Нея Осень. Рецензия на роман Грон Ксении "Грань"
 

Нея Осень. Рецензия на роман Грон Ксении "Грань"

+33

Топик романа

 

Общее впечатление по роману – что-то яркое и весьма сумбурное. И эта сумбурность вытекает как из самого построения сюжета, так и из внутренней структуры текста.

Повествование можно разделить на три части, которые недостаточно стройно согласуются друг с другом. Первая – до появления Киры – об избранной. Вторая – до смерти Ильдара – назовем условно экшен, последняя – детектив.  

Сначала я вижу девушку Варю, сироту травницу, обладающую очень скромными магическими способностями. Разглядев в ней какой-то потенциал, темный маг выдающийся силы, Ридан Нортель, берет ее в ученицы. И тут, необученная девушка начинает резво раскрывать свои таланты, как по мановению волшебной палочки, легко и быстро перескакивая с одной магической ступени на другую, хотя другим для этого нужно гораздо больше времени и сил. Наставник удивляется. Сама Варя удивляется не меньше. Мало того, в переделках она спасает и свою подругу, и самого наставника с его бывшим учеником – тоже не слабого мага. Магическая сила так и прет из нее.

Ридан повернулся и посмотрел на неё оценивающе:

— Как тебе удалось встать на ступень смерти, не умирая и не принося жертв?

— Что ты такое говоришь? Какая ступень смерти?

— Самая обычная, — Ридан усмехнулся. — Ну как обычная. Большинству магов она недоступна по потенциалу, а те, кому доступна, в большинстве своём только мечтать о ней могут.

И что подумает читатель? Ну конечно, очередная избранная. Честно скажу – по мере продвижения по тексту героиня начала во мне вызывать раздражение. Ну такая ж уникальная, только ручкой махнуть и все у нее получается.

Да, в тексте есть намеки, что все не просто так, что такое стремительное овладение способностями имеет объяснение, но эти намеки слишком незначительные, и вся эта эпопея длится пять глав, когда читатель вроде начинает понимать, что что-то с этой девушкой нечисто, но свое отношение он уже составил и скептически не раз скривился. Отступления на девушку с длинными русыми косами под властью какого-то злодея мне были совершенно не понятны. Ну следит Ильдар за ними, а то, что эта девушка и есть Варя… извините. Четкая, ощутимая подсказка появляется только в шестой главе, когда Фертон делает замечание по поводу ее волос, зачем косы отстригла, а Варя и не в курсе, что у нее когда-то косы были. Но все объясняется и проясняется только тогда, когда появляется Кира. И вот, девушка, за которой мы следили все это время, оказывается совсем не та. Ее подменили, подсадили «утку», для Ридана и Дулона она оказалась предательницей. Для читателя это интригующее, приятное открытие? Неа. Главная героиня отходит на второй план и нам приходится узнавать новую.

А она совершенно другая. Обуреваемая местью наемница. Решительная и жесткая.

Вторая часть — движуха, в результате которой героиня таки отправляет Ильдара за Грань. Тут хочу отметить, что противоборство Киры и Ильдара получилось затянутым, не хватает эмоций, напряжения – это же кульминация, катарсис! Половина увязла в пояснениях.

И вот у нас главный злодей, ради кончины которого все затевалось – сгинул в безвременье. Наши победили, все, конец.

Но читателя ждет продолжение. Начинается оно с раздвоение личности Киры, которая не понимает, кто же она на самом деле – Кира или Варя. Она в полной прострации.

Ридан, похоронив брата, запил…

Друзья, чтобы растормошить главных героев, чтобы они начали действовать, и чтобы читатель не уснул, глядя на их душевные метания, придумывают им новую цель – спасти девушек, по незнанию отправившихся в магическую школу добровольно, и тех, кого заманили в эту злодейскую обитель. Цель, прямо скажу, надуманная, ну просто Варя услышала про девушку и захотела ее спасти, а там и другие появились.

А Ридан поехал за другом, которого захотела увидеть мамина приятельница, о чем сообщила в письме. Ну тут нормально, все раскроется потом.

Герои встречаются и все закручивается с новой силой. Появляется новые злодеи, хоть и связанные с прошлым, но раньше мы их не знали. И тут я вижу такие проблемы – сначала читать было скучно и неохота. Потому что история была завершена, а нам предлагают лицезреть заболевших героев, потерявших смысл жизни, потом пуститься в путешествие спасать девчонок, которых мы тоже не знаем. Появление новых персонажей требует определенного числа знаков, чтобы читатель успел с ними познакомиться, проникнуться и захотеть им сопереживать. С Эльроном и Тиорой это получилось. Они вышли живыми, характерными. А девчонки так и остались фоном. И вот еще… Аскара бы побольше)))

По сюжету я бы все перемешала))) Варю и Киру подать параллельно, чтобы читатель узнал из обоих, но то, что Кира заменила Варю понял далеко не сразу. Ильдара оставить живым до конца, Эльрона и Тиору показать намного раньше, оба финала – объединить. Получился бы интересный, интригующий роман, с постепенным нарастанием напряжения и яркой развязкой)))

Теперь по тексту что понравилось, а что не очень.

После прочтения я даю себе пару дней отдыха, чтобы отметить, что запомнилось, а что нет. В этом тексте на первый план выходит магия. Четко прописанная, яркая, выпуклая, подпитываемая эмоциями.

Чувства. Тёмные и светлые. Из них состоит всё. Всё живое существует за счёт эмоций. Они движут всем. Любой поступок, любое действие или бездействие продиктовано чувствами.

У героев богатый арсенал и множество способов воздействия. Несмотря на то, что стихийная магия далеко не новость, тут есть и оригинальные авторские находки. Особенно мне понравилось плетение, которое стягивалось и душило, когда жертва пыталась рассказать секретные сведения. Автор красиво описывает магические потоки, цвета, как герои взаимодействуют с ними — залюбуешься. Сама же Грань противоречива. Страх смерти и в то же время для кого-то желание избавления, покоя. Это символично и глубоко. Но довольно частые «прыжки» персов туда и обратно немного портят суть, а твари, которые там обитают на мой взгляд вообще нивелируют всю серьезность и загадочность этого места. Они как мультяшные монстры выскакивают и калечат людей. Почему, зачем? Конечно, зрелищно, но если это живые организмы, им должно быть что-то нужно – пожрать хотя бы. Если ими управляют или это странное порождение зла – как-то нелепо. У магии столько возможностей, более простых и изящных.

Повествование неровное, по большей части суховатое и малоэмоциональное. Стиля как такового пока нет, лучше всего автору даются описания природы, но их мало, и такое чувство, что они в основном воткнуты для того, «чтобы было», маленькими блоками.

Солнце уже клонилось ко сну, когда путники собрались у потрескивающего костра за ужином. Вот последние лучики мазнули по руке и скрылись за горизонтом. Прошёл ещё один день… Что принесёт следующий? Варвара засмотрелась на то, как огонь весело пробовал одну ветку за другой,

Сумрак уже вытянул свои щупальца из еловых ветвей, стремясь захватить весь окружающий мир.

Действия, когда идет какое-то противостояние или потасовка – поданы хорошо, лаконично, быстро, но в то же время объемно (отлично получилось в пятой главе), а вот промежуточные телодвижения персов зачастую простое перечисление действий – пошла налево, завернула за угол, подняла руку, повернула голову.

Сюжет вмещает в себя много мелких событий, в особенности нападений на главных героев, половина из которых выпала из моей памяти. Потому что они слишком часты и однотипны. Насколько остро воспринимается первая заварушка, когда их хотели сжечь на костре, к концу романа уже не вызывают никаких эмоций, кроме как – ну опять.

Герои хороши, по большей части правдоподобны, но Ридан мне показался не всегда логичным. Вначале он видится самоуверенным, гордым, скрытным и недобрым. Понимаю, что таким его воспринимает героиня, потом она узнает его лучше, он раскрывается, и все равно контраст иногда слишком велик. Порой он становится мягким, нерешительным, а то и равнодушным.

Когда Ридан у пещеры психует, Варвара его бьет и уходит, а он отправляется в портал. Только потом спокойно рассуждает – мне нужно с ней поговорить. Сплошные объяснялово, никаких эмоций, беспокойства, сожаления.

Дулон же наоборот, вначале ведет себя как взбалмошный мальчишка, а потом вполне себе и в морду даст, и позаботится))

Вообще в тексте много ненужных объяснений.

К примеру, когда Ридан запил и Дулон сказал, что поедет в столицу – Ридан пришел и пошли объяснялки

Дулон ухмыльнулся про себя: явился всё-таки. Он и не ожидал, что друг послушается и вмиг протрезвеет, но разжечь в нём любопытство всё же надеялся. Во-первых, бросать его тут одного, конечно, не хотелось. И вправду, чего доброго, сгинет по пьяни где-нибудь или облапошит кто. Во-вторых, вытаскивать нужно было Ридана из серьёзного загула. Ну и в-третьих, конечно, Дулону не хотелось ехать одному. В компании веселее, да и дело предстояло какое-то мутное, непонятное на первый взгляд. Тут мозги лишними не будут. Правда, трезвые, но это дело всё-таки поправимое. Дулон надеялся в дороге привести друга в чувства. Главное было сделать так, чтобы он захотел ехать следом. И вот Ридан пришёл.

Все это и так понятно из их разговора выше.

Не понравились переходы в настоящее время. Это требует определенного навыка, чтобы это не выглядело вымученным. Я не умею. Автору тоже стоит еще поучиться.

Несколько конкретных замечаний:

Возможно я в чем-то ошибаюсь, но мне показалось странным —

Насколько я помню когда перекрывалась энергия потоков, после того, как убирался зажим, она должна хлынуть потоком, почему с Риданом, когда они вытащили его из комнаты в пещере такого не произошло?

Не понимаю, как Кира смогла подменить Варвару, а Мита? Она была ее подругой уже год до событий.

В побег Киры из школы верится с трудом, в том смысле, что она была под воздействием порошка, стала инертна и равнодушна ко всему, что толкнуло ее на побег?

Ну вот кажется и все. Весьма сумбурно получилось *JOKINGLY*

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль