фот такая вот фигня
 

фот такая вот фигня

+27

у нас появилась

ой, что это?

а вообще, а вообще, именно здесь, на этом вот самом месте

здесь был Вася

Васильево-Шайтанский завод (2 благочиние) Екатеринбургский уезд. Селение этого завода лежит в местности гористой, по западную сторону Урала, на Красноуфимском тракте (бывшем Московско-Сибирском) в 44 в. от г. Екатеринбурга и в 25 в. от ст. «Тарасково» Пермь-Тюмен. ж.д. В 8 в. от завода, по направлению к Екатеринбургу, между деревней Талицей и селом Ново-Алексеевским, на самом высшем пункте Красноуфимскаго тракта, саженях в 5-ти от него, в воспоминание проезда здесь в 1837 г. Императора Александра II-го, а тогда Наследника Престола, поставлен мраморный памятник, на западной стороне котораго вырезана надпись: «Европа», а на восточной: «Азия».

 

Шайтанский завод раскинут по обоим берегам р. Шайтанки, впадающей ниже селения в р. Чусовую. Речка Шайтанка почти среди селения перехвачена заводской плотиной, от чего образовался пруд, длиною до 3 верст, шириною от 200 до 375 сажен. С юго-западной стороны завод окружен р. Чусвой, а со всех остальных – сосновым лесом. Климат местности, по его суровости, резким колебаниям температуры и вследствие частых туманов, бывающих здесь даже летом, неблагоприятен для здоровья жителей. Почва в селениях прихода каменистая и частию болотистая.

 

Предание гласит, что до основания Шайтанского завода, около того места, где теперь находятся фабрики, жили в двух-трех юртах башкиры и в непроходимых лесах, окружавших их поселок, занимались звероловством, а на реке Чусовой и ея притоках – рыбной ловлей. Местность та вообще была пустынная, страшная и башкиры прозвали ее «Шайтан» — лог, что в переводе на русский язык значит – чертов лог. Отсюда произошло название речки Шайтанка, а потом и самаго завода.

 

Никита Демидович Демидов, тот самый, которому в 1702 г. Петр Великий подарил Невьянский завод и дал право «в угожих местах» строить заводы, нашел это «страшное» место весьма удобным для железоделательного завода и, с помощью денег, пострался удалить башкир от р. Шайтанки. Башкиры, заполучив с Демидова «гостинцы», ушли с своих родных мест к озеру Иткуль, приблизительно верст за сто. Собственно же самый завод (принадлежащий в настоящее время г.г. Берг) построен уже при сыне Никиты Демидова – Никите Никитиче, в 1731 году. За постройкой завода, по поручению названнаго Никиты Никитича, наблюдал сын его Василий. Вот почему Шайтанский завод в простом народе до сих пор известен под именем Васильевского. Для работы на новом заводе Демидов переселил крестьян из Московской, Нижегородской и Калужской губерний: принимал и беглых, и каторжных, и раскольников; все они, под именем «пришлых», причислены к заводу и оставлены на равне с крепостными. Образование Шайтанскаго прихода можно отнести к 1748 году. В настоящее время приход состоит из заводскаго селения и трех деревень – Ельничной (в 7 в. от церкви), Талицы (в 5 в.) и Подволошной (в 2 в.). Православных жителей в приходе за 1900 г. считалось 6508 д. об. п., из них 6252 д. в самом заводе. Есть в приходе и раскольники. Они принадлежали и принадлежат к беглопоповцам или, по теперешнему, к стариковщине. Особенную силу раскол здесь имел в последней половине XVIII ст. и в первой XIX-го. Расколом за это время заражались иногда даже семейства церковнаго причта. Но с 1836 г., когда приверженцы беспоповщины, начали присоединяться к церкви на правилах единоверия, раскол пол. В настоящее время в Шайтанском заводе насчитывается старообрядцев только 14 душ обоего пола.

 

Главное занятие жителей составляют заводския работы; здесь обращается более тысячи человек. Много народа находится в подрядах при рубке дров, углежжении и при вывозке угля из «куреней» в завод. В зимнее время немало жителей занято перевозкой различных тяжестей: руды, чугуна и железа. Занимаются также старательскими работами на местных золотых приисках, а некоторые весной отправляются на прииски в Верхотурский уезд. Есть и кустари; занимаются изготовлением разных вещей, необходимых в домашнем хозяйстве. Хлебопашество ведут немногие: позднее тепло весною и ранние инеи не благоприятствуют его развитию.

 

ой, чо будет, чо будет

Дворец Новой Культуры успел вырасти посреди индустриального сердца Первоуральска еще до того, как регионы перестали заваливать деньгами на культуру. Почему модерновая постройка рискует оказаться пустой и невостребованной, выяснял ЕТВ.

 

Огромная дискообразная конструкция из стекла и металла возникла посреди мирного города и поражает странными свечением, формой и размерами горожан, гуляющих по набережной городского пруда. Нет, это не рассказ о высадке инопланетян на Земле — просто в Первоуральске построили инновационный культурный центр.

 

Все началось в 2013 году, когда федеральное правительство решило построить в регионах три Дома Новой Культуры (ДНК). Местами их базирования назначались Владивосток, Калуга и Первоуральск. Предполагалось, что с их помощью современная культура проникнет в города, удаленные от столиц. Но если в Калуге и Владивостоке эти идеи остались на уровне проектов, то в Первоуральске их все же воплотили в виде «шайбы» — так здание ДНК поименовали еще на стадии проекта. Два года его строили-строили и наконец построили, по ходу дела переименовав в Инновационный Культурный Центр (ИКЦ).

 

Здание получилось загадочное не только благодаря своей необычной форме. Жители Первоуральска до сих пор не знают, что конкретно будет располагаться внутри. Когда проект только начинался, звучали слова о том, что наполнять центр культуры должны сами горожане. Но реальность, как ей и полагается, резко перечеркнула все планы. Во-первых, проект утверждали в Москве, а значит, и список организаций, которым предстоит заселиться в «Шайбу», составили там же. Разговорами с жителями Первоуральска о том, что они, собственно, хотели бы там видеть, никто не утруждался. Поэтому даже всезнающие Гугл и Яндекс так и не могут поведать, что за разносчики современной культуры будут обитать в огромной «стекляшке».

 

Разговоров ходит великое множество — обещают концертный и кинозал, библиотечные и музейные помещения, а также офисы и склады. Но по факту верится только в офисы и склады.

 

Вот, к примеру, художественный руководитель первоуральского театра «Вариант» Юрий Крылов. У него на «Шайбу» свои планы. Здание его театра было закрыто на реконструкцию много лет назад, и сейчас его руины сиротливо примостились у подножья ИКЦ. Поэтому худрук холит и лелеет надежду о том, что единственному, по его словам, театру в городе выделят помещение в «Шайбе» — это избавит актеров от скитаний по арендованным сценам.

 

О здании ИКЦ Юрий отзывается сдержанно, но без особого пиетета. Говорит, что внутри это больше напоминает офисный центр с конференц-залом наверху. Зал человек на триста, сцена небольшая. С точки зрения театральных подмостков получилось как-то специфично — и зрителей много не посадишь, и не все постановки сыграешь. Да и прозрачность огромного стеклянного здания обещает массу проблем с освещением сцены. С той же проблемой наверняка столкнутся организаторы потенциального кинотеатра — фильмы будут показывать в помещении, имеющем стеклянные стены с двух сторон, и света будет очень много. Затемнить, конечно, можно любое помещение (затонировать стены на худой конец). Но не проще ли было заранее подумать о том, какие организации будут работать в ИКЦ и как их лучше разместить.

 

«Такое впечатление, что они сначала придумали эту «Шайбу», а потом уже стали решать, кого в нее пустить, — говорит Юрий Крылов. — Я был внутри, и мне кажется, что многое переигралось прямо на стадии строительства — например, два лифта и две лестницы занимают массу места, а ведь рабочего пространства внутри и так немного».

 

Музыканты также отзываются о здании ИКЦ без особого восторга — выступать в концертном зале дугообразной формы, выполненном из стекла, по их мнению, будет неприлично с точки зрения звука. В общем, творческие жители Первоуральска сходятся на том, что зал в ИКЦ хорош скорее не для творчества, а для конференций — там даже нет амфитеатра. Вытянутое помещение, где зрители будут сидеть на одном уровне и смотреть в затылок друг другу — такая обстановка подходит для конференций и симпозиумов, но не для спектаклей, концертов или кинопоказов.

 

Пока же одним из основных очагом городской культуры остается ДК имени Ленина: здесь занимаются многочисленные местные музыканты, ставят спектакли «вариантовцы», занимаются разные творческие кружки и студии. В общем, кто здесь только не обитает.

 

Что же еще может поместиться в ИКЦ? В Первоуральске музеев очень немного, причем большинство из них профильные — музей Новотрубного завода, например. Всего наши собеседники смогли назвать пять музеев, каждый — комнатного формата. Их явно будет недостаточно для наполнения «Шайбы». Ходят слухи, что в ИКЦ разместят суровые индустриальные музеи, прославляющие человека труда — вроде даже из Москвы перевезут Политехнический музей и еще какие-то технические экспозиции. Но тут возникает вопрос: «Зачем»? В Первоуральске примерно 120 000 жителей. За месяц они все обойдут музеи вдоль и поперек. А дальше — ждать новое поколение горожан?

 

Есть и другая версия: сюда переселят различные фонды и хранилища культурных ценностей, которым нужно новое помещение. Вроде бы даже хотят перевезти кинотеку из Екатеринбурга. Но здание ИКЦ мало походит на запасники и вряд ли столь же удобно для хранения бобин с кинопленками или других объектов творческого наследия. У большинства опрошенных нами людей новое здание ассоциируется скорее с помпезным офисным центром, а не с источником распространения разумного, доброго и вечного.

 

Вообще, по слухам, авторы идеи какое-то время назад отпугнули от «Шайбы» простых первоуральцев, организовав для них в качестве демонстрации того, что разместится в ИКЦ, выставку современного искусства. Многим запомнился кадр, где изображен мальчик, стреляющий себе в голову из пистолета. Говорят, что после посещения презентации многие первоуральцы крестились.

 

По словам Юрия Крылова, чтобы внедрить в Первоуральске современное искусство, надо сначала как следует развить в городе классическое. А то сразу Павленским по голове!

 

Тем не менее, «Шайба» уже стоит посреди остатков Старотрубного завода. Внутри пустынно: первых постояльцев здесь ожидают только во второй половине 2016 года. Пока же огромный диск то пугает, то радует горожан свой разноцветной подсветкой. Ее включают без всякой системы — просто ради испытаний. По слухам, светопреставление отрабатывается к визиту губернатора Евгения Куйвашева, который должен посетить «Шайбу» до нового года. Зачем — опять же тайна. Прозрачное здание секретов не выдает.

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль