— Не знаю, сколько тебе рассказал Тромвал, — произнёс Сова,
— а потому объясню сам. Тебя ждут самые изматывающие тренировки,
какие ты можешь представить. Есть шанс погибнуть. Очень большой шанс.
Но если выдержишь, тебе откроются новые горизонты. Ты готов?
— Нет, — повторил свой ответ Бейз.
— И правильно. К такому нельзя подготовиться. Приступим.
«Изгои мира» — это эпическое фентези. Не знаю, чего больше, эпичности или фентези. Склоняюсь, что все-таки эпичности. Уж очень масштабный мир открывается читателю: страны (в которых я поначалу путалась), города (в которых я путалась до самого конца), эпохи (до Войны Престолонаследия, после Первой Волны,…) – и проработано всё. Буквально всё на всех уровнях, от судеб и характеров множества отдельных людей через разное описание жизни в разных городах-странах до устройства того, что находится за границами мира. Не знаю, за что хвататься…
Ну, например, Летар (с большой буквы), откуда можно призвать летар (с маленькой), которые по сравнению с людьми непобедимы и сильны просто до божественного, хотя и уязвимы по-своему, живут среди большого количества условностей, которые способны существовать в людских телах тысячелетиями (сроки жизни тоже работают больше на эпичность, чем на фентезийность). Вообще тысячелетия — это очень эпично. В мире романа все надолго, но больше всего впечатляет план на пять тысяч лет, сам по себе огромная загадка. За него, пожалуй, и ухвачусь… В аннотации про «планы, составленные сотни лет назад» сказано, но тысячи в самом романе больше поражают воображение.
Кто составил такой план? Зачем? Каков он целиком? Надо ли его ломать или ему следовать? При помощи чего можно его изменить?«Все мои непонимания нашли объяснение. Кто бы мог подумать — план, длиною пять тысяч лет. Даже не представляю, кто за ним может стоять, но такой размах потрясает воображение. Создать гильдию Древних, манипулировать ей, чтобы она в свою очередь подталкивала мир в нужную сторону, и при этом оставаться в тени. Верхушка силт ло, видимо, знала, в чём дело. Это объяснило бы скучные летописи с одними цифрами. Наверняка тогда всем заправляли посвящённые в план. Не знаю, как поступить. Первый раз у меня опустились руки. Мои помыслы рядом с таким масштабом выглядят сущим ребячеством. Я обладаю таким могуществом, и совершенно не представляю, на что его применить. Сначала хотел дать людям надежду, потом проучить их, и только теперь до меня дошло — люди тут вообще не при чём. Нами управляли пять тысяч лет. От одной цифры бросает в дрожь. Так и не удалось выяснить, кто всё это затеял, зато знаю, зачем, и что будет дальше. Даже моё появление предвидели в плане! Нужно решить, как быть дальше. Как бы высокомерно это не звучало, но от моих действий зависит судьба человечества».
Как говорит Силт Ло (с большой буквы):
В том и драматизм. Масштабный такой. Эпичный. Ситуация вокруг Силт Ло (с большой буквы), плана на пять тысяч лет и Второй волны впечатляет не только из-за временного размаха, но и в своей драматургии. Силт Ло, горячо верящий, что сможет предотвратить Вторую волну, станет тем, кого постараются призвать в мир (в обмен на двух летар), чтобы с его помощью вызвать эту самую Вторую волну. И какой план удастся – это еще одна огромная загадка.«Мы не можем исправить прошлое, но в наших силах изменить будущее. И что бы ни говорилось в предсказаниях, всё можно изменить. Я верю, что смогу предотвратить Вторую волну. Или умру пытаясь».
В общем, планы, планы… И постоянное противостояние: сначала у кого план лучше, потом кто кого по факту одолеет, а потом, кто еще в лучшем положении оказался… И вроде все рациональные, расчетливые, строят хитрые замыслы, но…
а монета у летар, которых к этой монете привязал Силт Ло (с большой буквы). И монета куда-то их ведет, судя по всему, к поимке и обмену на него, Силт Ло. А Силт Ло хотят вернуть, чтобы вызвать Вторую волну, которую сам Силт Ло хотел бы предотвратить…Всегда есть вероятность, что что-то пойдёт не так. Обычно эта вероятность невелика, но с монетой она возрастает в десятки раз.
И снова не знаю, за что хвататься в этой сложной конструкции.
В романе много персонажей-рассказчиков. Так много, что одного или двух главных выделить трудно (несмотря на вроде бы очевидных Гепарда и Сову). Я бы вообще сказала, что этот роман про Силт Ло (с большой буквы): он в центре внимания и когда близнецы-летары читают его дневник, стремясь найти ответы на свои собственные вопросы, и когда вокруг получения его посоха и меча разворачивается целая сюжетная линия, и когда летописные отсылки открывают нам его прошлое, где он стал таким силт ло (с маленькой буквы), каким стал. Так или иначе его касаются все нити сюжета, все факты событий, все планы персонажей.
Силт Ло (с большой буквы) — это загадка, которая становится яснее с каждой главой (в отличие от загадки плана на пять тысяч лет). Еще не ответы, но уже понятные вопросы. Так ли это для тех, кто читал предшествующий роман, не знаю. Я начинала читать «Изгоев...» совершенно не представляя, кто и что.
Близнецы-летары — это основная движущая сила, инструмент, который эту загадку… не хочется говорить «раскрывает», скорее «распаковывает». Но они отягощены своими загадками. И если ответ на вопрос «Зачем их ловят?» становится понятен, то «Зачем их призвали в мир, где их теперь ловят?» уже сложнее, потому что неясно, входят ли и их призыв, и их ловля в план на пять тысяч лет или не входит, а в тот план входит только Силт Ло, у которого уже появятся свои планы на их счет (по схеме «Создать гильдию Древних, манипулировать ей, чтобы она в свою очередь подталкивала мир в нужную сторону»)? И что им делать? И спрашивать ли совета у монеты, у которой те еще интересы…
Но я опять увязаю в сложности конструкции…
Насчет близнецов у меня остался один вопрос, но он больше к автору, нежели к себе, как к читателю. Почему все летары имеют свои имена собственные, а Гепард и Сова — Гепард и Сова? Тивордом и Тилардом их назвал менестрель совсем недавно, да и то эти имена не закрепились.
Помимо эпичности, которая увлекает и затягивает, не могу не отметить мягкий и ненавязчивый юмор. Причем ситуации, над которыми можно улыбнуться, принадлежат этому же миру, этому же сюжету, они не обращаются к чему-то за пределами «Изгоев…»
«— Что же это такое, в самом деле. Хоть раз мы можем спокойно остановиться в таверне?» — и улыбаешься, потому что действительно, ни разу спокойно в таверне им остановиться не удавалось.
«— Управляющие города, значит, — пробормотал Тромвал, вертя бумагу в руках. — Сначала замок, потом деревня, теперь вот город. Что на очереди, страна?» — и улыбаешься, потому что действительно так выходит, что близнецы обрастают владениями, с каждым шагом все обширнее. Может, и материк как-то получат? И будет ли это частью плана на пять тысяч лет?
Роман по объему тоже масштабный — 30 авторских листов. Как не большой любитель больших текстов (что не значит, будто я любитель только небольших), замечу, что в начале такой размах попугивает. Но к достоинствам романа отнесу то, что при таком тяжелом весе не чувствуется тяжести чтения, наоборот, втягиваешься и не оторваться. Главы короткие, язык легкий, точки зрения сменяются именно в тот момент, когда уже соскучился по героям, что-то давно не появляющимся. Информация о том, кто все эти люди и что происходило до того, как стало происходить вот это, дается дозировано. Корни «Изгоев…» лежат в первом романе «Танец с удачей», но не возникает ощущения, что без прочтения первой части нельзя понять, что во второй. Скорее, интересней, что будет дальше, в третьей.
Мне кажется, что «Изгои мира» — это роман-размышление. Если допустить возможность, что большой замысел существует (а в «Изгоях…» — это план на пять тысяч лет), то где твое место? «Разве не он сам хотел этого? Стать частью чего-то большего, почувствовать, что его жизнь чего-то стоит…» — подумает один из второстепенных персонажей, молодой силт ло (с маленькой буквы), который заплатит половиной жизни за становление маленькой частью большой битвы, которая в свою очередь — лишь маленькое столкновение среди эпохальных войн, которые — лишь малая часть чьего-то грандиозного плана…
И под конец у меня еще один вопрос к автору. Может, лучше все-таки добавить блох летарам и айлерам? Это вбросило бы им злости в мотивацию против людей.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.