Давненько я не писала рецензий, все больше редактуру. Но раз пошла такая пьянка, то попробую. На объективность не претендую, на публицистический гений тем паче. Просто мнение такого же автора-фантаста, разве что написавшего на пару романов больше.
Первое, что я хочу сказать о романе — его было интересно читать. С первых строк я погрузилась в мир, почувствовала запахи и услышала звуки, поверила в то, что персонажи — живые люди. Поверьте, такое случается со мной не так часто, как хотелось бы.
И, начиная с пролога, завертелась интрига. Отличное начало, содержащее в себе тайну, опасность, волшебство и мечту, интересный персонаж — с внутренним конфликтом, загадочным прошлым и сложным настоящим. Пожалуй, подумала я, эти несколько часов не будут потерянным временем.
Что ж, я не ошиблась. Первая глава и второй персонаж, Эрик, оказался не менее интересным. И что приятно, автору удалось его показать иным, не таким, как Алекс. Не могу сказать, что характеры и образы прописаны ах как великолепно. На мой взгляд, не помешало бы чуть больше характерных деталей, выпуклости и ясности мотивации. Но это уже — стремление к совершенству, а не претензия.
И раз я заговорила о персонажах, сразу же упомяну и третьего ГГ, Джейну. Вот тут у меня возникло ощущение досады и неудовлетворенности. Словно автор очень много знает о ней, но почему-то косплеит беларусского партизана и выдает информацию по капелькам, чтобы только не мучили. Это крайне досадно, потому что Джейна сама по себе — прекрасный яркий персонаж. В ней есть все, что нужно: загадка, опасная для жизни проблема, внутренний конфликт, яркий характер. Но ее мало! Ее катастрофически мало! Персонаж, который мог бы стать центральным и объединить всю историю, почему-то оказался выброшен на обочину повествования. Словно женщина на борту — к беде…
Однако, беда подстерегала не на море, а в композиции. Увы и ах, баланса в ней нет. Отчасти как раз за счет того, что Джейна толком проявляется только во второй половине книги (первого тома романа, но не будем пока заострять на этом внимания). Из-за того что поначалу мы видит только Алекса и Эрика, создается впечатление чисто мальчуковой приключалки. Однако если сюжет для мужской приключалки годится, то стиль, язык и взгляд на мир — женский. Не плохой, не хороший, а такой, какой есть. И если бы соотношение персонажей и дальше сохранялось таким же, то есть много Алекса, много Эрика и совсем чуть Джейны — фокус бы вполне удался. Но во второй половине книги появилась любовная линия, женский фокал и женские эмоции, и читателю сразу стало понятно: а поначалу-то этого недодали!
Здесь же есть еще одно но, уже чисто техническое. При наличии любовной линии и ярко прописанного женского персонажа у романа есть все шансы быть изданным в серии вроде «Колдовских миров», но если женский персонаж появляется только на половине текста — шанс исчезает. Просто потому что значительная часть женской аудитории не будет читать роман, где сразу не заявлена женщина-ГГ и Отношения. Если бы женщины-ГГ и Отношений не было в романе вообще, все было бы отлично — морское фентези, мужская серия… но в мужскую тоже не годится, ибо женского взгляда и любовной линии намного больше, чем любят мальчики (по мнению издателей), а главное, любовная линия написана слишком явно по-женски…
Да. Я сама страдаю от того, что фентези-унисекс, не маскирующееся под гендерное, сейчас на издательском рынке практически не востребовано. Я сама его пишу, и мне интересно все — а не только морковная любовь. Но мой совет автору: подумать над композицией и привести ее к балансу, а заодно дать роману шанс на издание.
Ладно, лирическое отступление окончено, продолжаем о персонажах.
Есть в этом романе еще один совершенно изумительный персонаж. Талира. О, это песня, а не персонаж! При том, что она показана в основном глазами Алекса, и только финал — ее собственными глазами, она выделяется, как райская птичка в курятнике. О нет, не потому, что остальные персонажи плохи — а потому что она очень хороша. На мой взгляд, Талира определенно стоит значительного места в тексте, и я надеюсь, что во второй книге я увижу ее не раз и не два. Ибо ее внутренний и внешний конфликты — великолепны! В отличие от Алекса, пока выступающего очень правильным, глубокоморальным и патриотичным, Талира неоднозначна. Она сомневается, колеблется, автор не оправдывает ее поступков… И это пока единственный персонаж из основных, в судьбе которого я не уверена. Потому что Талира — не зло и не добро, ей еще делать свой выбор.
Любопытно, что хоть Джейна своего выбора еще не сделала, я-читатель все равно не сомневаюсь в уготованном ей пути к Добру. Возможно, я ошибаюсь, и автор приготовил Джейне, а с ней и читателям, сюрприз… что ж, продолжение покажет.
А пока еще несколько слов о композиции.
Есть такая часть, как «развитие действия» — грубо говоря, приключения между завязкой и кульминацией. Так вот, не зря эта часть кое-кем названа «великим серединным болотом». Здесь — не болото, а море. Огромное, бесконечное море, в котором приключаются наши персонажи в пути между точкой А и точкой Б. Все бы неплохо с этими приключениями, если б не их затянутость, предсказуемость и монотонность. Казалось бы, какая может быть монотонность в бунте на корабле ли попытке убийства? Однако, именно она чуть не заставила меня закрыть книгу и разочарованно вздохнуть: надежды не оправдались.
Я довольно долго думала, почему весь этот экшн и драйв на поверку оказался скучноват? И пришла к интересному выводу — экшну и драйву всего лишь не хватило событий. Все происходит прямо, логично и «на поверхности» — но в головах главных героев все идет по накатанной, в том же направлении, что и до морского путешествия. Где перелом? Где новое направление сюжета? Где неожиданное решение, перекраска черного в белое, а белого — в серо-буро-малиновое? Нетути. В женской прозе отсутствие События можно было бы прикрыть перипетиями любовных отношений, говоря по-простому, феерической дурью влюбленных-ревнивых-придурковато-возвышенных героев. Но тут любовная линия ближе к классическому фентези, чем к любовному роману, а следовательно — требуются не высосанные из пальца события и изменения. Серьезные! Оцениваемые героями как Жизненно Важные! И поданные так, чтобы читатель забыл пить и есть, пока герои не выбрались из ловушки.
Увы и ах. Приключения на острове и бунт — прошли мимо, практически не задев читательских эмоций. Так что автору бы крепко подумать над этой частью романа.
Зато финал, с того момента как появилась реальная Талира, прекрасен. Новые персонажи, новые конфликты, обманутые ожидания персонажей (и полностью оправданные читательские)… Конечно, поступок Алекса ожидаем (сильный маг обязательно должен проявить свою силу в кульминационный момент), хоть и плоховато мотивирован. Но этот поступок ставит его на грань погибели, а читателя заставляет грызть ногти в нетерпении: что же будет?!
Так что финал — на девять из десяти (мотивация Алекса — минус балл). И я, читатель, предвкушаю новые приключения.
Ну и напоследок пару слов о стилистике.
Мне не хотелось раскрасить весь текст красным, что уже само по себе — большая похвала автору. Встречаются кривоватые фразы, недостаток мотивации, затянутости и повторы смысла, но в некритичном количестве. Морская терминология дана в умеренных дозах и не мешает восприятию, единственное, что меня царапнуло — это окна на корабле. Я не спец в морском деле, но привыкла к тому, что на корабле нет стен — есть переборки, нет окон — есть иллюминаторы, и в таком вот духе. Лично я бы этот вопрос в тексте просто замяла для ясности, чтобы не смущать читателя непонятками.
Ну и завершу я свой отзыв традиционно: автор, пиши дальше, прыгай выше и бегай быстрее. Этот роман хоть и требует некоторой доработки на мой взгляд, но он определенно удался. Он интересен, вызывает сопереживание, позволяет погрузиться в волшебный мир и помечтать о море, заставляет задуматься о вечных проблемах доверия, верности и совести, о соразмерности целей и средств… наверное, мне просто близок и понятен идейно-моральный посыл текста. И элементарно нравится то, что этот посыл есть, что уже ставит роман выше чисто развлекательной литературы с проблематикой «убил чудовище — нашел сокровище».
Так что вдохновения автору, а заодно терпения и работоспособности. По сравнению с тем вариантом, что я читала в незапамятные времена, виден очень серьезный профессиональный рост. Хотелось бы только, чтобы автор не пытался делить жанры на высокие и низкие, и не прислушивался к мнениям насчет ценности женской и мужской литературы. Каждая история прекрасна как она есть, и не стоит убирать какие-то линии только потому, что кто-то считает их неподходящими для «большой литературы».
Большого плавания!
С уважением, Очень Добрая Тигра.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.