Конкурс крупной прозы. Евгения Сафонова (Бука). «Кукольный венец»
Приидут дни последних запустений,
Земные силы оскудеют вдруг;
Уйдут остатки жалких поколений
К теплу и солнцу, на далекий Юг.
В плюще померкнут зодчего затеи,
Исчезнут камни под ковром травы,
На площадях плодиться буду змеи,
В дворцовых залах поселятся львы.
Но в эти дни последних запустений
Возникнет — знаю!- меж людей смельчак.
Он потревожит гордый сон строений,
Нарушит светом их безмолвный мрак.
Валерий Брюсов
Большинство сегодняшних фентези романов в общем-то крутятся вокруг одного и того же сюжета. Что-то столкнуло героя с уютной печи на дорогу, и теперь этот самый персонаж романа по ней идёт. Просто идёт, идёт ради великой цели или спасая свою жизнь. По пути встречает друзей (которые станут помощниками) и врагов, может найти великую любовь и так далее. Может быть есть страшный злодей, который всё это затеял – его по пути желательно низвергнуть и в конце романа повесить нечестивую голову как трофей на стену гостиной. Примерно к такому же типу можно отнести роман Евгении (Буки) Сафоновой «Кукольный венец», который открывает цикл «Игра Лиара».
Шестнадцать лет назад первый советник осуществил переворот, скинув старую династию. Но дочь короля уцелела, сбежав из дворца. Была на втором месяце беременности, потом нашла лопуха, которого на себе женила и родила «его ребёнка». А после рождения младшей дочери удачно овдовела, получив в наследство семейное дело. Старшую дочь Таришу воспитала как принцессу – не капризную, но сильную и образованную. Да вдобавок принцесса унаследовала родовой дар – оборотничество. Жили не тужили, тихо и мирно, да вот незадача – для своих целей древний маг-некромант Лиар затеял для своих целей игру, в которой Тариша станет главной фигурой. Мать убили, младшую сестру похитили, толкнув на ту самую дорогу. Заодно впутали Таришу в заговор с целью свержения короля (К слову, который хоть и узурпатор, но в отличии от предшественников грамотный управленец – потому народ его очень любит, да и Тариша свергать не собирается).
Мир у Евгении получился достаточно индивидуальный, хотя и полностью укладывается в наиболее распространённые фентези каноны – магия, цверги, альвы (в принципе по типажу те же привычные эльфы и гномы). Слог симпатичный, образный. Приятный и гладкий. А вот книга в целом читается плоховато. Нет, по уровню она повыше большинства сегодняшних поделок и самиздата, и книжных полок магазинов. Почитатели и среди заядлых любителей жанра, и среди поклонников лично автора найдутся. Но если отстраниться от этого, роман вышел средненький, перелистать и забыть. И если бы не конкурс, я бы его вообще бросил читать на первой трети, ибо не спасает даже слог.
Почему же? Ответ довольно прост. Роман целиком построен вокруг приключений Тариши, или иначе принцессы рода Тариш Бьорк. Но сама героиня при этом получилась… никакая. Бесцветная. Она вроде бы неплохо прописана, нам пытаются показать девушку, пусть выросшую в тёплых домашних условиях, но внутри сильную, с несгибаемой волей. И потому победившей… Вот ничего этого как раз показать и не удалось. Есть Тариша – функция сюжета, есть и ненавязчиво, с мастерством показанные черты, нужные этой функции. Не удалось показать человека. Со своими индивидуальными привычками, со своим характером. Тем самым, железным. Который должен был раскрыться в несущественных до поры до времени мелочах, в каких-то эпизодах, играющих не на сюжет, а на фон. Вместо этого мы видим большую часть романа довольно инфантильного подростка, которого арканом тащат события – куда повезёт, туда и вывезет.
Особенно это заметно по контрасту с другими персонажами. Второстепенными, но при этом куда более целостными и живыми. Те же братья Сэмперы или преподобный дэй Арон сразу выглядят куда полнее, зримее. В них сразу ощущается глубина, им сразу додумываешь привычки и особенности. Да что там, даже ненадолго мелькнувшие король-узурпатор или возглавляющий заговор альв больше похожи на личностей, чем главная героиня. Едва рядом с Таришей появляется кто-то ещё, повествование сразу начинает двигаться. Когда она одна, когда идут её воспоминания – внутренний темп замедляется. В итоге всё скатывается чуть ли не в занудную лекцию на тему «как я дошла до жизни такой».
Результатом всего этого стало то, что почти две трети романа, до визита к герцогу (а скорее даже до начала бала у герцога) воспринимаются скорее как чудовищно затянутая экспозиция к роману. На сам же роман места и не хватило. Да и само превращение Тариши в героическую деву (а-ля Жанна д’Арк) в конце книги (потому и победили) воспринимается как большой рояль. Увы. Потому я бы советовал роман капитально переработать. К слову, при чём тут «кукольный венец», вынесенный аж в заголовок, я тоже не понял. Нигде такого зверя не встретил по тексту.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.