Не буду скрывать, роман мне не понравился. Ниже я постараюсь объяснить почему.
Проблемы с героями
1. Милая, несчастная девочка
Для того чтобы вызвать читательскую симпатию к главному герою, существует десяток литературных приёмов. Один из них называется «милая, несчастная девочка». Его суть заключается в разжалобливании читателя. В самых распространённых случаях героя лишают родителей, гнобят всем обществом (классом) или загоняют в крайне неприятную ситуацию, в которой он несчастен.
Однако у данного приёма есть ограничения. Он действует только на девочек (Золушка) и детей (Гарри Поттер). Когда с помощью разжалобливания пытаются вызвать симпатию к герою — взрослому мужчине, это вызывает как минимум недоумение.
Знакомство с главным героем романа «Запятая Судьбы» происходит, когда он находится в жалком, загнанном состоянии. Вит предстаёт перед читателем слезливым, травмированным ошибкой прошлого, неприкаянным и слабым. К тому же совершает социально не одобряемые действия: бухает как заправской алкаш и курит как паровоз. Было бы ему лет 14, это вызвало бы сочувствие. Но герой взрослый. Поэтому вызывает не сочувствие, а презрение.
Ну как так? Уже взрослый мужик, а до сих пор пускает носом сопли, как детсадовец?..
2. Регламентирование vs Подтверждение действием
Однако другие персонажи относятся к Виту как профессионалу своего дела, как человеку сильному и смышлёному — и это даёт ему второй шанс на завоевание читательской симпатии. Вспомните доктора Хауса. Он также совершал социально не одобряемые действия и по характеру был, прямо скажем, ужасен, но всё это компенсировалось его профессиональными качествами.
В сериале доктор Хаус проявлял свою профессиональную крутость, совершая конкретные действия и получая зримый результат — спасение жизни его пациентов.
Я ждала от Вита аналогичного подтверждения заявленной крутоты. Не дождалась. За всю первую часть он сделал всего два действия:
1. Предложил совершенно банальную идею проверить своих на факт предательства (что нужно было сделать в любом случае и особых умственных усилий не требовало, т.к. очевидно),
2. Прощёлкал клювом момент, когда в битве с Каем грохнули его названую сестру. И уже тогда, всё проиграв, прекратил тормозить и вступил в битву, выиграв её — что просто взорвало мне мозг — в одно действие (удар кинжалом) и породив закономерный вопрос: «А что мешало подойти и пырнуть злодея ножичком чутка пораньше?..»
В общем, Вит как профессионал своего дела для меня в первой части не состоялся. Я увидела регламентацию его как профессионала, но не увидела подтверждения этому факту в тексте.
3. Распыление внимания
После завершения первой части (1/3 романа по объёму) читателю свалился на голову десяток новых персонажей, у каждого из которых в лучших традициях китайской литературы (в Китае у человека есть звание/должность, официальное имя, имя в быту, милое сокращение от имени) оказалось по 2-3-4 разных имён. Соответственно, читатель в лице меня попал в ситуацию, когда перед ним десяток незнакомых персонажей с кучей имён, которых, во-первых, крайне сложно запомнить, а во-вторых, крайне трудно не перепутать между собой.
Эта сложность привела к следующему эффекту:
— персонажи не вызывали сопереживания, т.к. каждому уделялось слишком мало времени на раскрытие (конкуренция за читательское внимание между персонажами была слишком высока),
— несколько персонажей сливались между собой в одного (т.к. между ними не было явных отличий, кроме имени).
По мне, лучше описать одного персонажа, но качественно, чем десять, которые так и останутся неживым картоном и будут во время чтения скрипеть на зубах.
4. Отсутствие внутреннего конфликта
В данном случае Вит как персонаж стоит от других в стороне. У него у единственного прописан глубокий внутренний конфликт. Все остальные персонажи привлекаются для решения внешних проблем и кризисов. Хотя среди них, в принципе, можно выделить ещё Риву. На ней сработал литературный приём «милая, несчастная девочка». Когда она потеряла любимого, её стало немного жаль.
Наличие внутреннего конфликта — это то, что, по сути, отличает главного персонажа от фона.
В романе «Запятая Судьбы» я столкнулась с ситуацией, где главный герой есть только в первой трети повествования. Потом он пропадает и появляется лишь в самом конце. А основной массив текста забит суетой, которую создаёт массовка, где ни один персонаж не тянет на главного.
5. Гибель третьего персонажа в десятом ряду
В вопросе убийства персонажей нельзя не обратиться за примером к Дж. Мартину и его ПЛИП. Прежде, чем грохнуть кого-нибудь, дорогой Дж. Мартин сознательно выводит персонажа на пик, когда тот вызывает максимум читательских симпатий — и уже потом убивает. Здесь же персонажи, не успев полюбиться, уже умирают. Это не вызывает ровно никаких эмоций, кроме недоумения.
Неужели в Агенстве работают одни дураки и растяпы, что не в состоянии провести операцию без потерь личного состава? Как же они продержались до сих пор, болезные?
Проблемы с сюжетом
1. Отсутствие кульминации
Если обратить внимание на построение сцен, то можно увидеть, что есть завязка, есть развязка, а кульминацию в каждом случае заменяют * * *. Это касается сцен. Касается глав. И касается романа в целом. Все значимые действия и события вынесены за скобки и отданы на откуп читательскому воображению.
Это ммм… всё равно, что в фильмах с Джеки Чаном или фильмах про Рембо взять и вырезать все сцены драк.
Нельзя забывать, что именно в момент кульминации, когда действие разворачивается здесь и сейчас, а мир сужается до точки, читатель испытывает максимальное погружение в текст и максимальное сопереживание герою. По сути, срастается с ним в одно.
Если кульминация вынесена и оставлена за скобками, то такого слияния не происходит и герои остаются для читателя чужими дядями и тётями.
2. Злоупотребление диалогами
С технической точки зрения любую сцену можно решить четырьмя способами: через описание, через внутренний монолог героя, через диалог и через активное действие. В романе «Запятая Судьбы» 95% сцен решены через диалог, 3% через описание, 1,5% через активное действие и 0,5% через внутренний монолог. Это создаёт монотонность, однообразие и скуку. Как правило, в диалоге участвую два персонажа, реже больше. И к концу чтения возникает чувство…
Будто нет десятка персонажей. Есть всего два персонажа, которые на протяжении романа ведут между собой непрерывный диалог. Зачастую, в одинаковой манере и на правильном литературном языке.
3. Засилье бытовухи
Читая роман, можно увидеть, как герои бухают на кухне, бухают в кабинете, жарят шашлыки, шмонают холодильник на предмет чего бы пожрать, варят пельмешки и курят у открытого окна. Описания быта занимают практически весь объём текста, потому что каждый раз, когда дело доходит до спецэффектов и магии, читатель оказывается наедине с * * *.
Складывается интересная ситуация.
Большинство героев преподносятся читателю как Удивительные существа. Как Нелюди. Как Полубоги. Как Люди с выдающимися возможностями. Но чем больше ты смотришь, как они бухают и варят пельмешки, тем меньше веришь в их исключительность. Они выглядят обычными алкоголиками, которых можно встретить в любых силовых структурах и почти в каждом подъезде.
4. Отсутствие сквозной темы
Первую часть в одиночку тащил на себе Вит, двигая сюжет вперёд и раскрываясь перед читателем вместе со своим внутренним конфликтом. Однако с его исчезновением исчезла и тема романа. Отвечая на вопрос — О чём вторая часть романа? — я вынуждена сказать: о буднях Агенства. Потому как сюжет распадается на подсюжеты, а тема на подтемы, среди которых нельзя выделить какую-то одну главную.
Появление Вита в конце не помогает.
Общая ситуация такова, что среди глав можно выделить микро-темы и микро-сюжеты, но все вместе они не складываются в единую мозаику, не собираются в единый образ. Это вызывает ощущение бессмысленности чтения. Не ясно, зачем всё это было написано.
И хоть в жанрах указано городское фентези, я бы отнесла роман к жанру производственных романов. Потому что сильней всего в нём описана не магия и даже не атмосфера северной столицы, а бытовые взаимоотношения мелких винтиков в общей системе Агенства как производства по сохранению зыбкого мирового равновесия.
5. Без начала и конца
В финале романа вас будет ждать не точка, а очередная запятая.
Роман «Запятая судьбы» не является законченной сюжетной единицей. Многие подсюжеты в нём не доведены до логического конца. Значительная часть вопросов остаётся без ответа, а выведенные на сцену герои — неиспользованными. Да и начинается он так, будто читатели хорошо знают его предысторию.
Мелкие проблемы
1. Ребёнок
Персонаж ребёнка в возрасте от 2 до 3 лет описан абсолютно неправдоподобно. Он не тянет по своему развитию на указанный возраст. И это воспринимается багом, а не фичей во многом потому, что не сделан акцент на данном несоответствии.
2. Хихиканье
Обычно хихикают девушки. Парни ржут или хохочут. Потому что звук хихиканья тонкий и высокий. Он звенит как колокольчик. Поэтому сталкиваясь в тексте с мужским хихиканьем, я каждый раз фыркала и закатывала глаза.
В конце хочу добавить ложку мёда в бочку с дёгтем. Несмотря на вышеозначенные проблемы, читался роман достаточно легко. У текста высокая грамотность. Если ошибки и встречались, то в небольшом количестве или систематические. Да и стиль у автора неплохой. Я оценила фишку со сменой ракурса невидимой камеры, которая в начале каждой главы (или отрывка) отъезжала назад, показывая читателю не только самого героя, но и его окружение.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.