Доброго времени суток.
“Мотылёк” сложно назвать романом для отдыха или развлечения — он не сделает вас счастливым, ни подарит положительных эмоций. Он безысходный. Почти все герои — либо жертвы, либо хищники. Трудно определить и жанр романа. Любовный роман? Драма? Трагедия? Наверное, всё сразу. Впрочем, я бы определил его принадлежность всего одним словом – реализм. Беспросветный реализм.
В центре повествования пара – Наталья (жертва) и Максим (хищник). Он – талантливый композитор, любимец женщин и законченный эгоист, к тому же пораженный Эдиповым комплексом. Она – мечущаяся в поисках женского счастья натура, которая и сама толком и не понимает, что это за счастье такое. Оба героя стремительно запутываются в любовных многоугольниках, выпутаться из которых им так и не удастся.
Наталья находится во власти противоречивых чувств, легко поддаётся манипуляциям окружающих, чем беззастенчиво и пользуется её возлюбленный. Многократно преданная, она с готовностью прощает своего мучителя, какое бы коленце тот не выкинул. Любовь к Максиму с лёгкостью переходит границы логики: измены, эгоцентризм, потеря по его пьяной милости ребенка – Наталья готова всё стерпеть, лишь бы милый был рядом. Однако, не стоит забывать, что в тихом омуте, и черти водятся.
Максим — тот ещё козел. Повернутый на собственной персоне и на рано ушедшей матери (которую он называл по имени), он всегда готов найти оправдание своим грехам. Попросил у родителей руки дочери – тут же нахами им! Жена чем-то недовольна – ты генеральская дочка, ложка во рту! Очередная измена – ну и что, мужчины полигамны! Обещал бросить любовницу и снова оказался в её постели – ну я же заслужил отдых! Маскулинность так и прет из Максима, но его внутренний мир скуден и жалок.
Вокруг главных героев вертится хоровод героев второстепенных, и почти все они такие же запутавшиеся и неоднозначные как Наталья и Максим. Родители Натальи (жертвы), на первый взгляд серые люди, оказываются способны на шокирующие поступки. Маша (хищник) – женщина с тяжелой судьбой и непомерными амбициями, готова идти по головам к своей мечте. Одной из голов станет голова Натальи. Иван (жертва) – покладистый муж Маши, который вплоть до конца романа будет прикидываться самым адекватным человеком, а затем жестко обломает читателя. Марьванна (жертва) – няня Натальи, погрязшая в дремучей религиозности и придавленная житейским опытом. И это только часть отлично выписанных героев, чьи шкафы полны скелетов, а головы – тараканов.
Отдельно стоит упомянуть мать Максима — великолепную Еву (хищник). Роковая женщина, подчиняющая и выбрасывающая мужчин, как игрушки. Слишком яркая и красивая для своего серого времени. Её образ так или иначе продолжает довлеть над главными героями даже спустя много лет после её трагической смерти. В общем, сочный, запоминающийся образ.
Я уделил много внимания героям, но мало сюжету. И это неспроста. На мой взгляд, сюжет “Мотылька” вторичен по отношению к героям. Автор любовно выписывает персонажей, их характеры и истории, а в это время сюжет выделывает кренделя – скачает из одного времени в другое, прыгает от одного персонажа к другому, перемежается пространными монологами и флешбеками, и наконец “допрыгивает” до несправедливого, трагического финала. Заметьте, я не говорю, что сюжет плох, но у автора довольно специфический темп повествования.
К сюжету крепится мистическая линия. Вот она и вызвала у меня вопросы. Она, как бы это сказать… недоделана. Сложилось впечатление, будто автор хотела уделить ей больше места, но истории и отношения героев занимали её куда больше это самой чертовщины. Грубо говоря, если взять и вырезать всю мистическую составляющую, то потери сюжета критическими не станут. Что я хочу сказать: если бы мистике было бы уделено больше места (особенно в начале) – то она смотрелась бы органичнее.
Ещё одно замечание, о котором вскользь упоминала в своей рецензии и уважаемая Орди. Политота. Оговорюсь сразу, я полностью согласен с наличием описанных в “Мотыльке” проблем современной России. Но… Они выглядят как внезапно вклинившаяся в полотно романа авторская речь. Это знаете, как у Лукьяненко, который во время приключений героев, не упускает возможности упомянуть проклятых пиндосов. Такие ремарки выглядят искусственно. Впрочем, уместны ли подобные вставки, решать лишь автору.
Непременно стоит упомянуть сказочные, пахнущие булочками с корицей, виды Мюнхена. Автору они удались на 5 с жирным плюсом. Волшебная, рождественская атмосфера передана идеально. Прям аж захотелось там побывать).
Теперь к авторскому языку и форме романа.
Читается легко, быстро – особых вычурностей не наблюдается. Фокалы скачут как зайцы. В одной главе могут с легкостью уживаться несколько точек зрения. Не криминал конечно же, но многие такого не любят. Отдельное внимание автору стоит надо уделить диалогам, во многих местах потеряны тире – это здорово сбивает.
В некоторых местах смущают флешбеки героев. Например, тот, который обличен в форму рассказа Натальи своей подруге Лике – слишком уж он “литературный” и длинный даже для монолога. Или внезапная биография Марьванны – её интересно читать, но она сваливается как снег на голову.
Подведу итог. Я не стану советовать “Мотылёк”, тем, кто хочет просто отдохнуть за чтением. Роман серьёзный, драматичный, жестокий, и да, конечно же, он женский. Дарк лав стори. Но я могу смело порекомендовать “Мотылька” тем, кто хочет решится занять мозги чем-то сложным и глубоким.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.