ProБой 1. Костиков Александр. «Олимпик». Поднято, поскольку есть новые комменты.
 

ProБой 1. Костиков Александр. «Олимпик». Поднято, поскольку есть новые комменты.

19 октября 2014, 19:25 /
+18

Уважаемые коллеги.

Начинаем работу с текстом. Основная идея такой работы: будем учиться вместе писать достойные тексты. От желающих — фрагменты со сценами боёв. От желающих же — позитивная критика.

На сегодня у нас:

Автор: Александр Костиков

Произведение: Олимпик.

Фрагмент взят из: глава 15. Убойное утро

 

Критик: Ольга Ворон

Работали мы по почте, так что тут выкладываем только выжимку нашей взаимной работы. Александр предоставил текст под раздачу, за что ему и благодарность и уважение — первому всегда сложно начинать, ИМХО.

Далее выложены в оффтопах тексты до и после критики, а также сама критика. Читать можно в любой последовательности (лично я рекомендую читать текст — сперва ДО, потом ПОСЛЕ, а потом уже критику, чтобы сравнение сработало чище). Неплохо бы давать оценку — какая часть лучше — до или после обработки.

Текст ДО работы:

Первым делом снова подошёл к двери и выглянул в глазок. Вроде всё, как в прошлый раз: на лестничной площадке никого. В следующий момент мелькнула тень у лифта. Если бы не готовился к неприятностям, подумал бы, что это соседи рано встали. А так выходит, что начинает происходить что-то интересное. Сейчас нагрянут гости.

Вернулся в комнату, сделал вызов Гриссому по коммуникатору, пристроил его около телевизора камерой на комнату и уселся обратно в кресло, притворившись, что отдыхаю. Может даже, вообще сплю.

Сначала услышал, как кто-то скребётся в дверь. Если бы не ждал гостей, не услышал бы. Вот щёлкнул замок и кто-то проник в квартиру. Я дождался, когда неизвестный доберется до кресла. Он занёс руку и я рассмотрел электрошокер. Блин! В живых оставляет, но как же после него плохо. Я напрягся, неизвестный протянул руку, подводя оружие к шее. Небольшой разряд вырубит меня на какое-то время. С одной стороны, можно и позволить, всё ж в этом и состоял план. Но, чёрт побери, как же неохота испытывать на себе электрический удар. Однажды довелось попасть под такой, на всю жизнь запомнил. Жуть как не хочется проходить через это ещё раз. Был бы «сонный» пистолет или, хотя бы, шприц с какой-нибудь вырубающей гадостью, стерпел бы и не дёрнулся. А так, в момент, когда неизвестный собрался выпустить в меня разряд в несколько тысяч вольт, я дёрнулся вперёд, одновременно пихая кресло от себя.

Разряд электрошокера попал в спинку кресла. Нападающий выронил оружие, отскочил вбок и, не растерявшись, напал на меня с голыми руками. Рассимотреть его не удалось, парень скрыл лицо маской.

Мы обменялись несколькими ударами на ближнем расстоянии. В ход шли кулаки и локти. Он пытался достать меня, я пытался дотянуться до него. Деликатничать никто не собирался. В конце концов, мне удалось оттолкнуть его, а самому отпрыгнуть к журнальному столику. Тут то и заметил второго бойца, который в драку пока что не лез, чего-то ождая у выхода в коридор.

Он наставил в мою сторону тизер и, не мешкая, выпустил два контакта. Они в мгновение ока преодолели половину комнаты. Еле удалось увернуться, отклоняясь назад и перекручивая туловище так, что, кажется, в позвоночнике что-то хрустнуло. Контакты пролетели мимо.

Тут-то и подстерег сюрприз, которого не ожидал. Первый противник не ждал, пока я разбираюсь с тизерными контактами. Он прыгнул, опершись рукой о пол. Ноги, взлетели вверх, одна попала в голову. Я не смог оказать сопротивления. К тому же находился в неустойчивом положении. В результате меня приподняло над полом и я грохнулся на дешёвый пластиковый столик с прозрачной столешницей. Купил его только из-за дешевизны. Был бы стеклянный сейчас возился бы в разбитом стекле, а так, всего лишь прокатился по столешнице и грохнулся на ковёр под столиком.

Тряхнул головой, удар оказался хорош, аж искры из глаз. Бросил взгляд в сторону ближайшего гостя: тот не мешкал, уже запрыгнул на столешницу, намереваясь сигануть оттуда на бедного меня. Даже не думал, всё произошло на уровне инстинктов: махнул рукой, поймал ближайшую ножку стула и рванул её на себя. Хорошо получилось: противника снесло вбок, он упал на спинку второго кресла и, на какое-то время, исчез из поля зрения. Так что я обратил всё внимание на второго.

Неудача с тизером того не остановила. Вытащил из-за пояса дубинку, что таскал, словно средневековый рыцарь. По ней пробежали искры и тонкие голубоватые молнии, такие же, как у спецназовской защиты. Только там создавалось силовое поле к электричеству не имеющее никакого отношения. Достали!

Наверное, из-за этого сил и прибавилось. Ещё столик журнальный, всё ж, был лёгким. Я не выпускал его из рук, держался за ножку, как будто в этом моё спасение было. Й-эх! Столик полетел в противника. Попал, не попал, не знаю, но с глаз второй боец исчез.

Активизировался первый. Мы встали одновременно, но атаковать первым успел он. И мне досталось по полной программе. Он особо не мудрил, атаковал в стиле регби: врезался в живот плечом, с силой вдавил меня в стену. Я только и успел ударить его пару раз локтём по спине, но парень этого не почувствовал.

В ответ пару раз получил в бок. Удары сильные, почувствовал во рту кровь. Стал искать, где у противника шея: пора заканчивать с цирком — один удар в основание черепа, ему бы этого хватило. Да только и я не на того попал. Парень ещё раз приложил меня о стенку, чтоб жизнь мёдом не казалась, а потом откинул в сторону коридора. И ведь не просто так бросил, а прямиком под удар напарника. Про него уже и забыл, а тот, тем временем, поджидал подходящего момента и дождался его. Как бейсбольной битой, приложился в грудь палкой. Меня шибануло током. Хорошо так приложило. В сознании остался, подкосило колени, накатила слабость, помутилось в глазах и затошнило. Одним словом, все прелести удара током. Вот из-за чего его не люблю.

Вслед за первым, последовал второй удар. Я вырубился.

 

Средний вариант (между несколькими правками):

Подошел к двери, выглянул в глазок. Вроде все, как в прошлый раз: на лестничной площадке никого. В следующий момент мелькнула тень у лифта. Если б не готовился к неприятностям, подумал бы, что это соседи рано встали. А так выходит, что начинает происходить что-то интересное. Сейчас нагрянут гости.

Вернулся в комнату и уселся обратно в кресло, притворившись, что отдыхаю. Может даже, вообще сплю.

Сначала услышал, как кто-то скребётся в дверь. Вот щёлкнул замок. Я дождался, когда неизвестный доберется до кресла. Он занёс руку, и я рассмотрел электрошокер. Блин! В живых оставляет, но как же после него плохо. Чёрт побери, как же неохота испытывать на себе электрический удар. Однажды довелось попасть под такой, на всю жизнь запомнил. Жуть как не хочется проходить через это ещё раз. Был бы «сонный» пистолет или, хотя бы, шприц с какой-нибудь вырубающей гадостью, стерпел и не дёрнулся.

Когда электрошокер был почти у цели, я рванул из кресла, одновременно пихая его от себя. Разряд электрошокера сработал вхолостую. Парень в маске быстро спрятал оружие и, перепрыгнув через кресло, напал. Мы обменялись несколькими ударами и отскочили одновременно. По ноги попал журнальный столик. Он легкий, пластиковый. Скрипнули по паркету ножки, я покачнулся, на миг отвлекшись от боя, и тут же за это поплатился. Удар в голову перебросил меня через столик. Искры посыпались из глаз, во рту стало солено.

Упал на угол журнального столика, чуть не вывернув плечо из сустава. Грохнулся на пол спиной, в глазах темно, сами собой от боли выступили слезы. И все-таки умудрился увидеть размытый силуэт. Парень в маске решил перепрыгнуть через злополучный столик, чтобы добраться до меня. Это была его ошибка. Я махнул рукой, зацепился за ножку и двинул ее с места. Размытый силуэт исчез.

Тряхнул головой, разгоняя тьму в глазах, сплюнул.

Встали одновременно, но он атаковал первым. Врезался в живот плечом, не хуже игрока регби. По пути мы снесли в сторону высокий вентилятор. Я успел ударить его в бок, но противник на это не обратил внимания. И моя многострадальная спина ударилась в стену. Мало того, затылком разбил стекло рамки с картинкой – подарок от Марго. Не успел очухаться, как парень в маске ослабил схватку. Мои ноги подкосились, я попытался удержаться и выставить руки перед собой, чтобы отбить следующую атаку. Он же вытащил электрошокер. Пробрался через мою защиту быстро.

Между клеммами сверкнул электрический разряд, и меня шибануло током, отправляя в бессознательное состояние.

 

Текст ПОСЛЕ доработки:

Сначала услышал щелчок замка. Дождался, когда неизвестный доберется до кресла и занесет руку. Чёрт побери! Электрошокер! Только не это! Теперь придется постараться, чтобы взяли меня без него.

Рванул из кресла, пихая его от себя. Разряд электрошокера сработал вхолостую. Нападавший, парень в маске, откинул оружие в сторону и, перепрыгнув через кресло, напал. Мы обменялись первыми, разведывательными, ударами и одновременно отскочили друг от друга. Коленками задел журнальный столик. Скрипнули по паркету ножки, я покачнулся, на миг отвлекшись от боя. И тут же за это поплатился. Сильный удар ногой в голову, искры посыпались из глаз, во рту стало солено.

Упал на край столешницы, чуть не вывернув плечо из сустава. Грохнулся на пол, в глазах темно, от боли, сами собой, выступили слезы. Умудрился увидеть возвышающийся размытый силуэт. Нащупал ножку и дернул ее. Размытый силуэт исчез. Потряс головой, разгоняя тьму в глазах, сплюнул кровь из разбитой губы. А парень крут. Я бы не прочь с ним всерьез подраться.

Встали мы одновременно, но парень в маске атаковал первым. Он врезался в живот плечом, не хуже игрока регби. По пути мы снесли вентилятор, отлетело в сторону второе кресло. Я ударил противника в бок, но он не обратил внимания. Приложился об стену, затылком разбил стекло рамки с картинкой — подарок от Марго. Не успел очухаться, как парень в маске ослабил схватку. Ноги подкосились, но я устоял и приготовился отбивать следующую атаку. Вовремя. Остановил блоками два удара и решил, что уже пора дать парню возможность вырубить меня.

Кулак пробил блок и врезался в челюсть. Снова устоял.

Это была разведка, следом должно последовать завершение. Так и вышло. Фирменный удар ногой в голову. Все, пусть радуется — он победил.

 

Мои замечания и предложения:

Сразу хочется сказать, что на экшен не тянет — долго, размазано, много лишних размышлений в процессе быстрых действий и лишних слов. ИМХО, нужно высушивать текст. Ну и далее по пунктам:

1.Стилистическая недоработанность — некоторая неряшливость в использовании слов и построении фраз здорово выбивает при чтении.

На определённых местах, касающихся именно драки, именно описания экшена, хотелось бы остановиться подробнее:

1)Использование слов-амёб.

Словами-амёбами иногда называют слова, которые не несут эмоциональной окраски и не придают тексту определённого, нужно для автора, характера. В нашем случае из слов, обозначающих действия, нужно выбирать слова энергичные, обозначающие не просто действие, а быстрое действие: двинул – рванул, дёрнул; бросил – метнул, швырнул; отодвинул – оттолкнул, отбил; отступил – отскочил и т.д.

2)Использование вводных (так и хочется сказать – водных, то бишь заводняющих экшен, снижающих темп и накал) слов

Это множества ненужных слов, которые загружают текст. Зачем нужна длинная фраза с вводными словами и оборотами, если нужно описать экшен? Вот первое попавшее:

-В конце концов, мне удалось оттолкнуть его, а самому отпрыгнуть к журнальному столику. Тут то и заметил второго бойца, который в драку пока что не лез, чего-то ожидая у выхода в коридор.

Он наставил в мою сторону тизер и, не мешкая, выпустил два контакта. Они в мгновение ока преодолели половину комнаты.

Тут получается лишним то, что выделено — убери его и смысл не измениться, а текст станет суше и быстрее проникнет в мозг читателя, ибо выделенное не несёт смысловой нагрузки, это всего лишь вода. Вообще это проблема, когда скоротечность событий или одновременность событий авторы пытаются обозначить не текстом, а отдельными маркерами – «одновременно!», «Мгновенно!», «В то же время!». Но беда в том, что сознание воспринимает это как, наоборот, разводнение времени, когда количество слов увеличивает время происходящего для читателя. Поэтому:

а) для того, чтобы показать, что всё происходит быстро, нужно просто без лишних слов между событиями описывать следующие событие:

Он наставил на меня тизер и выпустил два контакта. Они преодолели половину комнаты в мгновение ока.

Тут, допустим, почти всё осталось таким же, как и в исходнике, но между двумя действиями «выпустил два контакта» и «они преодолели» нет паузы, а нужное дополнение стоит позже, в конце фразы – для сознания такая постановка более динамична, чем исходник.

б) а для того, чтобы показать одновременность разных событий, нужно и использовать существующие в практике русской речи формы:

не

«он прыгнул, одновременно с этим, выхватив пистолет»,

а

«он прыгнул, выхватывая пистолет»

3)Отсутствие слов-харизм. Слова, передающие энергетику момента, чаще всего вкладываются в уста (или мысли — если речь идёт о фокальном произведении) героев. Это слова, которые передают отношение героя к предметам и событиям, наделяя их не амёбообразными прилагательными (нелюбимый электрошокер), а харизматичными, энергичными словами, сразу выражающими внутренние предпочтения героев (чёртов электрошокер! Мой старый добрый столик…). Таких слов на экшен должно быть немного – в этом сама суть экшена – но они расцвечивают экшен красками, дают возможность читателю зацепиться не только за действия, но и за эмоции героев. Это обычно улучшает текст, если в меру, конечно, использовать.

 

2.Очень серьёзный сдвиг акцентов — герой дерётся, у него реальные проблемы, а акцент его внутреннего мира стоит на том, что происходит с точки зрения внешнего наблюдателя. Все фразы построены не от лица героя, а словно комментарии некого человека со стороны, что даёт психологически недостоверный портрет:

Мы обменялись несколькими ударами на ближнем расстоянии. В ход шли кулаки и локти. Он пытался достать меня, я пытался дотянуться до него. Деликатничать никто не собирался.

Еле удалось увернуться, отклоняясь назад и перекручивая туловище так, что, кажется, в позвоночнике что-то хрустнуло.

Он прыгнул, опершись рукой о пол. Ноги, взлетели вверх, одна попала в голову. Я не смог оказать сопротивления. К тому же находился в неустойчивом положении.

и т.д. Можно брать каждую третью фразу. Т.е. весь настрой текста — отстранённый. Это не у героя хладнокровие, это именно описание со стороны. Т.е. — сбой фокала в чистом виде. А в ситуации экстрима это не прощается автору. В финале текста это выглядит просто вопиюще. Ощущение такое, что комментатор над рингом сообщает: и вот сильнейшие удары, у него изо рта пошла кровь, а вот, господа, он и вырубился!

 

3.Основной упор сделан на противостоянии подручными средствами против электронных устройств в руках двух противников. Подручные, что естественно, проигрывают. Сам бой у меня вопросов не вызывает — техника тут несложная, описания простые, точные. Но странный момент – герой не хочет, чтобы его вырубили электрошокером, а в конце получает именно то, чего не хочет. Если ты хотел показать профессионала, который должен сдаться и он действительно «ложиться» в бою, а не его вырубают, то, согласись, очень странная получается ситуация в финале.

 

4.Меня смущает ещё вот какой факт… Они в квартире дерутся или в месте с одним креслом и одним журнальным столиком? Понимаешь, врезают в квартире обычно не в стену (ибо в большинстве случаев они все с размазанной мебелью по стенам), а в шкафы, тумбы, столы, телевизоры, диваны. То есть — исчезает реалистичность обстановки, которая в процессе драки как бы растворилась без остатка. Чего не бывает обычно, поскольку в драке каждая попавшая под ноги мелочь может стать серьёзной проблемой. Окружение в драке люди не только чуют вокруг себя, но подчас и ощущают всем своим телом.

 

5.Рефреном драки стали изменения «первый» и «второй». Это тоже техническая ошибка. Это для постороннего комментатора они — первый и второй. А для героя они — «толстый» и «тонкий», «носатый» и «кожанный», «сука» и «помеченный» и т.д. Человеческому сознанию свойственно выхватывать в экстремальные моменты один-два существенных признака человека и по ним идентифицировать противников. Подобное описание сразу переводит произведение в разряд психологически грамотных.

 

6.В драке нет боли. Я не знаю, может фантастика такая? По сюжету так или нет? Короче, ощущение такое, что: дыхание не срывается, мышцы не колет, внутри не горит, а кровь — это краска. Тут, как говорил Станиславский, «не верю» читателя начинает играть по полной.

 

Ваши предложения по текстам и работе критика ждём в комментариях.

ВАЖНО!

1. Все моменты, не касающиеся конкретно сцены, которая разбирается (как то: персонаж, линия сюжета, подбор героев и места действия и т.д.), разбираются только в самом произведении по ссылке, данной выше. Здесь, пожалуйста, только высказывания по сцене.

2. При рассмотрении отрывков учитывайте, пожалуйста, следующее:

— Герой фрагмента дерётся не для того, чтобы выиграть. Ему НУЖНО попасть в плен.

— Плена он НЕ боится. Единственное, чего опасается (психологическая черта героя) — электрошокера. Всё остальное готов потерпеть.

— Герой — подготовленный профессионал.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль