Фантастика, боевик. Место действия — Земля, Россия, Подмосковье.
В основе сюжета — противостояние стихийно образовавшейся группы бойцов резко нагрянувшим на Землю пришельцам. Пришельцы буквально за минуты-часы уничтожили связь, спутники, коммуникации; толком сами не приближаясь, аппаратами с плазменными пушками выкосили население; принялись хозяйничать, не обращая внимания на слабые попытки редких местных (в основном, военных) сопротивляться нашествию.
По мере сил и даже удачно сопротивляется нашествию только бывший капитан, Анатолий Воинов. Анатолий длинноволос, решителен и воинственен. Анатолий рассудителен и находчив, способен на одних только предположениях и почти без фактов добраться до сути происходящего. Анатолий умеет словом как поднять на ноги, так и поставить на место. Анатолий любит свою жену (хотя в первой главе показывается больше его раздражение от жены-копуши-любительницы-бразильского-сериала, чем любовь к ней). Анатолий собирает отряд из всех, кого встречает на пути (кроме бандитов, конечно), окапывается на военном подземном полигоне, обвешивает себя-бойцов-танки раздобытым в бою инопланетным оружием, атакует базу пришельцев, теряет отряд, героически погибает.
Анатолий тащит на себе всех и сюжет.
Один за всё. И всё на одного.
Похвалить можно за то, что через Анатолия доступно и очень психологически достоверно показана работа иерархического инстинкта: собрать группу, подчинить, поучать, распоряжаться умами, сердцами, жизнями, потом с этой группой навалять врагу и умереть с полным удовлетворением этого иерархического инстинкта.
С остальными героями… Не знаю, как быть. Как таковых больше героев или персонажей нет. Есть модели: модели врагов, модели друзей, модели солдат, девушек, ученых, военных, бандитов, чиновников… Враги плохие, друзья хорошие, солдаты послушные, девушки хозяйственные, ученые полезные, военные высокого звания корыстные, низкого звания честные, бандиты жестокие, чиновники подлые…
И еще все очень оценочно. Есть модель лебединой верности Инны Анатолию – верность хорошая. Есть модель преданности своему делу Аркадия — преданность делу хорошая. Есть модель бездомной собаки и ее умной доброты к новым хозяевам — собака хорошая. Есть модель бандитов — бандиты плохие…
Таблички. Много табличек. Для знакомства с моделями, позволяющими свести мир до понятной полярности «хороший/плохой», годится. Для четкого обозначения ориентиров «правильно/неправильно» годится. Для прогнозирования «будешь вести себя плохо, хорошие тебя накажут» тоже годится. Такие таблички могут успешно поработать с укрепляющимися мозгами, с теми, кому еще надо это прописывать, кто еще разговаривает на языке идеализма и максимализма. Но с уже окрепшими мозгами прямолинейное морализаторское обращение (надо «жить правильно», «правильно себя вести», «правильно думать») работает больше на отторжение (особенность психики). Поэтому я бы сказала, что это воспитательный роман для молодой аудитории. Роман, способный установить некую базовую мораль и показывающий примеры однозначных людей без оттенков… Интересный ход. Оттенки появляются с опытом, а тут опыт будет больше мешать. Обращение к читателю, который по своему опыту может не считать, например, что все генералы — толстопузые лицемеры, уже затруднительно, уже чревато непониманием и неверием.
Несомненное достоинство романа — это его прямолинейность. Трус поджимает хвост, лжец юлит, враг нападает, порядочный человек бескорыстен, герой умирает в бою, прихватив с собой еще немало врагов, дело героя живет в молодежи, которая прониклась его идеалами и жизненными принципами. Все просто и понятно, без излишеств.
И еще очень интересен сюжетный поворот, где раскрывается, кто такие эти пришельцы. Неожиданно. Бодрит.
Основная идея, как мне кажется, это иррациональная надежда на хорошее в людях.
Удивительный голос сердечной и душевной надежды среди планетной войны и общей безнадеги. А на безнадегу работает то, что противопоставить пришельцам люди оказались ничего не способны, а потом еще после гибели Анатолия и отряда одни люди пытаются завладеть инопланетным оружием ради власти над другими людьми. Короче, кругом враги, и умом это понимаешь……хочется верить в светлое и доброе. Что вся эта возня с инопланетянами пройдет, и люди заживут в мире и добром соседстве. Что не будет людской… грязи. С её выкрутасами об исключительности, мнимой умности, зависти и лжи… Умом понимаешь, что так не будет, но сердце очень хочет…
Мелкий П.С.
Главной моей претензией к роману остается акцент на странной геометрии. Я до сих пор не знаю, что, например, вот это.
Может, я чего-то не понимаю, но ИМХО, это неестественное сочетание плоского и объемного. Шар — объемная фигура. Овал — плоская, и выходит, у него нет… ширины. Т.е. мы имеем дело с двухмерной фигурой в трехмерном пространстве, которая катится по Подмосковью?Сверкая на солнце серебром, несколько шаров, овал и пара цилиндров висели в воздухе будто их кто-то подвесил с неба на невидимых нитях. Массивный овал парил над землей, поддерживаемый снизу двумя связками мелких шаров, крутившимися по часовой стрелке, как колеса, упавшие плашмя. Сверху над овалом висел шар с прорезью, откуда лился серо-голубой свет. По бокам верхнего шара дрожали цилиндры, похожие на камеры слежения.
Если уж описание осуществляется только при помощи геометрических фигур, то, может, стоило бы использовать только объемные фигуры? Не овал, а эллипсоид? Или диск?
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.