Валерий Филатов. «Пираты ХХХ века»
Космическая фантастика в русской литературе давно и прочно завоевало своё место. Начинала с основателей этого направления – Беляева и Толстого, продолжила Ефремовым, Казанцевым, Мартыновым, Стругацкими… Имён великих писателей и просто писателей не счесть. Ведь они воплощали надежды своего времени и социума, веру в несокрушимый прогресс и развитие. Потом сменилась эпоха, а вместе с ней не только взгляды на жизнь, но взгляды на смысл и идею космической фантастики. Произошло переосмысление и рождение новых жанров. Первым это отразил тот же Лукьяненко, когда ввёл жанр космической оперы, за ним последовали другие. Теперь в центре произведения встал не технический прогресс и человек при нём – а душевные терзания и вечные проблемы, которые не изменят даже тысячелетия. К тому же из футуристической космическая фантастика стала приключенческой и развлекательной.
Пережив бурный период становления, новая фантастика выработала две основных тенденции/течения. Типичным представителем первого варианта, когда фантастический антураж в первую очередь обёртка, необычный способ оттенить психологию и заставить посмотреть на идею в новом свете – это Злотников. Во втором способе на первый план выдвигается авантюрно-приключенческая часть, а мораль и идея прилагаются. Тут типичным примером является Алекс Орлов. Ну а примерно между ними вся остальная современная российская фантастическая литература.
В своей книге «Пираты ХХХ века» Валерий Филатов выбрал (подобно сегодняшних большинству фантастов) выбрал именно второй вариант. Он проще, он вроде бы ярче. Он популярнее, поэтому можно отнестись к ряду моментов не так внимательно, читатель и так сообразит по аналогии. А ещё можно воспользоваться опытом зарубежных романов, что-то взять оттуда. Вышло… в общем вышло как вышло. Плохо.
И дело тут отнюдь не только в грамотности и стиле текста. Хотя сразу отмечу, что текст весьма грязный. Уже в прологе и повторы, и довольно грубые пунктуационные ошибки (вроде запятой после многоточия), и ошибки оформления прямой речи. Это, конечно, не делает априори текст плохим – но и настораживает, и сразу настраивает на негативное восприятие романа. Ведь подобные ошибки видны даже самому неискушённому и малограмотному читателю, не говоря уж про редакторов и потенциальных издателей (а ведь для исправления подобных недочётов даже не нужны бета-ридеры, достаточно специализированных программ и просто прочитать раза два текст самому). Отмечу, что есть беда и с числительными – тот же «Справочник издателя и автора» Мильчина и Чельцовой не просто так рекомендует соблюдать цифровые и письменные формы употребления в тех или иных конкретных случаях. Впрочем, это были бы мелочи… Если бы не построение и композиция текста.
Отсутствие и фона, и второго плана. Автор очень часто надеется на «любители фантастики сами сообразят по аналогии». В итоге многие действия происходят как бы в вакууме, картинка и роман теряют индивидуальность, распадаются. Начинается роман со сцены учебного класса на Лунной базе. Какой он класс? Как выглядят пилоты и преподаватель, в какую форму одеты? В чём особенности? Тысяча вопросов и ни одного ответа. Если детали и есть, то они или не к месту, или «под штамп», или читатель в них тонет. Строить картинку по опорным деталям у автора не получается. Как не получается и сделать каждого персонажа личностью, со своими привычками. Они словно под копирку взяты из других произведений.
Проблема со штампами, кстати, это вообще большая беда романа. Лидия Чуковская дала определение штампа как вроде бы удачной сцены или локальной идеи, которую автор использовал по аналогии с другими произведениями, не обеспечив входящих и исходящих связей. В результате то, что у других авторов смотрится органично, здесь – набор из литературного конструктора. И так большая часть романа. Чего только стоит «начальник охраны президента, который скрывает своё происхождение». Или штамп про «гениальных русских и тупых американцев»… ну и так далее. Сцены космических боёв тоже не проработаны, а словно надёрганы разом из других мест.
Всё это приводит к тому, что и так невысокий, итак рваный внутренний темп окончательно теряется, интерес гаснет. Персонажи так и не обрели индивидуальность. Большинство читателей закроют книгу если не на прологе, то на 1й главе, когда поймут, что пролог с основной книгой вообще никак не связан. Я вот роман прочитал только по обязанности на конкурсе. А вам не советую.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.