Единое счастье — работа,
В полях, за станком, за столом,-
Работа до жаркого пота,
Работа без лишнего счета,-
Часы за упорным трудом!
Иль — согнут над белой страницей,-
Что сердце диктует, пиши;
Пусть небо зажжется денницей,-
Всю ночь выводи вереницей —
Заветные мысли души!
Валерий Брюсов
Работа любого писателя чем-то напоминает труд строителя или кузнеца (или, точнее, кузнеца-чеканщика). Это долгий, зачастую нудный и мелочный труд, подчас невидимый со стороны. Зато в итоге мы получаем Великолепную башню или груду кирпичей, окно в новый мир или грубо намалёванные контуры на растянутом между столбов холсте. И всё это получит имя «книга», и в каждой книге будет свой, авторский мир. Этот мир может быть абсолютно индивидуален или вторичен, он может быть похож на что-то ранее известное или непохож совсем.
Роман «Ханет» Доры Штрамм м Матильды Вандермар в этом плане оставляет всех позади. Настолько тщательно, детально прописанного мира мне больше не встречалось ни в одной конкурсной книге. И история, и предыстория, и механика, и общество. Всё уникально – от расы огров (от классических мифологических огров там одно название), до людей и стран. Ещё добавлю – мир вышел уникальным, не похожим вообще ни на что. А это в российском фентези огромнейшая редкость, авторы могут гордиться уникальностью.
Текст, кстати, тоже гладкий. Стиль выверен, зазоров в соавторском тексте и разницы незаметно. Каждая сцена точно сделано как надо, причём не по шаблону, а с пониманием… И всё равно дочитав роман, хочется спросить: зачем всё это? Ну представьте здание этажей на десять, у которого каждый кирпичик украшен резьбой, каждая рама мелким орнаментом. Всё это наподобие подкованной бло Левшой блохи. Прекрасно показывает высокий профессионализм, и совершенно ненужно в работе. Как клинок, изобильно украшенный резьбой. На стенку повесить можно, пользоваться не выйдет. Так и здесь чем дальше – тем тщательнее и подробно выписан мир. Выписан художественно, авторы ни разу не унизились до канцелярита или справочника. И при этом чем дальше, тем тяжелее читается, мозг перегружен деталями. Темп падает, ты перескакиваешь уже описания, чтобы не потерять сюжет. Здание подавило массивностью и резьбой.
К тому же собственно за этим искусством не осталось места на героев. Они вышли… ну как ещё один архитектурный элемент. Несущая часть конструкции. Хорошо несущая, их приключения держат сюжет романа. Но при этом они так и остаются элементами романа. Да и зачем люди нужны ограм… Я так и не понял. Может быть это где-то в тексте есть, но я видимо пропустил за обилием деталей.
Ну и последняя претензия – это финал. Точнее его отсутствие, полное. История закончилась, а выводов из литературной идеи нет.
Эх, вот сократить бы роман вдвое – вышла бы конфетка.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.