В тот год осенняя погода
Стояла долго на дворе,
Зимы ждала, ждала природа.
Снег выпал только в январе
На третье в ночь.
Как когда-то учили нас в СССР, основой мира является единство противоположностей. И с этим, наверное, трудно не согласиться. День и ночь, красивое и страшное, хорошее и плохое – все они не могут друг без друга. И именно потому так популярны истории про Красавицу и Чудовище. Истории эти могут принимать самые разные формы: как у братьев Гримм, как в «Аленьком цветочке» и даже как у Пушкина в «Евгении Онегина». При всей несхожести основа у таких историй всегда одна, это контраст между героем и героиней. Ну и конечно обязательно любовь. Ещё одну такую историю нам и надумали рассказать Ольга Зима и Кира Гофер в своём романе «Проклятие Айсмора».
Итак, здравствуй город Айсмор. Холодный и сырой, построенный на сваях и на воде огромного озера, из которого можно выйти в океан. Крупнейший порт побережья, скопище мечтаний, надежд и неудач множества людей, город, где соседствует богатство торговых олигархов и нищета рыбаков, добывающих кусок хлеба тяжёлым трудом. Город, где смотрят друг на друга богатые усадьбы побережья и клетушки доходных домов, притулившиеся на сваях и помостах, город тысячи мостов. Впрочем, люди остаются людьми. Кто-то живёт честно, кто-то грабит, кто-то трудится в мастерской, другой торгует. Управляющий городом винир старается выжать из подданных побольше монет, чиновники и жители эти монеты старательно прячут в свой карман. И все тоскуют о «золотом веке», когда Айсмор ещё назывался Мэннией, располагался в глубине побережья и правил всей округой благословенный король. А не винир – «временный замещающий», который по легендам обязан отдать власть, когда вернётся истинный король.
Именно в таком месте и живут герои. Нежная девушка Ингрид, рыжая красавица. Мелкий чиновник в ратуше, но человек золотого сердца, человек, кторая умеет видеть истинную суть за внешней шелухой. Суровый Бэрр, правая рука винира. Человек, которого за глаза называют мясником. Ведь именно он подавил мятеж против власти десять лет назад, именно он следит, чтобы стража не только пила брагу в караулке и трясла мзду с торговцев, но и выполняла прямые обязанности. За нерадивость запросто даст в морду или кинет искупится в воде. Причём любому, не взирая на должность и положение. И не из чувства величия, а из чувства долга. Он благодарен виниру, который помог ему выбраться из нищеты. Бэрр считает, что плохой порядок лучше самого хорошего беспорядка. Поэтому будет выполнять любой приказ сошедшего с ума от алчности и тщеславия винира, ведь это худо-бедно, но идёт на благо города. Вот только что будет, когда столкнутся амбиции винира и благо города? Мир Бэрра рухнет, и спасти его может тогда только Ингрид. Не только полюбив сама, но и научив любить того, кого весь город считает чудовищем.
Написано хорошо, право слово – хорошо. Язык очень сочный, гладкий. Образный. И по постороению книги сюжет вышел гладкий, старательно вытекающий один из другого. Никаких авторских метаний и роялей в кустах. Хороший второй план, мы не только видим приключения героев, но мы и ощущаем место, где они живут. Хорошо проработаны и второстепенные герои, каждый из них тоже личность, это признак хорошей книги.
А вот дальше пойдут претензии. Потому что книга хорошая, но её можно сделать и лучше. Во первых о деталях. Айсмор город на воде, город портовый и рыбацкий. Очень важное место будут играть в восприятии героев запахи. Таверна пахнет иначе, чем продуваемая улица или кабинет винира. Но этот важный момент практически не учитывается.
Дальше. Сразу видно, что положительные герои авторам нравились больше отрицательных. И винир, и его секретарь даны довольно схематично. На каждого из них дана подробная локальная экспозиция с психологическим портретом… И от этого вышло хуже. Я переставал верить, словно выдержка из биографии в отделе кадров. Кроме того, не очень хорошо получилось показать главные определяющие черты этих персонажей. Секретарь – трусость, лизоблюдство и тщеславие (то есть есть-то оно есть, но экспозиция-биография впечатление портит). Также полохо выглядит и винир, не очень достоверна его сумасшедшая алчность. А ведь это очень важный момент. Когда винир узнаёт, что его помощник последний прямой потомок королей, убить его мешает именно алчность. Ведь «пёс винира» ещё не факт, что выступит против хозяина, а вот убытки с его смертью неизбежно будут просто огромны. Спорный момент с пропажей документов на дом у Ингрид – такие документы обязательно регистрируются у нотариуса и в ратуше как раз на случай кражи. А без регистрации они недействительны, как и сам факт купли-продажи дома.
Ну и последняя претензия – это итоговая глава. Нет, как финал произведения она хороша, тут претензий нет. Замечания по построению главы. Во первых инверсия там как седло на корове. Не надо в начало вставлять кусок из конца, это сбивает ритм. Сильно сбивает. И во вторых комментарии доносчиков, за исключением эпизода со свадьбой, выглядят как седло на корове. Их стоит вычеркнуть совсем.
Но тем не менее почитать книгу рекомендую всем уже сейчас.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.