Катерина Самсонова. Рецензия на роман Киры Гофер "Постарайся не ходить"
 

Катерина Самсонова. Рецензия на роман Киры Гофер "Постарайся не ходить"

+29

[Осторожно, двери открываются]

________

 

Эта рецензия будет от человека, который также читал роман «По осколкам», так как «Постарайся не ходить» является его приквелом-тире-сиквелом. И, несмотря на то, что по объёму «Постарайся не ходить» совсем немного меньше первой книги, в ней рассмотрено в разы больше событий и особенностей вселенной, чем в «Осколках».

Сейчас я предпочту не раскрывать сюжет полностью, но выделить особые аспекты сюжета, которые меня особенно зацепили.  

 

Помимо крепкого и увлекательного сюжета мы также ищем в книгах особенные эмоции от происходящего и ощущение иного мира, отличного от нашего. И если «Осколки», как мне кажется, были направлены конкретно на рассказ об их главной героине и её судьбе в отдельности, то этот роман делает упор на построение мира и его природу. Надо сказать, это уникальный мир – когда-то целая планета разорвалась на миллионы «осколков», на котором ещё живут (или не живут) люди и прочие живые существа. Однако на многих из сохранивших жизнь осколках наблюдаются разного рода аномалии, которые могут стать фатальными, если их не исправить. Для этого во имя исправления и хоть какого-то объединения разрушенного мира существуют Основатели (те, кто ищут ошибки) и Мастера (те, кто их исправляет), и один не может действовать без другого. Есть ещё и Подмастерья (те, у кого понемногу проявляются оба качества), но к событиям романа таковых осталось очень мало, и само звание Подмастерья было на грани вымирания.

Между тем, есть одно место среди разрушенного мира, где всё прекрасно и идеально – ну, или же почти идеально. Осколок Первый, на котором учат своему предназначению и припекают Основателей и Мастеров, по сути, является местным правительством с собственным Советом. Увы, как у всякой власти, в Совете есть разногласия по поводу того, как лучше поступать, и в итоге основным камнем преткновения становится вопрос: спасать «большой мир» и стараться дальше поддерживать его жизнь – или спасать лучших из лучших и заниматься лишь благополучием Первого.

Эар, пожилой Основатель-Проводник и один из самых влиятельных персон в Совете, был на стороне первого пути. Он же – тот, с чьего позволения на Миллионный осколок отправили молодого Подмастерья Морио`, чтобы разобраться с его гравитационной аномалией и помочь местным пережить его бедствия. И это когда никто другой не желал разбираться с каким-то там маловажным осколком, ведь проблемы Первого куда важнее.

Таким образом, благодаря Эару мы можем наблюдать события на Первом, на самой верхушке, где принимают решения, в прямом смысле меняющие мир. А благодаря Морио мы можем наблюдать жизнь рядового осколка, где последствия решений Первого и собственное бессилие напрямую отражаются на подсознании жителей, которые сами того не осознают, как теряют свои корни и истинное предназначение.

Я когда-то писала мимоходом про одну очень заметную особенность в рецензии про «Осколки», однако в «Постарайся не ходить» она ещё больше бросается в глаза. В романе многие эпизоды и вторичные (даже троичные) персонажи описаны даже не для того, что они очень важны сюжетно. А потому что это жизнь. Потому что события и люди просто есть. Они существуют, они происходят, и из таких, казалось бы, мелочей и соткан этот мир. Но при этом и эпизоды, и персонажи описаны за столь небольшое количество строк, столь лаконично и точно, что одного этого достаточно, чтобы прочувствовать и попереживать, даже если они присутствуют всего лишь в одной главе. Это вызывает у меня истинное восхищение.

А потом ещё окажется, что как раз такие «одноглавные» мелочи в последствие и влияют на течение истории и мысли основных героев.

Кстати, об Истории… Во времени действия романа можно уложить целых два поколения людей, родившихся и выросших в этакую эпоху перемен. И что же мы видим? Осколки когда-то целого мира откололись ещё больше друг от друга, но не физически, а ментально. На Первом осколке фактически намерено переписывают и стирают из истории значимые события и обычаи, и в то же время на Миллионном осколке история мира забывается сама собой, потому что – а кому рассказывать? К концу романа остаётся лишь один человек (а именно Морио), который способен донести до нового поколения Миллионного, насколько они заблуждаются в восприятии вселенной и самих себя после стольких лет, когда в последний раз приходили Основатели и Мастера с Первого. Увы, к тому моменту поразивший Морио дар-тире-проклятие (кстати, «поразивший» в прямом смысле) не даёт ему воспользоваться всей полнотой этого шанса. На самом деле, это страшно, когда люди либо не знают изначально, либо намерено забывают свою сущность и историю народа, а исходящие из того последствия (которые наступают в максимально короткие сроки, и от того они ещё страшнее!) в романе показаны превосходно, достоверно и, опять же, невероятно точно.

Однако я скажу, что шанс Морио ещё настанет, и помочь ему в восстановлении справедливости и полноты знаний во всём мире ему поможет – кто бы, вы думали? – главная героиня из предыдущей книги! Ниточки сошлись, и две линии историй сошлись в одну.

Хочу ещё отметить, что для тех, кто, как я, читал «Осколки», ближе к концу ждёт по-своему приятный сюжетный поворот, связанный с ней – по крайней мере, я от него осталась в полном восторге.

 

Возможно, я пишу сумбурно, но я, правда, впечатлена до глубины души всеми социальными идеями и проблемами, которые выражены в романе госпожи Киры. На них смотришь со всех сторон, оцениваешь все представленные позиции и предвидишь наиболее неприятные результаты, если решение принято неверно. А главное – несмотря на фантастику будущего, описанные проблемы вполне жизненны и соотносимы к нашей с вами реальности.

Да и сама фантастика истории прописана так достоверно и досконально, что сразу веришь в вероятность подобного будущего. Надеюсь, что обойдётся без лишних разрушений! *улыбается*

На самом деле, я бы ещё о многом бы расписалась, но я всё-таки воздержусь от спойлеров. Скажу лишь в заключение, что книга не разочарует тех, кому нравится изучать разнообразные и многогранные литературные вселенные. Читается плавно, приятно; при случае можно растянуть удовольствие на несколько дней/ночей, но ощущение вовлечённости и причастности никуда не исчезнет. А концовка и вовсе в каком-то роде ломает шаблон и заставляет самого читателя задуматься о том, что будет дальше и что вообще может быть дальше.

И об этом стоит подумать!

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль