было.

— Дим, знаешь… – Она с минуту помолчала, подбирая слова. – Я сегодня была в таком шоке… Ради меня никто никогда так не делал, честно. И…я поняла, что я тебя совсем не знаю. Это…это был поступок.

Даже не ради этих её слов я сегодня к ней поехал. А – ради этих пауз. Ради тона, которым слова эти были сказаны.

Я улыбнулся в ответ и проговорил:

— Таня, ну ладно тебе. Ничего необычного или сверхъестественного не произошло. Просто я сделал тебе приятное. Но… очень рад, что тебе понравилось.

— Да… – задумчиво ответила она. – Я это долго буду помнить…

Мы пожелали друг другу спокойной ночи и попрощались.

* * *

Было ли у нас потом вон “то самое”?

Конечно, было.

У неё – с другим мужчиной. У меня – с другой женщиной.

Продолжения наших отношений, как и предполагал мой разум, не случилось.

Но та поездка всё равно была не зря…

 

Приглашаются все желающие:).

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль