Ссылка на конкурсный топик романа Петра Дубенко «На волжских берегах»
Главное для исторического романа — достоверные исторические реалии и аутентичные детали. В этом отношении роман идеален, порою даже слишком * — обилие ссылок на предметы старого быта может оттолкнуть любителей чтения-ради-развлечения. Вместо закрученных сюжетов, боевок, скорости, книга неспешно и обстоятельно описывает то, что остаётся а кадром, а именно — что такое «быстро навести порядок» там, где давно забыли, что это такое, и какова цена государевых побед.
Действие романа разворачивается в период окончания Смуты. В качестве главного героя автор взял князя Пожарского, но не того, который памятник, а который его троюродный брат, по прозвищу Лопата. Его, только-только вернувшегося домой после битв в ополчении, снова призывают служить Отечеству, на сей раз — укрепить и удержать Самару, беспокойный городок, погрязший в грязи и лености… И все. По сути, роман посвящен подготовке крепости к будущему штурму и другим возможным перипетиями. Сами боевые действия полностью остаются за кадром, им посвящено всего несколько строк в эпилоге.
Не смотря на простенькую и малодинамичную фабулу, роман захватывает. Потому что он о людях. И обстоятельствах. И выборе, тяжелейшем моральном выборе, который делает каждый, абсолютно каждый человек. Чем жертвовать? Своим «моральным обликом»? Достатком? Жизнями — других, своей, собственной семьи? Причем жизни эти летят не в виде геройства на амбразуре, а обыденными смертями, о которых никто и не вспомнит потом. И все ради чего? Бог высоко, царь далеко… Так зачем?..
Автор очень ясно показывает: Смута на то и смута, что в это время нет чётких границ, контуров, понятий и правил. Нет однозначно злых и однозначно добрых поступков. Но есть масштаб. Он и только он. Тот, кто его понимает и принимает, двигает историю. Кто не понимает — видит лишь дурное и рвёт на груди гипюровые кофточки.
А Кон-Тики плывёт...©
* — есть некоторые стилистические шероховатости языка, но это к редактору. Главное, что царапнуло, это что календарь идет по святцам и имена святых все до единого с большой буквы, а в речи персонажей Бог и Царица Небесная — с маленькой. Дело тут не в религиозных взглядах (особенно автора), а именно в аутентичности.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.