Конкурс крупной прозы. Кира Гофер «По осколкам»
Бегут неверные дневные тени.
Высок и внятен колокольный зов.
Озарены церковные ступени,
Их камень жив — и ждет твоих шагов.
Ты здесь пройдешь, холодный камень тронешь,
Одетый страшной святостью веков,
И, может быть, цветок весны уронишь
Здесь, в этой мгле, у строгих образов.
Александр Блок
У всех народов при всём великом разнообразии богов и сверхъестественных созданий, при всём различии мифов есть одна интересная и общая черта. Неумолимая судьба, рок или фатум стоят даже над богами. Кисмет говорят турки, предопределено. Закон кармы – говорят буддисты. И даже Зевс-Громовержец или мудрейший один склонялись перед предначертанным. Последняя битва с силами зла – Рагнарёк, неизбежен, как неизбежно и то, что боги и герои в нём проиграют.
А если уж боги склоняются перед судьбой, что спорить с ней нам, людям? Даже если наше могущество богам древних и не снилось. Остаётся лишь решать текущие проблемы, поступать сообразно воле и совести, но в рамках колеи, уготованной нам неумолимым Роком. И принять неизбежное. Именно так и рассуждает Инэн, чей кусочек жизни и приглашает нам прожить Кира Гофер в своём романе «По осколкам». (Да-да, именно прожить, поскольку просто читать не получится. Повествование захлестнёт вас так, что и не заметишь, когда вместо уютной кухни и ночника на столе ты окажешься в болоте, куда очередная тропа выведет Инэн).
Рассуждает она подобным образом не только потому, что её так учили – но и по собственному опыту. Её мир – это осколки прежнего, как в прямом, так и приносном смысле. Неизвестно сколько столетий и поколений назад люди этого мира достигли вершин науки и назвали себя равными Творцу. Перестроили свою солнечную систему: вместо планет вокруг звезды вращалась огромная сфера из площадок километров двести в диаметре, на каждой воздух, гравитация, все соединены дорогами. Ни капли энергии светила не пропадает впустую, площадь обитания – тысячи планет размером с Землю. А потом случилась катастрофа и всё развалилось. И есть теперь лишь осколки, те самые площадки. Там по-прежнему местами живут люди, сохранилась биосфера. Но дороги между осколками теперь не приятные тропинки, а опасные дороги, готовые растереть в пыль почти любого. Или что хуже – изменить, превратить в чудовище. Например маленькую крысу в зверюгу размером с пятиэтажный дом.
Окончательно всему не развалиться мешают идущие между осколками. Пара Основатель-Мастер. Люди, на уровне подсознания способные работать с реальностью, первый видит искажение, второй его распрямляет. Ведь иначе искажение или искажённое создание усилятся, уничтожат жизнь на осколке. А без живых существ древние механизмы не работают, впадают в стазис. Отключается гравитация и атмосфера. Осколок вообще сойдёт с орбиты. Вот и ходят такие вот пары, работая непрестанно. Штопая проблемы, надеясь, что когда-нибудь найдётся Великий Мастер, способный отыскать древние знания и восстановить работу сферы. Не зря же именно так их учат на Осколке номер один, где расположена школа идущих, где сумели единственные сохранить часть высоких технологий предков, а не впасть в натуральное хозяйство. Вас, идущие, немного, но живёте вы долго. Плюс время не везде течёт одинаково, потому иногда вы ещё молоды, а на осколке вас встречают внуки тех, кого вы видели в прошлый визит.
Работайте, идущие, такова ваша судьба. А кто не захочет, пожелает уйти раньше, чем его сожрёт очередная искажённая тварь – и для вас новая дорога предопределена. Старшие, которые правят Первым осколком, всё предусмотрели. Живите, плодите новых мастеров. Чтобы они вступили на дорогу, помогая… Старшим, а не людям. Сохранить свою власть пусть над искалеченной, но всей сферой. В надеже когда-нибудь её исправить, чтобы забрать себе. Трудись Инэн, трудитесь остальные. А если догадаетесь – и для таких судьба назначена своя. Всё проверено, всё отработано веками.
Человек отличается от животного разумом, а от раба волей? Но судьба превыше воли? «Да», – сказал весь мир. «Нет!» – ответила Инэн. Нет судьбы кроме той, что рисуем мы сами. Не властен над нами рок, пока мы не откажемся от своей воли. «Я сама напишу свою судьбу, а кто не согласен – пусть катится подальше».
Книга прошелестела последней страницей. Мы попрощались. Я снова дома, на кухне с чашкой ароматного чая. Инэн ушла своей дорогой, не прощаясь. К победе? К поражению? Не знаю, ведь это её дорога. А у меня – своя. Общим останутся лишь слова, которые звучали под шорох страниц: «Кто помог – того не забывайте, кто попросил помощи – тому не отказывайте. Пусть идущих между осколками солнце не застанет в постели».
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.