Кей Икон. Рецензия на роман Арисы Вайя "Лепрозорий"
 

Кей Икон. Рецензия на роман Арисы Вайя "Лепрозорий"

+33

Ариса Вайя «Лепрозорий»

 

Как обычно под вечер двери Мастерской встречают очередного посетителя тихим скрипом. Рецензент и забыл, как давно появлялся здесь по делу, вдохнул запах свежеотпечатанных листов полной грудью и медленно выдохнул. Из-за жары ворот был оттянут, потому случайно отвлёкшийся читатель в зале мог заметить короткую лиловую вспышку сонной артерии.

Рецензент двинулся к знакомому креслу, сжимая связку ключей в кармане. Сегодня их лучше оставить там, иначе отвлекут. Смахнув пылинки со стола «имхо», он сел, поправил воротник и взялся за перо.

 

Все книги пишутся одним и тем же набором букв и знаков препинания (да-да, некоторые на иностранных языках, так что знаки там другие, но речь сейчас не об этом), но не все книги кажутся живыми. Сложно объяснить, почему это происходит. Как выглядит тот ключ, что отпирает рамки и делает книгу особенной? Как сделать героев реальными людьми, а не манекенами? Строгих правил нет. Есть одинаковый набор букв и знаков препинания, из которых каждый автор плетёт собственный узор.  

Итак, что такое Лепрозорий и с чем его едят.

Я не религиозный человек, чтобы проводить аналогии с библейским раем (или адом, как посмотреть), но тема религии и понимания религии людьми, на мой взгляд, лежит в основе, начиная с наказания «за недостаток веры» (как думают обитатели мира), — лепры, и заканчивая падшим, несущим свет ангелом, лишённым крыльев.

Впрочем, как в любой хорошей книге, тем для размышлений здесь хватает. Религия скорее общий фон, но важный для понимания элемент.

Понравилось как ловко автор оперирует словами, когда описывает свой мир. Хватает пары общих штрихов чтобы понять и прочувствовать сцену. Много запахов, интересных оборотов, удачных акцентов. Без чернухи и развешенных по деревьям кишок, хотя трупов в сюжете немало.

Ещё книга очень богата на «жизненные мысли», многое можно нарезать на цитаты для продвижения в сети (говорят, это работает). С чем-то соглашаешься с чем-то нет, мнение никто не навязывает и лицом в суть не тычут. Здесь вообще свобода выбора во всём.

Эта книга ассоциируется у меня с чем-то мистическим, волшебным (Не Кей, а Капитан Кей Очевидность!), но не эльфики-феи-единороги, а нечто серьёзное. Это сказка для взрослых, окутанная густой, обязательно лиловой дымкой. На мой вкус, её стоит читать, когда устал и хочешь покоя.

 

Рецензент задумчиво тёр выбранный наугад ключ, не вынимая связку из кармана. Потом неуверенно достал и положил перед собой. Не помешает. Раньше же не мешала, почему сейчас станет?

 

Следует добавить ещё одну важную деталь.

Это книга о сильных героях, живущих в непростом мире. Встречающих препятствия, но не сваливающихся в бесполезное уныние. Но это не значит, что все такие удалые и весело пробивают стены лбом без сна и отдыха. Напротив, в книге есть и нытьё, и сомнения, и горечь утраты, но всё лежит на правильных местах. Герои вызывают симпатию уже тем, что не устроят истерику в неподходящий момент.

Лепрозорий оставляет задумчивое послевкусие. Я не могу сказать, что книга раскрыла мне глаза на что-то эдакое, но… Мой друг как-то сказал, что очевидные вещи стоит повторять вслух время от времени. Просто чтобы не забывать. И если для для одних вопросы очевидны, это не значит, что другой не задумается о чём-то кардинально новом.

В общем, я считаю Лепрозорий книгой самобытной. Заслуживающей если не признания, то как минимум интереса, ибо

а. глубокий проработанный мир, существующий не по принципу «это магия, чувак!*CRAZY*», а объясняющий, почему так, здесь вот так, там эдак

б. харизматичные герои с непростыми конфликтами

в. сюжет, не отпускающий внимание до самого конца.

 

Когда рецензент тряхнул головой, на лист бумаги упали несколько песчинок. Перечитав написанное, он нахмурился. Слова получались какими-то напыщенными, видно осадок впечатления ещё не осел. Может стоило отложить написание и обдумать всё как следует? Подобрать слова попроще, выкосить наркоманские сравнения?

Заниматься этим сейчас было решительно лень. Пусть останется такой, честной и настоящей.

 

Часть для автора и тех, кто не боится спойлеров.

Итак. Краткого пересказа книжки не будет, по традиции. Я собираюсь поболтать о всяком и начну с героев.

Нравится, что знакомство с персонажами подаётся в два этапа: чужими глазами и «почти физическим знакомством». Поначалу это путает, сегодня многие авторы ограничиваются однократной характеристикой. Привыкаешь запоминать первое попавшееся, повторения не ждёшь.

Ту же Люциферу одни панически боятся. Другие образцом для подражания, практически богом. Третьи оберегают и заботятся, как о родном ребёнке. Четвёртые безумной убийцей. В первых главах это путает, с непривычки.

Гарпия представилась эдакой супервумен, способной уложить армию одним чихом. Потому, когда Люция добралась-таки до реальных действий, на меня свалилось что-то вроде разочарования. И-и-и-и… всё? Это всё что ты покажешь? Детка, ты лицо империи! Давай соберись, я теряю веру в тебя!

Соль в том, что образ всемогущей убийцы стал крошиться, и, лично мне это кажется очень… жизненным. Мало ли что там говорят и думают другие. Вот тебе герой, сам разбирайся насколько он хорош и симпатичен конкретно тебе.

Кстати, Люцифера и впрямь дама с приветом. Если её действия привели к чьей-то смерти – ну, бывает, чо; нефиг на дороге стоять.

У такой позиции есть не столько оправдание, сколько объяснение – Люцифера взрослела на войне.

Впрочем, и другие тоже не слепят белизной. Даже к божьему одуванчику с паучьими лапками можно найти повод и придраться. Если очень хочется.

К примеру, если она видишь будущее, то почему же, блин, не пытается что-то менять, предупредить? Я помню, что старые хозяева внушили страх к дару, а Люцифера «старательно не признаёт» полезности. По сути, её навык провидицы был не слишком полезен(не играл решающей роли) в сюжете, хотя внимания акцентировалось много. Единственный раз использования (если я ничего не путаю) — ловушки на волков. Как оказалось, можно и без этого было.

Порадовал поворот с Хайме.

Если честно, подозрения на его счёт закрались, когда Кошка думала о том, что тигр у неё какой-то странный, слишком преданный. Потом пошли флэшбеки — подозрения разрослись в уверенность. О чём говорит? Пусть автор старательно прятал его от Химари и читателя, догадаться можно. Особенное учитывая сказанное выше (не каждое мнение – истина).

Нравится атмосферность и проработка различных мелочей.

Зацепила идея с часами, песок которых делают из сердец достойных. И пусть моё понимание биологии заткнётся, возмущаясь, что сделать порошок мягко говоря непросто, сама мысль купила меня целиком.

 

На губах рецензента мелькнула коварная ухмылка. Бросив взгляд на связку ключей, он погладил один из них по вычурному ушку и вернулся к работе.

 

Хватит, пожалуй, посыпать сей тортик сахаром. Пройдёмся по записанным ходам.

Если к персонажам первого и второго планов прикопаться трудно, то третий план зашёл уже не так гладко.

Ладно, кузнецы, владельцы таверн не в счёт, их работа снабдить героев необходимым и потеряться в памяти, но вот Мурор…

С больши-и-и-им скрипом проглатываю вручение ребёнку, боящемуся всего и всех, ножа и приказа убить свалившуюся в обморок Люциферу. Это же… ммм… очевидно, что не сделает. Мелочь.

Гораздо больше смутила волчья лень в главе, где Еву посадили в клетку и потащили к гейзеру.

Химари и тигра обездвижил яд, волки погрузили Паучонка в клетку, но оставили очень важное поручение – убийство врагов, в опасности которых они только что убедились собственными глазами, – на кота.

Котов волки, вроде как, держат за прислугу и важной работы не доверяют. Ни у кого не возникает мысли, что Кот может засомневаться, тянуть время или даже переметнётся. Кроме того, разве таких противников не хочется устранить собственными руками? Лично убедиться, что они действительно мертвы и больше не доставят проблем? Стать убийцей Кошачьей Принцессы? Делов – меньше минуты.

Я сейчас не призываю убивать героев. Я говорю о том, что плохие парни не очень хорошо стараются. Химари и тигра могли оттеснить в лес и выкрасть Еву, пока те заняты боем – можно придумать способ аналогичного исхода.

О сражениях, которые я очень люблю, но… Ох уж это «но».

Когда автор пишет, что герой в одну каску рубит винегрет из сотни врагов, меня начинают терзать сомнения: либо герой сражается с неподвижными болванками, либо объясните понятнее «как» он так умудряется?

В фильмах про Джеки Чана термин «один против всех» — классика. В жизни же, каким бы матёрым мечником ни был герой, если врагов намного больше они задавят его массой. Да, пусть он круто рубит всех в капусту. Но трупы падают под ноги – это кровь, внутренности + сама туша. Кровь — это скользко + обо всё спотыкаешься. Надо успевать и новых друзей укорачивать и голову под сталь не подставлять. Скользкая гора мяса под ногами растёт быстро, у героя необязательно есть шанс выпрыгнуть из оцепления (опять же если врагов слишком много.

В общем, если клинки охвачены лиловым пламенем, ты, конечно, сильнее любого из волков в каньоне, но… Это очень зрелищно, да… Вот только задроты вроде меня крепко задумываются и пытаются прикинуть, как быстро надо крутить, к примеру, «мельницы», чтобы отбивать сыпящие со всех сторон атаки. Химари худая, ей их не сблокировать, да и если сблокировать, врагов слишком много, только контратака… Учитывая рану голени, активные скачки возобновят кровотечение, новые раны добавят + общая усталость и стресс… я несколько сомневаюсь, что она выдержит такой темп долго… даже с силой бога.

Но, ладно. Оставим эти скучные размышлизмы о войне. Не всем книжкам быть задротскими.

Да и я эксперт диванный, на истину не претендую.

 

Что ещё?

Немного не хватило информации (или понимания). В какой-то из глав третьей части Хайме говорит, что ни одна кошка не может привести Еву в Райский Сад из-за проклятия. Почему и зачем Ева прокляла их? Они же как лучше хотят – тащат к тому самому, куда надо. Или соль в том, что, когда она входит, на неё сваливаются воспоминания прошлых жизней, ей больно, психанула, бывает? Поэтому она их прокляла?

Добавлю вот каких непонимак:

В первой главе, в самом конце, Алиса видит, как над поляной пролетает Хоорс. Люцифера при этом находится совсем рядом:

Громко вскрикнули птицы и, всполошившись, поднялись в воздух. Алиса запрокинула голову и заметила, как над поляной высоко-высоко пролетел крылатый. Хоорс. Оцепенела, пытаясь понять, как ей быть. Возможно, он ничего не видел. Не видел, как Алиса убила весь отряд. Не видел, как она отпустила Люциферу. Но если она сейчас кинется вынимать свои ножи из глоток лучниц, она выдаст себя с головой. Даже дойти до генерала Лиона ей не дадут.

Вторая глава начинается с посещения Хоорсом поляны, где разворачивалось действо предыдущей главы и, судя по его размышлениям, Алиса уже давно добралась до дома и развела панику принесёнными крыльями:

Последний патруль крылатых отрапортовал, что в небе не было ни маршала, ни ее пегаса. Лишилась крыльев, чем привела в ужас весь госпиталь и почти на день парализовала работу постов. Гул стоял по всей горе — глава Охотниц Алиса отрезала крылья той самой Люцифере!

Итак, если я снова ничего не путаю, у нас временная аномалия: Хоорс летал непонятно где достаточное количество времени, чтобы услышать слухи о том, кто принёс на гору крылья и дать Люцифере достаточно времени на заготовку пегасьего мяса или как минимум сцеживания крови и первичную разделку туши.

Значит, у Алисы было время, чтобы забрать улики. Полным полно времени.

Второй кусь: на последних главах у меня включился режим финиша, в котором на комментирование не отвлекаются. Там была заварушка, где Хайме по ушам получил. Один или два раза упоминалось, что он размахивал и касался чего-то сломанным хвостом. Это должно быть очень больно. Разве ему не следует ограничивать любое движение или, к примеру шипеть от боли, если это произошло неосознанно?

И последнее.

Из главы 41:

— Теперь ты, — устало позвал Кот Химари, пропуская ее к воротам. Ему бы не хотелось пользоваться ее силой, но закон был священен — как запереть, так и отпереть Райский сад могли только двое: мужчина и женщина.

Глава 27:

— Сад запечатан Кошками. Они закрыли его еще когда впервые проиграли нам. И уже столько столетий туда не попасть. Тебе нужна шисаи, кто-нибудь из Кошек, кто знает о саде и помнит, как его открыть. Я уверен, Химари с этим справится,

Закон — это условность или для открытия действительно нужна пара?)) Вот было бы неловко, если бы Хайме не был Хайме)))

В общем, невзирая на весь мрак, предательства, разочарования смерти и угнетения котиков, сказка заканчивается хэппи эндом. Как и положено сказке. Даже если эта сказка написана для взрослых.

 

Оглушительно хрустнув пальцами, Рецензент сгрёб бумаги в стопку и выровнял их, постучав по столу. Перечитывать не хотелось, править тем более. Пусть будет сумбурным, но правильным, в какой-то степени.

Взгляд скользнул по столу с рукописями. Новые имена и названия разжигали любопытство, но Рецензент заставил себя пройти мимо. Список.

Времени осталось не так много. Если постараться…

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль