Кира Гофер. Рецензия на роман Май Александры «В поисках Абсолютного»
 

Кира Гофер. Рецензия на роман Май Александры «В поисках Абсолютного»

+18

Май Александра. «В поисках Абсолютного»

 

 

Настроение данной рецензии обеспечивает случайный выбор

 

Аннотация к роману привлекает внимание, разжигает интерес, и хочется узнать, какие ответы могут найтись на озвученные в ней вопросы:

«Есть ли душа у киборга?» — киборг/человек в соотношении 45/55, значит, отыщем человеческое, и душу тоже.

«Можно ли выбирать между семьёй и обществом?»выбирать можно, и Варвара делает этот тяжелый выбор постоянно. Но выбрать — сложно.

— «Сколько стоят родственные узы?» — увы, но не озвучена цена, заплаченная Колючке, чтобы та (всю дорогу твердящая о сестрах) в какой-то момент выбрала деньги.

 

Язык романа красив, многогранен и даже поэтичен.

Встречаются эпизоды с лирическими описаниями:

«Смог постепенно рассеивался, открывая линии старых проводов, бельевые верёвки и обветшалые шкуры дремлющих домов. Плакали и ныли кондиционеры, поглядывали с высока налитыми кровью глазами-маячками дроны, а вдалеке, в редком свете скупых злых молний рвали буро-лиловое небо стеклянные зубы-небоскрёбы. И всё это — лишь декорации, лишь окружение пёстрой, говорливой, журчащей реке людей»,

Встречаются сцены со стремительной динамикой, когда все только штрихами и бросками:

Судорожно глотнула пьянящего воздуха — небо ясное, чёрное, на горизонте брезжит жёлтый рассвет, а под ногами — бездна.

Крыша — не плоская площадка, но чертовщина пьяного архитектора — пластиковые и стальные дорожки пересекаются, переплетаются, вьются вокруг опор — шаг в сторону, и сверкающей бездне привет.

В ушах свистит. За колонной!

Мелькнули полы пальто.

— Валентин!

Слова срывает ветром. Крошит над мегаполисом.

Вперёд!

Встречаются длинные подробные диалоги, в которых много сюжетной информации. Собственно, все почти узнавания выведены в диалоги, что замечательно.

 

Отдельно переливается калейдоскопом ненавязчиво повторяющиеся детали… Когда я встречала в тексте «крысы» или обращение «солнце» — чуяла, это знак остановиться и подумать: для чего тут ниточка к крысам? где они упоминались прежде и в каком контексте? кто еще обращается к Варваре «солнце»? смена брошей у Ву с солнца на луну что-то значит?

И самая главная игра-тайна: в поисках Абсолютного — это кого (Даньки) или чего?

 

Очень много запахов. Буквально каждая сцена, каждый важный персонаж пахнет, окружая и погружая.

Пахло гремучей смесью запахов пряностей, рыбы, человеческих тел и вчерашнего дождя.

 

… потом, жвачкой и кока-колой соседа, но, если отвернуться, то можно было учуять одеколон Валентина, и тогда жизнь становилась чуть более сносной.

 

… дорогими духами и пластиком, дымом сигарилл и собирающимся дождём

 

… мускусом и вишней, ещё загадкой.

 

Потом — через бар, где пахло синталкоголем и вседозволенностью,

 

… формалином и ужасом

 

… жгучим перцем, кошками и презрением.

Оторваться от сюжетных поворотов невозможно, читала взахлеб. Хотя поначалу кажется все просто: вот девушка бросилась искать непутевого брата, вот она его найдет, вот они будут долго выяснять отношения, вот она ему что-нибудь докажет, потом она будет долго выпутывать его из того дела, в котором он запутался…

Наверное, когда читатель в начале романа делает подобные прогнозы насчет развития сюжета, автор громко улыбается. Потому что он завернул и поломал все догадки на стадии «вот она его найдет»: сначала не найдет, потом не его, потом снова не его, потом его, да не его, а потом все-таки его.

 

Этический акцент сделан не на выяснении отношений между героями и не раскрытии тонкостей мотивации того или иного персонажа. Положение дел героями принимается как данность, как отправная точка для их действия. Романтическая линия показалась и отошла в сторону, осознав, что тут она мало на что влияет.

«Мне хотелось бы кое-что уточнить в тебе» — этого в романе не отыщешь. «Минутку, я разберусь в себе и решу проблему» — вот чего много. Каждый герой полон внутренних напряжений: его борьба ценностей с внешним давлением, его личностный выбор между простым и посложнее.

Варвара не из тех, чей выбор определяет отношение к ней, которое она определяет во встретившемся ей человеке. Попалась ей ведьма Ву, решила бы Варвара, что ведьме можно доверять (как рекомендует Колючка) — и все, дальше все выборы делает ведьма, на них можно полагаться спокойно. Встретился Валентин, выяснила бы Варвара с ним деловые отношения — и все, дальше как Валентин скажет, что для дела лучше, так можно и его решения принимать… Сдала их Колючка и смылась — и все, можно обозначить ее поступок как предательство и ничего не делать, заниматься своими делами…

Однако Варвара все-все решает сама, без оглядки на других и на их теоретическое отношение к ней. Если считает нужным, придет к ведьме или пошлет ее. Если считает важным, не признается Валентину и выбросит ампулу с ядом. Если считает должным, пойдет искать Колючку, хотя предательство той очевидно.

Так показано одиночество. Но так показана и сила, и невозможность манипулировать человеком. А Варварой манипулировать не смог никто, даже Абсолют.

 

Герои интересны не столько характерами и глубоким внутренним миром, сколько загадками «Кто это такой?». Ответы даются дозировано, кусочками, заманушками, коробка-в-коробками…

Например, Валентин: сначала он просто «чудовище кота убившее» (по мнению уличной ведьмы и ее котов); потом он киборг (на 45% ), потом он Рождественский-младший, потом он не такая уж и сволочь, каким описывает его мир…

Или, например, дракон (дальше опасаюсь напутать в определениях): сначала это то ли иллюзия, то ли защитная программа, потом искусственный интеллект, потом старый неудачный эксперимент по оцифровке сознания, потом Лун=дракон…

Или, например, Паучиха…

Или Вирт…

Да, в общем, кого ни коснись — все с секретной начинкой в несколько слоев!

 

Самое сильное место в романе, на мой взгляд, это вопрос Колючке:

— Думаешь, свалить в закат вместо того, чтобы разгребать последствия — лучший выход?

Мало в какой главе Варвара не ставит перед собой именно этот выбор: может, бросить все и вернуться во Владивосток? Т.е. она каждый раз спрашивает себя — не хочу ли я свалить в закат. И каждый раз отвечает — нет, я еще поразгребаю!

 

Похвалила?

Но разве я могу не поругать?

 

немножечко...

Впечатление от красивого и многогранного языка портят пролезшие вдруг в пятой главе заместительные синонимы «мужчина». Персонаж уже проименован или функционально определен; в его отношении уже не надо мужчин, блондинов, брюнетов или зельеваров.

 

Ну и немножко вздохну над финалом.

Вот они все едут в Россию: Варвара и Валентин — обратно; Колючка — туда, впервые. И у меня вопрос… Жизнь Варвары в России не описана в романе так, чтобы в ней нашлось места чему-то обнадеживающему. Флэшбеки и воспоминания, в основном, о чем-то тяжелом, печальном. Даже когда Варвара вспоминает какие-то теплые семейные моменты, они в основном довольно грустные. И с прошлым Валентина в России тоже все непросто: неудачные проекты, отчуждение с родителями, дурная слава… Они не направляются в новую жизнь, а возвращаются в старую, весьма… безрадостную, что ли. Знакомую и им, и читателю, и бес-перс-пек-тив-ную.

Этот момент снижает эмоциональный подъем, который возникает, когда «мигнул оранжевый огонёк».

Но раз огонек мигнул, значит, они еще поразгребают! Поразгребают ведь? ;-)

 

И еще — в динамичных сценах порой так мало глаголов, создающих движение, что сцена превращается в статичную картинку.

Финальное противостояние:

«Дрон замирает.

Пистолет под челюсть, лезвия к рёбрам — Вирт и Рождественский — оба друг друга стоят, оба по-своему безумны, но кто-то из них человек, а кто-то — нет, и суть не в количестве железа на кубический сантиметр тела.

Тэцюань теперь держит на мушке обоих. К ней спиной.

Итак, их было четверо.

Три пистолета, один дрон.

И она, наконец-то справившаяся с оружием.

Страха нет. Дрожи нет. Ветра нет.

Есть серые глаза.

И вакуум, в котором хлопнуло.

Синхронно, оглушительно — так поёт реквием раскалённый металл.

Звук этот Варваре врезался в память. Как и падающие в сияющую бездну чёрные тени. Как круговорот ночных огней Пекина, потерянный горизонт, переворачивающаяся линза неба. Как и огонь, рвущийся из окон внизу с запахами гари и озона.

А ещё немой, рвущийся из самых недр крик, полосующий лёгкие.

Finita la comedia.

Итак… Было их четверо»

Что мы видим? Все замерло, как на фотографии. Потом — звук. И титры «Finita la comedia».

А что случилось? Что произошло? Какое было действие?

 

Общее впечатление:

Первое, что я сделала после прочтения, — это пришла к программисту и сказала «Нашла ништяк, советую почитать».

 

и если визуализировать впечатление, то

"90Aw5-X8ZaI"

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль