Мааэринн. Рецензия на роман Корина Холода "Охотница за душами"
 

Мааэринн. Рецензия на роман Корина Холода "Охотница за душами"

+29

Произведение тут.

Конкурсная тема романа тут.

 

Да… задача суровая. Но когда мы боялись трудностей-то? Воин живет вызовом — напишем!.. Но будут беззастенчивые спойлеры, много недоумения и еще больше вопросов.  

Начну издали.

Почему я взялся читать именно этот роман? Потому что мне понравились рецензии из-под пера автора. Смотрю: автор явно умный товарищ, и не проссто умный — умеет излагать мысль письменным текстом без мешка туманных смыслов, излишних реверансов или непонятных претензий. Все по делу, четко, конкретно. И всем понятно. Значит, думаю я, и роман этого автора наверняка написан умно и по делу — любо-дорого такое читать, радостно анализировать… думаете, я тут решил автору все сахаром засыпать и поцелуями замостить?

Не спешите.

И вот, открыл я роман (в читалке моей он условно 450 страниц), читаю… читаю 50 страниц — ничерта не понятно. Читаю 100 страниц — ни бельмеса… думаю: как-так? Ведь это же умный автор, явно умный, причем в моем духе умный: я же читал рецензии-то, понимал же все и соглашался! А тут что такое? Все слова по отдельности понимаю, все предложения понимаю, эпизоды вроде как вполне конкретны, отсылки к культурному багажу не тянут… Иногда бывает, я читаю и чувствую, что с автором у нас культурный багаж разный: вижу, что он на что-то ссылается, но я не знаю на что — не знаком с первоисточником. А тут, ну вот прямо все, что вижу — понимаю. А толку чуть. Не пускает меня произведение в глубину смысла — и все тут. Ладно, думаю, бывает: мир авторский, философия своя, оригинальная. Потом пойму, надо только вчитаться и прижиться. Обычно мне удается, да что там обычно — почти всегда. По пальцам пересчитать, когда нет. Ну и вот, теперь мне, похоже, надо еще один палец.

Первый момент, когда меня зацепило — это встреча Иды и Олега и потом — встреча Птахи и Олега. Я уж обрадовался: ура! Поперло, я начал чувствовать персонажей! Ни тут-то было. Как зацепило, так на следующем эпизоде и отпустило.

Второй момент: Палач-Вит, потом Вит-Нам-Эрик. Опять ура! Проняло! И опять… на кухне политика — и все в минус, в пустоту.

И, наконец, в самом финале, в самом-самом финале: маленький Виталик, погибший Витольд и горе родителей о детях — да, тут да, я начал понимать и чувствовать. Но, елки жеж! Это совсем конец! Совсем-совсем конец, все уже. Читать дальше нечего.

И стоило ли ради вот этой крошечной порции настоящего эмоционально-интеллектуального удовольствия такой массив текста одолевать? Потому что по большому счету-то если нерв еще можно назвать сильным, то философский момент — увы. Поразмышлять над нравственным выбором (что я больше всего люблю), тем более над таким нравственным выбором, который как-то сопрягался бы с жизнью, мне вообще не дали. А я ведь читаю-то именно за этим и ради этого: удовольствия пройти с персонажами через суровый нравственный выбор. Тогда катарсис и ура. А так?.. ну и что?

И теперь я попробую в меру сил разобраться, почему именно так у меня прочиталось.

Для того, чтобы у меня получился диалог с произведением, взаимосовпадение, нужны две составляющих:

Интеллектуальная — это понимание концепции мира произведения и логики происходящих событий. Я должен знать, по каким правилам живет этот мир, что в нем возможно, а что нет. Я должен представлять себе, какие личности по логике вещей этот мир населяют.

И эмоциональная — я должен чувствовать их душевные порывы, испытывать эмпатию.

Понимаю, что все это не с первой страницы, но ведь и не с четырехсотой же из 450-ти, правда?

Почему так вышло. Некоторые соображения.

1. Стиль изложения, лит.приемы, форма подачи информации.

Сразу же бросается в глаза обилие диалогов. Много, очень много, сплошные диалоги. Я вообще не против, диалоги я люблю, но только они должны быть естественными. А тут есть такой грех, как подача информации читателю через диалоги персонажей. Что-то типа:

— Воин, а расскажи-ка нам о таком явлении, как Эмиссариат…

— О! Щас!.. и понеслось. На несколько страниц Воин, как завзятый капитан-очевидность излагает базовую концепцию мира не детям-первоклашкам, нет — опытным оперативникам агентства. А те раскрыв рот слушают, да еще и наводящие вопросы задают. Интересно, как они предыдущие пару сотен лет работали, всего этого не зная? Подавляющая часть информации о мире, если не сказать почти вся, поданы именно так — через диалог капитанов-очевидность. При этом дается много информации, которая не особо и нужна, но не дается главной, которая нужна для понимания. И читатель всю дорогу должен довольствоваться обрывками. Если это попытка автора интриговать и делать сюжет непредсказуемым, то зря. Потому что интрига — это когда читатель знает все факты, что знают персонажи-типа-следователи, и временно не знают только непосредственно выводов по делу. Тогда это интересно и саспенс. А если ну вообще ничего не знаешь, то и ожиданий никаких нет, и напряжения, удивления быть не может.

Второе, что считаю недоработкой — нет фона. Нет Петербурга. Вот если во всех других известных мне российских романах городского фэнтези, начиная с МиМ (далее конкретизировать не буду — Акротири бдит))) город — это как самостоятельный герой, его много, он создает атмосферу свою особую, песню, вкус, запах романа, то тут его просто нет. Мог быт Питер, а мог Лондон, Киев, Вильнюс, Калининград или даже Рим, если на него немного аномальной сырости наслать. А нет фона — интуитивно сложнее выстроить живой мир.

Третье. С самого начала очень напрягало то, что персонажи постоянно называют друг друга по именам: Привет, Воин. Воин, как дела? Ты, Воин, идешь с нами пить еще занят? Ах, еще занят! Ну тогда пока, Воин. А вообще-то и с первого раза уже понятно. к кому обращены все эти реплики. Такая искусственность, да еще и напряг в части психологии (выглядит ни то подхалимажем, ни то неприкрытым кокетством) тоже раздражают и не настраивают на серьезное восприятие событий.

Имена. Вот не могу не упомянуть, потому что всю первую половину романа раздражало очень. Воин, Палач, Жрица, Тень — нафига такой пафос? Хоть раз в жизни кто-нибудь встречал у по-настоящему крутых спецов вот такие пафосные прозвища? Мало того, у некоторых их еще и по два: Смерть и Палач, Сова и Птаха, Тальк и Вит (не пафосно но тоже зачем два — мне невдомек) и т.д. И ведь у многих это еще и не настоящие имена, а настоящие — вообще Анубис и Тор какой-нибудь. Зачем эти псевдо-крутые навороты? Почему нельзя было обойтись одним и более скромным?

Там в тексте есть упоминание, типа: да, пафосно, как-бы смешно, но все это не случайно… но во-первых, это упоминание где-то на второй трети сюжета уже, то есть, читатель книгу уже открыл, уже составил мнение и мог бы успеть закрыть. А во-вторых, объяснения-то, что же там за смысл в этом пафосе, так и нет. До самого конца.

2. Непосредственно персонажи: портреты и базовая психология.

К Олегу Хизову и Иде-Артемиде претензий нет. А вот ко многим другим — есть.

Александр Евгеньевич. Весь из себя бездна пафоса, требует, чтобы его звали по имени-отчеству, но при этом выглядит на 25. Смысл? Бесить народ нравится, того же политика, что в прологе? Так это глупо для субъекта возрастом в несколько тысяч лет. Или у этого древнего не хватает мудрости вынести панибратского «Александр» и на «ты»? Или способности выглядеть хотя бы на красивые-спортивные 37-40?

Воин. Заявлен инкуб, у инкуба должна быть харизма, просто обязана… а он выглядит как панк-переросток, глупый, пошлый и несдержанный. Опять-таки, зачем? Он ведь не такой, так зачем именно эта маска? Что она дает? Я не понял, что. Не увидел логики такого поведения. В тексте сказано, что скрывает ум, чтобы не ожидали, но вопрос: кто должен считать его простофилей и не подозревать ума? Соратники-коллеги? Недоумеваю.

Тень. Тоже мегакрутая тетка в несколько тысяч лет годами. Почему она шутит как та самая рыжая ведьма?

Та же ерунда со многими вампирами.

В общем, в древних и мощных я не увидел опыта и привычки к могуществу. Самыми морально-зрелыми, как ни странно, показались Вит и Нам, которых все в агентстве зовут детьми.

3. Логика мира. Это — пожалуй главное, чего я вообще не понял.

Я предполагал, что есть какая-то базовая концепция, на которой мир построен, и ее не нашел. Ну, грани — множественные миры, между ними — переходная зона, Рубеж. Хорошо. А дальше? У нас христианская концепция, с демонами и ангелами, раем и адом? Судя по Каину, Святым отцам и церквям — да. Антично-языческая? Судя по Артемиде — тоже да. У нас концепция готического романа — да! Вампиры, оборотни, все чинно. Восточное язычество — тоже да… и так далее. Но этого мало, у нас еще и процессы с эмиссариатом… это вообще абзац. Почему абзац? Потому что смотрим, что у нас за процессы: смерть, сон, любовь… ребята, нет! Я отказываюсь воспринимать такой ряд понятий в одной категории. Это как «дважды два = стеариновая свечка». Смерть — это не процесс, процесс — жизнь, а смерть — завершение ее единичной составляющей. Сон — это физиологический процесс, гораздо менее философский, чем смерть, хоть и тоже часть жизни. А любовь — вообще понятие многозначное, сначала надо договориться, о чем речь. Но в любом случае она на несколько порядков фундаментальнее сна и смерти. Как они выстроились в один ряд? Не понимаю.

Дальше. Вит пишет письмо и в нем говорит, что человечеству, мол, давали шанс понять что-то в своем предназначении, и не раз, и опять выстраивает ряд чего-то, связанного с этими шансами: христианство, Коран, коммунизм… опять я в недоумении. Как это может быть в одном ряду через запятую? Христианство — религиозное учение, Коммунизм — общественно-экономическая формация, Коран — священная книга ислама. Как три понятия из разных вообще сфер встали в один логический ряд? Я не понимаю.

Дальше. Все в Агентстве зовут членов Братства детьми, просто все и всегда. Но при этом Чтеца (что он не просто Чтец, а Чтец Судеб — этого я из текста не помню, только из синопсиса, кстати) называют древним и каким-то совсем потусторонним. Но при этом он же Лис, один из братьев. Так он кто, детка или великий древний? И если это где-то объяснено в тексте, то ткните мне пальцем, где. Может, правда, я просто был невнимателен.

Еще. Система магии. Рива постоянно выдает какие-то штуки про проценты. Как? Что она делает, где берет и какие данные для расчета вероятностей? выглядит с потолка. вообще вся магия так выглядит: кто-то что-то может, никогда наперед нельзя понять и представить, кто и что.

Итог: в этом для меня совершенно хаотичном мире, логики и законов которого я не улавливаю от слова вообще, может произойти что угодно. А раз так, то у меня нет ожиданий, значит, нет и ни саспенса, ни неожиданных поворотов. Нельзя убить оборотня никаким способом — ну и что? Убили неубиваемого оборотня — ну и что? Меня ни то, ни другое совершенно не удивляет. Я просто читаю о каких-то предпринятых для этого усилиях, но самих-то усилий не чувствую и не понимаю, потому что не понимаю чего они там превозмогали, раз законов нет. А когда в довершении выяснилось, что и смерти-то нет… это было все. Зачем мне волноваться, если все равно никто не умрет, читай ничего ни с кем не случится?

Мир для меня полностью сюрреалистичен.

И отсюда переходим к последнему и самому главному — конфликту и моральному выбору.

В мире может произойти что угодно.

Окончательной и бесповоротной смерти нет.

Психологически главные герои практически не раскрыты. Больше того: по сюжету почти никто почти ничего значительного не делает (кроме, пожалуй, Витольда) все просто ждут и догоняют уже случившееся. Теперь подскажите мне, пожалуйста, автор или читатели, которым понравилось, кто из персонажей хоть раз пережил сложный внутренний конфликт и столкнулся с моральным выбором? Причем не за кадром, как Витольд (хотя Витольд — исключение, про него хотя бы догадаться можно) а так, чтобы читатель этот моральный выбор увидел: вот развилка, вот что будет, если выберешь это, а вот что — если то. И вот какая боль и радость тебя (или не тебя, но тех, за кого ты отвечаешь) от всего этого ждет. Где это? Я искренне спрашиваю, может быть я этого не увидел.

Или часть настолько несамостоятельная, что все конфликты начинаются или завершаются за ее пределами, поэтому тут не видны?

Недоумеваю.

 

Уф… да, я эмоционален. Я такой, чо делать. И я предупреждал ))) Никого не хочу обидеть, всем добра и радости.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль