Ссылка на топик романа Akrotiri-Марики (Марики Становой) «Империя Джи. Рождение экзекутора»
Итак, я начинаю раздавать рецензии – пока могу, пока читаю и пока хочу.
И, прежде всего, осторожно, СПОЙЛЕРЫ, ЛИЧНОЕ МНЕНИЕ И ПОЛНОЕ НЕУМЕНИЕ ИЗЛАГАТЬ СВОИ МЫСЛИ.
Вообще, почему я начинаю персональную программу минимум по рецензиям в рамках конкурса именно с этого романа? Да все потому, что этот роман я прочел еще до начала конкурса, и прочел, если не ошибаюсь, раза четыре, а если ошибаюсь, то все шесть. Так получилось, что если говорить о романном лице МП для меня, то это две вещи: это роман Твилл «Год некроманта» (Ом… когда же его допишут?..) и роман Акротири «Империя Джи» (Омммммой боже, кажется, его снова переписали?..).
Вообще, мне сложно говорить что-то о восприятии того, что я видел от начала и до конца, со всеми его метаморфозами, поскольку разные версии наслаиваются друг на друга, создавая многомерный вариант романа. Поэтому я вполне могу брякнуть что-то, что относится к ранним наброскам, тут уж ничего не поделаешь.
Итак, наверное, стоит начать издалека.
Что у нас есть в романе? Есть мир, стоящий далеко впереди в уровне развития, в котором избранные бессмертные под эгидой императора Джи двигают науку и прогресс вперед, а остальные люди – живут и пытаются наслаждаться этим как могут. Сеть планет, объединенная сетью порталов-телепортов – одна огромная империя, которая постоянно расширяется. Новые миры захватываются, перемалываются, их культура пережевывается и встраивается в общий культурный фонд – ну, как это было еще в Древнем Риме, когда каждому новому захваченному народу предлагалось принести своих идолов в Рим и воздавать там подобающие им почести. От мира – миру, как говорится.
В этом мире Экзекутор – одно большое исключение. Бессмертие, невероятные возможности телепатии и регенерации она получает не за выдающиеся заслуги, как другие, а как одновременно лабораторная зверюшка, лакмусовая бумажка для мира и живое оружие, и это самое бессмертие для нее не награда, а тяжелая ноша.
Но в самом начале истории она еще об этом не догадывается. Это ребенок, из которого так и прет юношеский максимализм, самоуверенность и пренебрежительность, и в начале романа Крошка-Экзекутор не вызывает никакой симпатии. Это взбалмошный ребенок, для которого использовать собственную силу и поиграть живыми людьми – позволительно потому, что она это может. Ей не разрешено, но последствия поступков еще не наступили. Она свысока смотрит на людей, на их короткую жизнь, на несовершенные тела, на глупые чаяния стать бессмертными, совершенно не понимая, что сама она получила недостижимые для них дары в долг и что он все еще висит на ней.
Но последствия настигают, ее учат, тренируют, заставляют не просто знать, а по-настоящему понимать, что за каждое действие придется отвечать в будущем. Из нее выжигают привязанности – Экзекутор должен быть верен только Императору, и больше никому, все больше и больше и больше закрепляя страх обрести близкого человека, который сможет заставить ее свернуть с пути. Из нее изо всех сил стараются сделать идеальное оружие для далекоидущих планов Императора, и не просто сделать, а донести до нее это.
По сути, весь роман – это и есть осознание того, что такая, какая она есть – она не нужна. Для того, чтобы заслужить благосклонность своего бога, ей надо измениться. Стать не просто тупой машиной – таких проще всего уничтожить сразу, — но существом, которое сможет разыграть заложенную в нее программу независимо от обстоятельств. И, по сути, главная дилемма, которая стоит перед героиней – это решить, что для нее важнее, она сама или то, чего от нее хочет ее божество. Менять или не меняться. Отделить и определить, что иллюзорно, а что – нет, поскольку в этом мире неясно даже, настоящая ли ее любовь к Императору, или это просто закрепленный и доведенный до совершенства автоматизм чувств.
Мне нравится такая проза – психологически-психиатрического толка. И нравится, как развивается сама героиня, как изменяется она сама и ее восприятие. Впрочем, все герои здесь живые и законченные характеры, и поступают довольно разумно и согласно обстоятельствам – и это прелестно.
Отдельно я хочу отметить культурологическую составляющую романа. В ранних версиях романа этому было уделено чуть больше внимания, в последней – часть этого вырезана, но у Марики отлично получилось воссоздать другие миры. Пускай сквозь восприятие Крошки нам и не удается увидеть абсолютно все целиком, но то, что она видит, обычаи, в которых ей волей-неволей приходится участвовать, вообще, окружение – это все выписано красиво, любовно и с тщательностью, и читать это интересно. Это и гайдерские цветники, и Лакстор, и пустоши, и прочая, и прочая. Все это не в тяжесть, а в помощь повествованию, и если некоторым удается утяжелить текст до невозможного описаниями выдуманных миров, тут же все оно органично сплетается с линией повествования.
Что там у нас еще в советах по написанию рецензий?
Язык – хорош. Основательный такой, авторский стиль наличествует, узнаваем (по крайней мере мне так кажется), есть и красивые описания, и терзания, и экшен, и прочая. Читается легко (то ли я уже за столько времени привык?), всяких красивостей – в меру.
Фантдоп. Не скажу, что шибко оригинален – телепорты, империя, переселение душ в кристаллы и последующая экстракция оттуда, все это было уже много раз и много раз обсасывалось со всех сторон на всякие лады. Но все это не просто декорации, а одна из движущих сил повествования. Впрочем, не фантдоп там главное.
Герои – да, в них веришь. И, что самое главное, среди них нет полярных персонажей, которые или только плохие, или только хорошие по той причине, что так проще. Каждый герой подцвечивается личным восприятием Крошки, и это здорово. Больше всего мне понравился Император, хотя он тот еще больной ублюдок, изломанный своей ответственностью не меньше Крошки. Но он не боится поступать так, как считает нужным, и это мне нравится.
Сюжет и повествование. Сюжет – логичный, нестыковок вроде бы нет. Отдельное здорово за здравый смысл там, где его обычно авторы упускают в угоду красоте или пафосу. Ляпов особых нет, хотя временами проскакивают сомнительные моменты вроде тех же самых душ, в которых я сам лично не знаю и не наблюдаю за всю свою карьеру. Впрочем, это – фантдоп, а значит, логичность или там еще что не обсуждается. Допущение на то и допущение.
Оригинальность. Хм… По частям – да, если взять запчасти, нет ведь ничего оригинального в болте или гайке? Но вместе они могут дать нечто новое, и тут вроде тоже удалось сделать интересное.
Востребованность… Ну, любителям гуманизма будет, наверное, сложно – в книге куча всяких терзалок. Любители боевки тоже могут идти мимо, тут пулява немного. Остальным, ну, не знаю, кому, но любителям психологической фантастики за исключением пункта первого должно понравиться.
Личные впечатления. Буду краток. Ладно скроено и крепко сшито. Хватит переписывать и пилите продолжение.
Вот как-то так. Ну и понаписывал я тута…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.