Галина Узунова. "Нередко дар богов бывает божьей карой" Рецензия на роман Анны Алмазной "Горечь дара"
 

Галина Узунова. "Нередко дар богов бывает божьей карой" Рецензия на роман Анны Алмазной "Горечь дара"

+28

Ссылка на тему романа.

 

Не бойся Бога — бойся самого себя.
Ты сам творец своих благ и причина своих бедствий.
Ад и рай находятся в твоей собственной душе.
Пьер Сильвен Марешаль.

 

Осторожно! Спойлеры, чистейшая ИМХА, чувство юмора.

 

Знакомство с Аниным творчеством началось для меня с первой части цикла «Хроники Виссавии» — «Его выбор», и подтолкнула меня к этому… рецензия, подсмотренная на Лит-Эре пару месяцев назад. Но поскольку говорить в одной рецензии о другой — дурной тон, то и не будем показывать пальцем.

 

Однако так вышло, что на вычитку ко мне попала книга «Горечь дара», и «Его выбор» пришлось на время отложить. Автор заверил, что вторую часть без первой читать вполне возможно, и тут я не могу не согласиться — роман в самом деле читается отдельно вполне комфортно.

Первое и главное, чем он меня подкупил — совершенно очаровательные авторский стиль и слог, благодаря которым созданный мир не столько видишь, сколько осязаешь и слышишь, наблюдая за сюжетом как бы изнутри. Если честно, я почувствовала себя Алисой: вот только заглянула в кроличью норку — и уже провалилась в неё с головой. Глубокий фокал третьего лица, когда ты не просто стоишь позади героя, а буквально смотришь его глазами и переживаешь всё то же, что и он, очень этому падению поспособствовал. Так что я была очарована, как читатель, и вынесла для себя много нового и полезного, как автор.

Живой, чувствующий и дышащий мир на мой взгляд подобен замку властителя Деммида — это полноценный самостоятельныйперсонаж романа. И, возможно, именно поэтому конфликт этой вселенной, разделённой на две неравные части — слуг и господ, арханов и харибов, рожан и высокорожденных — вырисовался особенно ярко и чётко.

Здесь же берёт своё начало одна из основных идей романа — идея служения и долга. Служения истинного и бескорыстно, как служение хариба своему архану, и служения вынужденного, угнетающего, заставляющего делать то, что делать не хочется, как долг наследного принца. Отношения, в которых благо господина ставится выше блага собственного, когда даже семейные узы не удерживают хариба от вхождения в костёр своего архана, а нити судьбы переплетаются так тесно, что их невозможно отделить друг от друга не повредив, завораживают и пугают. Правильны такие отношения, божественны ли? Полагаю, что каждый читатель сам ответит на этот вопрос. Тем более что автор не даёт на него однозначного ответа.

А из первой идеи сама собой выливается идея вторая: проблема выбора или его отсутствия. А так ли свободны арханы, как кажется рожанам? Думаю, Аланна бы с этим утверждением ещё как поспорила… И, возможно, отсутствие выбора — это вовсе не проклятие, а благословение? Отсутствие выбора снимает с человека всякую ответственность, но правда силу и чистоту Духа тоже снимает… Человек, привыкший к тому, что за него уже всё выбрано — жалкая щепка, влекомая течением реки Жизни, не способная на поступки, не способная отличить чёрное от белого, а низ от верха. Полагаю, именно с этой проблемой и столкнулся в своей жизни Этан.

И коль скоро уж я заговорила о героях и ситуациях, к которым подвёл их автор, бессовестно было бы не упомянуть главных героев романа. А именно…

Целителя Судеб, мальчик-заклинатель Рэми. И хоть целителем судеб, по сути, является его вторая душа, с которой он делит одно тело — младший бог Аши, Рэми имеет способность исцелять чужие судьбы и души, не хуже него. Впрочем, именно с младшего Бога и началось это исцеление длиною в несколько юношеских лет. Но не менее важно и то, что и сам Рэми проходит через исцеление — а по сути через обретение целостности и осознания своей Силы. Мальчик-заклинатель, встретивший меня в приграничном лесу на первых страницах романа, в финале превратился во взрослого мужчину, в полной мере осознавшего горечь собственного дара, вынесший многое и многое осознавший. Герой растёт и изменяется не в лучшую и не в худшую сторону, а прорастает в глубину, как корни деревьев в том самом лесу, где он служил заклинателем.

Второй по значимости персонаж — Арман, старшой городского дозора, человек жёсткий и справедливый. Человек излишне правильный, привыкший чётко следовать закону и воле повелителя, что неоднократно подчёркивается его отношением с собственными подчинёнными. Впрочем, и у Армана есть свои недостатки и слабости, что заставляет быть ещё более правильным, хотя, казалось бы, куда уже больше? Исцеление судьбы старшого, на мой взгляд, вылилось в осознание того, что мир не делится на чёрное и белое, что красок в нём намного больше, а уж сколько полутонов…

Миранис — наследный принц Кассии и самый спорный из всех персонажей, погрязший в собственной рефлексии и самосожалении. Персонаж ни плохой и ни хороший, ни тёмный и ни светлый, ни слабый и не сильный. Я даже склонна думать, что Миранис ещё только двигается в направлении собственного рождения и познания себя, как личности, двигается, хотя отчаянно оттягивает этот момент, радостно ныряя в алкогольные пары и объятия рожанок.

Миранис скорее силён, нежели слаб, но любит себя настолько нежно и преданно, что самосожаление и прокрастинация эту силу подтачивают, не давая ей раскрыться. Принц жаждет свободы, но свободы мало хотеть, ею ещё нужно разумно распорядиться. И пока меня терзают смутные сомнения о том, что Миранис сделать это не в состоянии. И тем не менее, он в некотором смысле воплощает в себе образ библейского Блудного сына.

Все мы помним эту притчу: сын после ссоры с отцом и долгих и тяжёлых странствий возвращается домой, и отец его прощает и принимает обратно в семью. Старший брат, оставшийся с отцом, очень возмущается тому, что отец простил младшего. На это отец отвечает, что младший сын прожил две жизни, набрался собственного опыта, а значит, приобрёл мудрость. Теперь ему есть, с чем сравнить, он обогатился этим знанием, а потому выбрал вернуться домой осознанно. Старший же остался с отцом не сознательно. Полагаю, Миранис очень медленно, но верно идёт по стопам Блудного сына. По крайней мере автор уже дал ему понять и почувствовать разницу двух жизней.

Ещё один персонаж, о котором я не могу не сказать, вовсе не главный, но ключевой, — лучший друг Мираниса, придворный Этан. Хоть он и показан в романе не с самой лучшей стороны и создаёт впечатление человека слабого и избалованного, в финале он меня порадовал. Привыкший плыть по течению Этан оказался способен на Поступки. Для того, чтобы сделать то, что он сделал в финале романа, нужна ещё какая сила Духа и искреннее раскаяние в собственной слабости. Так что Этан — один из многих и многих персонажей, прошедших через переосмысление и трансформацию после встречи с целителем Судеб.

Роман имеет множество смыслов и слоёв, задаёт множество вопросов — о трудности выбора и о том, что иногда легче притвориться, что никакого выбора нет; о внутренней правде и столкновении разных интересов; о росте и становлении личности; о дружбе и преданности; о любви и предательстве — но отвечает далеко не на все из них, предлагая это сделать самому читателю, поразмыслив над жизнью и судьбой персонажей.

Что касается сюжета и основной интриги романа: это тот случай, когда автор мастерски расставил крючки, закрутил интригу с первых глав, но, по ходу написания романа так увлёкся процессом, что немного запамятовал её раскрутить. Создалось такое впечатление, что автор так искренне старался нас запутать, что потом немножко забыл распутать. При том, что финал романа открытый, совсем не слитый и имеет задел на третью часть, куча вопросов осталась без ответов, а проблемы не дождались своего решения. И Бог бы с ним перенеслась на третью часть, но вопросы ведь важные и насущные, ответы на которые должны были быть даны именно в этой части. Полагаю, автор прекрасно понимает, о чём именно я говорю. И таки да, я высказываюсь за необходимость ввести в повествование легенду о младших Богах, как автор ввёл легенду о карри.

Ещё несколько мелочей подпортили общее приятное впечатление от книги: важные детали — детали, но важные! — которые автор тоже немного забыл, увлёкшись сюжетом, образовали некие логические кочки и провалы, из-за чего мне так и не удалось постичь мотивы и роль некоторых второстепенных персонажей. И тут, я думаю, автор тоже понимает, о чём и о ком именно идёт речь.

В общем и целом, глубокий роман о глубоких и извечных проблемах человеческого бытия, пока ещё скудно приправленный любовью мужчины и женщины. Но, судя по финалу, этой любви в дальнейшем будет больше, потому как в этой части речь, увы и ах, шла совсем не о ней, хотя и она там имеется.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль