Информация к размышлению. Рецензия на роман.
 

Информация к размышлению. Рецензия на роман.

+23

Заказала я тут рецензию на свой роман. Недописанный. Рецензент молодец, разнес по полной. Вообще этот разгром касается только меня, но тут рецензент дает несколько дельных замечаний и советов, которые, может быть, кому-то пригодятся для своих текстов.

Оффтопик

Если таковых нет, и у остальных роман разложен по полочкам и в полном порядке, и всё везде понятно – я только рада, что у меня одной в тексте такие проблемы.

 

А я буду думать, что делать со своим ххениальным романом. Насчет переписывания всего с нуля не совсем согласна, но, похоже, придется делать много-много пояснений и перестановок глав для ленивого, глупого и какого там еще читателя. *CRAZY*

 

В целом текст оставляет резко двоякое впечатление: с одной стороны в нём имеется несколько удавшихся с художественной т. з. эпизодов, с другой – проявляется почти полное отсутствие структуры и критическая масса технических недостатков. Это потребует не просто правки и дополнения, а заставит полностью переписать текст, чтобы роман, которого пока нет, только лишь состоялся. И уж только затем можно будет приступить к его редактированию.

Общий смысл всех недостатков сводится к тому, что: 1) сюжет невнятен, время событий не прописано, обратный ход повествования не разработан и запутан, 2) не к месту расставлены сюжетные уточнения (ключевые вехи фабулы), иногда их совсем нет, 3) описания разрозненны, нелогичны, недостаточны, неверно акцентированы, воображаемый мир произведения из них не складывается, 4) портреты, поступки и мотивация героев невнятны, сопереживания не вызывают.

В комплексе эти проблемы вызваны клиповым мышлением автора: он подходит к созданию своего текста как к иллюстрированию воображаемого комикса – в надежде, что читатель увидит сквозь текст уже созданный в авторском воображении мир. Но в читательской голове этого мира ещё нет! – и об это автор забыл. Поэтому он не использует фундаментальные приёмы построения художественного текста (см. в любом спец. пособии), а лишь фиксирует на письме отблески своих фантазий. Так ничего не получится. Нужно плясать от глупого, невнимательного, отвлекающегося и желающего развлечься читателя, а не от своей фантазии, – и взяться за изнуряющую, громадную, скучную и почти математическую работу по строительству мира романа, прекратив самому витать в облаках.

Чтобы переписать текст, нужно составить несколько вариантов одного сюжета: 1) общий краткий, 2) общий подробный по главам и эпизодам, 3) отдельный подробно по каждому главному герою с учётом его появления, места в системе других героев и событий, поступков и их влияния на общий сюжет, мотивов этих поступков, целей и итогов жизни персонажа в общем плане романа, его ухода со сцены. Возможно, это будет удобно сделать в виде таблицы, где столбцы – это варианты сюжета, а строки – события.

Затем между ячейками этой таблицы нужно обозначить взаимосвязи (например, разноцветными стрелками) и обозначить узловые точки истории – где, когда и кто появляется перед читателем (а не перед автором, об этом вообще забыть), в каком виде (портрет, состояние), что делает и почему, к чему это приводит, как влияет на другие узловые точки истории.

Затем необходимо определить, какие описания должны предварять появление и действия тех или иных героев. Что именно должно быть сообщено читателю, чтобы он вообразил себе именно те обстоятельства, которые нужны автору.

После этого можно разработать обратный сюжетный ход: в какой момент и что именно раскрывать читателю так, чтобы он представлял себе, где и в какой дате календаря находится, как связано текущее событие с тем, о котором говорилось прежде, и чего ожидать от ещё более раннего события, о котором будет говориться в последующем.

И только потом для каждого ключевого эпизода нужно вырисовывать те картинки, из которых на данный момент состоит разрозненное полотно текста.

А до тех пор, пока этого не сделано, читателю будет не понятно всё. Например, как выглядит Валдуф? Оказывается, «Да, Валдуф выглядит именно так» – вот и всё, что сказано о его внешности! Что прикажете думать читателю? А за какой такой вещью охотится Тингерман (на чём строится сюжет всего романа), читатель узнаёт только в конце?! И так далее, все эти катастрофические проблемы вытекают из описанного выше. В общем, автору не следует задаваться даже вопросом, «чем бы ещё дополнить текст, чтобы непонятные картинки превратились в роман?». Таким способом они никогда не станут романом. Только последовательная логическая работа сызнова поможет использовать написанное (далеко не всё из написанного!) для создания романа. Предстоит работа в несколько раз большая, чем уже сделана.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль