Мааэринн. Рецензия на роман Марии Папериной "В одном далеком королевстве"
 

Мааэринн. Рецензия на роман Марии Папериной "В одном далеком королевстве"

+32

Ссылка на страницу романа.

 

Роман этот я заприметил еще в самом начале сессии на отзывах, и уже тогда знал, что буду читать обязательно, потому что это как раз то, что я люблю в фэнтези: много реалистичности, много людей, психологии и социалки, магия надежно вписана в мир. Впрочем, поначалу ее совсем незаметно, что роман не портит.

Но пойдем по порядку. И, конечно, писать я буду, не заботясь ни о каких спойлерах.  

Начну с того, что этот роман вот точно «не для всех». И, конечно, скажу, почему. В романе много персонажей с именами, много быта, много сцен экспозиции. По сути вообще половина романа — это экспозиция большой истории на серию, а вторая половина — завязка и начало развития действия. Так что для тех, кто любит быстро-быстро экшн, кто путается в персонажах и кого смущает довольно объемная массовка с именами — тем эта история скорее всего не понравится. А я люблю длинные-предлинные романы с толпой персонажей, так что мне как раз. Ну и всем со сходными вкусами пойдет.

Второй отличительный момент — это так называемый историзм: перед нами средневековое историческое фэнтези. Я не профи по средним векам, больше того скажу: в своей жизни уже переболел заклепками, так что не буду я рассуждать о фактическом соответствии мира романа миру реальному. Напротив, я считаю, что надо зайти в произведение, и жить его реалиями, и тогда важно лишь то, логичен ли мир внутри себя, а не то, соответствует ли он исторической конкретике или нет. Ну так на мой вкус этот мир вполне логичен, никакие косяки меня не зацепили.

А зацепил, наоборот, хорошо, зримо и осязаемо проработанный образ главной героини (забегая вперед, скажу, что скорее не главной, а одной из главных, одной из трех сюжетных линий). Чем же так мне понравилась Симель? А тем, как точно описывает автор душевное состояние и взаимоотношения с другими обитателями замка девушки, которая с одной стороны знатная особа, а с другой — прикидывается простолюдинкой и живет как высокопоставленная служанка. В этом образе все: и то, с какой грустью и сожалением вспоминает она историю королевства и в связи с ней — историю собственного дома, который покинула, и то, какой радостью, какой спасительной отдушиной в этой ее жизни она воспринимает беседы с больным стариком-королем, как они взаимно привязаны друг к другу. А уж история на кухне и вовсе покорила. Очень показательно Симель относится к настоящим простолюдинкам: с одной стороны она явно считает их низкими, недостойными, но с другой — не видит в этом ничего зазорного для них самих и пытается наладить отношения. Но, поскольку их забот Симель не понимает, их образ жизни и образ мысли ей чужд, потуги подружиться выглядят нелепо и даже оскорбительно для них. Естественно, служанки не прощают, считают ее выскочкой, загордившейся незаслуженной должностью, и со своей стороны травят, как могут.

И, что радует, в романе достаточно таких моментов. Например, преломление истории принцев в восприятии детей глорпов: дети разыгрывают историю, как сами себе представляют, а старый ученый и маг Кэларьян вспоминает все так, как было в действительности. И в этом двойном представлении одних событий вырисовываются не только образы принцев (а автор ввел эту историю как раз для того, чтобы показать принцев, как я понимаю) но и различие в восприятии жизни взрослого и детей, ученого и диковатых северян-глорпов.

Тут хочу сказать, что мой любимый персонаж этой серии на сегодня — Карланта, девочка-глорпка, которая в силу обстоятельств уже успела стать охотницей, умелой погонщицей собачьей упряжки и по сути главой немаленького семейства, состоящего из матери, четверых братьев и приблудного старика, который только дома ученый и маг, а тут, на крайнем севере — беспомощнее малого дитя. Ее привязанность к своим, ее ответственность за семейство, за племя в целом, а еще неуемное любопытство и готовность трудиться ради знаний — эти качества меня покорили.

Теперь немного о королевском семействе Саврайсов и основной сюжетной линии романа.

История в общем-то о том, что в одном далеком королевстве был сильный и достаточно умный король, который объединил достаточно много земель в единое государство и установил мир на всей подчиненной короне территорией. Но это было в прошлом, а сейчас великий король Вилиам состарился, и над страной нависли различные угрозы: варвары пробуют крепость границ, территориальные герцоги недовольны распределением прав и обязанностей, а некоторые из приближенных соратеников уже решили, что Вилиам ослабел, а значит, отжил свое.

У Вилиама есть четыре сына, те самые принцы, о которых в далекой тундре играют Крланта с братьями: Адемар -сильный и благородный, Лотпранд — верный, Сейтер — властолюбивый и жестокий и Бренельд — слабый и балованный. Вот между ними и разыгрывается интрига борьбы за власть. Но, как мы понимаем уже в финале, не только между ними: виды на трон и на истиную власть в государстве, хоть и теневую, имеют и маги, которые пока действуют скрытно и незаметно ни для кого, кроме, пожалуй, все того же старика Кэларьяна. Нельзя не отметить, какую интересную многоуровневую интригу раскручивает автор. Особенно мне понравился ход с предательством Сейтера собственными сторонниками. Почему понравился? Потому что это не из серии продуманных хитроумных операций, а из серии спонтанных глупостей от страха, то есть, не по-книжному, а жизненно. И это меня радует — вот такой живой элемент.

И о сострадании.

Да, без эмпатии, без вовлечения читателя в судьбу персонажей, кровавое месиво, конечно, не шокирует и не печалит. По собственному восприятию могу сказать, что к Адемару и Сейтеру у меня сложилось личное отношение, а к Лотпранду и Бренельду — нет, поэтому их судьба несколько безразлична, и их беды особо не впечатлили. Зато впечатлило то, что Адемар был с сыном. Про сына вообще ничего не говорится, но ему я посочувствовал «по касательной»: обидно, если у этого человека не останется наследников. Так что за них двоих я пока тоже болею, благо автор дает надежду.

А вот куда пропал сын Сейтера из повествования, я как-то упустил. Почему отец не взял его в поход на Берению? Не хотел показыват истинной подоплеки дел? Стыдился его что ли? Или в чем дело?

И последнее. Я ничего не сказал о Фронадане, а ведь он мне понравился: умный и вроде бы пока честный. И, кажется, будет значимой фигурой в истории.

 

Стиль… мне вполне нравится, есть небольшие ошибки, «невычитанности», но не критично. Текст вполне читабельный, грамотный, автор в целом владеет языком на хорошем уровне.

А композиционно хоть я и назвал роман экспозицией и завязкой, но все-таки как промежуточные, в нем есть и кульминация, и определенный финал. Не разочаровывает полностью оборванной концовкой, такого нет.

 

Резюме: получается добротная, интересная серия. Мне понравилось, рекомендую.

Одно плохо: дальше — где? И скоро ли будет? Вот ведь беда, каждый второй роман конкурса — часть серии. А хочется знать историю до конца.

Так что, аффтар! Пешы исчо! И поторапливайся )))

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль