Дора Штрамм. Рецензия на роман Евгении Сафоновой (Буки) "Окованные игрой"
 

Дора Штрамм. Рецензия на роман Евгении Сафоновой (Буки) "Окованные игрой"

+23

Конкурсный топик романа

 

До этого момента мне удавалось не нарушать правила конкурса, запрещающие поминать каким бы то ни было словом другие конкурсные произведения или рецензии. Я и не буду, хотя кое-какие герои, обладающие одним телом на двоих, прямо-таки вынуждают потыкать пальцем в сторону другого романа, принимающего участие в конкурсе, а о причинах сказано в одной из рецензий, написанных на «Окованных игрой…», поэтому я повторяться не буду. И не буду спрашивать, кто первый придумал это сдвоенное существование. В конце концов, я знаю, что так бывает, даже если авторы не знакомы и обитают не на одной площадке.

 

Еще одна причина помянуть другое конкурсное произведение, заключается в том, что я, прочитав его до «Окованных игрой», выражала обеспокоенность тем, что будет трудно найти автора, который окажется на таком же уровне. Собственно, если оргам покажется, что нарушать правила все же совсем-совсем нельзя, два предыдущих абзаца можно просто вырезать и начать вот так: Буку я выбрала в надежде на то, что это же изданный уже автор, а значит, совсем-совсем плохо не будет… И оказалась права, даже более чем. Автор попался хороший. Поэтому и начну я с хорошего.  

 

«Окованные игрой» — это история о девочке Таше из зажиточной деревенской семьи, девочке живущей, на первый взгляд, самой обычной жизнью. Но только на первый, потому что девочка хранит две тайны: она оборотень и наследница трона, потомок династии Бьорков, свергнутой шестнадцать лет назад. И начинается книга с того, что маму девочки – принцессу, и младшую сестренку нашли. Маму смертельно ранили, сестренку украли, а Таше повезло, ее не было дома. Хотя, конечно, трудно назвать рухнувшую жизнь везением. И все, что ей остается, гнаться за убийцами и похитителями, в надежде, если и не отомстить за мать, то хотя бы спасти сестру.

 

А тем временем где-то на другом краю королевства, уцелевшие после госпереворота заговорщики ищут выживших членов династии Бьорков, отчаянно надеясь, что они есть. Хотя бы один. Но сторонники короля нынешнего находят их раньше. И спастись успевает только один – молодой маг Джейми, в голове которого живет его брат Алексас. Так что, на самом деле их двое – попеременно пользующихся одним телом. И, конечно, их с Ташей пути просто не могут не пересечься.

 

Третьим попутчиком Таши (хотя, если придерживаться хронологии, то вторым) становится дэй Арон, которому в какой-то момент чисто случайно оказалось по пути. На самом деле, конечно, совсем не чисто и вовсе не случайно, но тут, если развивать мысль, начнутся махровые спойлеры, а «Окованные игрой» такая книга, где спойлеры как раз лучше бы и не читать. Поэтому я сейчас снова сделаю то, что не делала раньше и напишу предупреждение:

 

ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ!

 

И я совершенно серьезна, уважаемые не читавшие. Вам вполне достаточно того, что было сказано выше: это роман про девочку принцессу-оборотня, пытающуюся спасти сестру. Роман хороший и интересный, который наверняка будет издан, и почитать его стоит. Так что, чем читать дальше рецензию, пойдите лучше и почитайте сам роман, чтобы не портить себе впечатление. Так что, кыш :) Все написанное дальше только для автора и читавших. Просто помните, что в этом романе совы – совсем не то, чем они кажутся ©. И даже если вам что-то кажется нелогичным и неправильным, не спешите обвинять автора. Все разъяснится.

 

На самом деле, я очень рада, что решила принять участие в ККП. Не помню, кто давал совет, читать как можно больше чужих романов – и хороших, и плохих. Кинг, возможно. Совет совершенно правильный, потому что, читая, начинаешь подмечать особенности – общие темы, одинаковые приемы, ошибки, и, наоборот, достоинства. С достоинствами, правда, сложнее. Иногда талант трудно разложить на составляющие и создать рецепт хорошего произведения. Это только так кажется, что, если сделаешь все по правилам, готовый продукт окажется хорошим. На деле же он может выйти удобоваримым, но отнюдь не гениальным, потому что из любого правила существуют исключения, это, во-первых, а во-вторых, любое блюдо хорошо, если приправлено талантом. А талант он либо есть, либо нет.

 

У Буки талант, несомненно, есть. И книга, как я уже говорила, получилась хорошая, ценная для не только и не столько приключениями, сколько рассуждениями о том, можно ли перешагнуть за край, как жить, потеряв все, и можно ли остаться прежним.

А вот тут я действительно говорю серьезно: хватит читать не читавшим, потому что вот сейчас действительно начнутся спойлеры!

Думаю, что для более молодой аудитории, еще не пережившей своих потерь или переживших, но не знающих и не умеющих выбраться, «Окованные игрой» могут стать откровением, подспорьем и спасением. И, наверное, эта книга в первую очередь для них. В меня она не выстрелила, скорее, я просто покивала в каких-то местах, соглашаясь, что, да, все верно, это вот так, а это вот этак. Тем не менее, я вижу достоинства романа, и не собираюсь их оспаривать.

 

Начало романа у меня вообще читалось очень хорошо и бойко. Автор сразу берет с места в карьер: вот они убийцы-похитители, вот девочка – одна-одинешенька, слаба и беззащитна, но отважна, а может быть и безрассудна, раз пытается быть одним воином в поле. Ее ипостаси оборотня – птичка и кошка – хоть и могут помочь (и помогают в какой-то момент), но все же это не та сила, которой можно переть на амбразуры. Тем не менее, это не может не вызвать уважения к героине, пусть даже понимаешь: ну что она одна сделает? Хотя тут же понимаешь и другое: вот она, вторая линия заговорщиков, которые явно ей помогут. В момент пересечения линий, испытываешь удовлетворение: ага, все сложилось, как и думал.

Ну и, конечно, не стоит забывать про третий элемент – загадочного красавца дэя, который, может, и не красавец на самом деле, но хорош всем, с какой стороны на него не посмотри. Может ли такой не вызывать подозрений? Нет, конечно. Чем и поддерживает градус интереса.

И градус этот хорошо держится до пятой главы. Потом, может быть, это лично мое восприятие, он пошел на спад, хотя вроде бы вот и топи, и висп, с которым не так-то просто справиться, и поездка в имение герцога, где поселился жаждущий мести призрак, да к нему вдобавок еще и… ну, не будем поминать всуе всю нечисть и проявившего себя кукловода.

 

Думаю, проблема тут в том, что, прочитав первую треть романа, уже знаешь, что происходит, откуда ждать подвохов, что примерно может случиться, и каков арсенал всех героев. Поэтому происходящее уже воспринимается не так напряженно, как в начале. А кроме того, читателю уже сообщили, что события не начнут развиваться, пока герои не доберутся до определенной точки. И все, что это событие оттягивает, воспринимается, как помеха на пути развития событий. Поэтому поездка в имение герцога и даже бал, где Таша впервые выступила в роли светской красавицы и предстала перед потенциальными подданными, вызывала досадливое нетерпение и желание поскорее добраться до критической точки, где станет, наконец, ясно, кто стоит за происходящим с Ташей и зачем он там стоит, собственно. Так что, добравшись, я была рада. И второй причиной стало то, что я только в этот момент поняла, что подозревать Арона надо было активнее.

 

И вот тут, с одиннадцатой главы снова градус интереса активно пополз вверх. Отдельно хочу отметить попытку сожжения Таши и Джеми в финале. Было неожиданно, потому что в такой момент уж совсем не ожидаешь чего-то экстремального. А вот Арон меня не удивил. Так и думала, что из хрустального гроба он восстанет тем или иным образом.

 

Эпилог… вот даже и не знаю. С одной стороны, рада, конечно, за героев. Как говорится, хорошо то, что хорошо кончается. С другой, понимаю, что для Таши при таком раскладе случившееся станет, наверное, лишь страшным сном, чем-то, что можно будет забыть и вычеркнуть из памяти, как ночной кошмар. Потому, что рядом были те, кто помогал и оберегал, потому что добившей ее смерти Арона не произошло, потому что сестренку спасли и вылечили от заклятия. И Джеми с Алексасом тоже целы и невредимы. Потому что не пришлось быть марионеткой в чужих руках.

 

И тут я, наверное, понимаю точку зрения Лиара, хотя глубоко не одобряю, конечно, его действия. Потому что милая девочка осталась милой девочкой, а интересно-то как раз было бы посмотреть, что бы она делала, если бы все закончилось по-другому, что стало бы с ее светлой сущностью? Смогла ли бы она преодолеть себя? Или нет? И хотя книга в серии не последняя, я понимаю, что к следующей встрече и игре Лиара герои постараются подготовиться, чтобы встретить его во всеоружии. Так что я хоть и рада, но капельку все же и разочарована.

 

Если говорить о героях, то мне, ближе всего, наверное, Арон, хотя, ну, казалось бы, что в нем такого интересного, он ведь просто мистер-совершенство :) Правда, при том при всем он тоже тот еще манипулятор… вот, может быть, как раз поэтому.

 

Таша меня особо не затронула, может быть, как раз поэтому читала я хоть и с интересом, но без глубокого погружения. Не секрет, что лучше всего читаются те романы, где читатель ассоциирует себя с кем-то из героев. А ассоциировать себя с шестнадцатилетней девочкой, когда тебе «немного за тридцать», сложновато.

 

Алексас/Джеми – тема отдельная. Это самый забавный персонаж/персонажи, сдабривающие страшную сказку изрядной долей иронии и оптимизма. В их недостаток я уже потыкала пальцем в самом начале. Процесс смены хозяина тела надо бы прописать сразу. И брать в кавычки сказанное тем, кто в этот момент не владеет телом, потому что иначе получаются непонятушки.

 

Вторая отдельная тема – бал. Лиар, наложивший на Ташу заклятие очарования, мог бы добавить в него и заклятие уверенности. Для меня она выступила слишком уж уверенно для девочки, выросшей в деревне.

 

Та же ситуация с моментом, когда Джеми верит Таше, сказавшей, наконец, кто она. Вот так сразу и безоговорочно, просто потому, что она заговорила как разгневанная светская дама. Да, у него на тот момент были уже подозрения, и кольцо Бьорков там опять же, но мне показалось как-то… не очень правдоподобно. Разве что Арон там немного колданул из-за угла снова.

 

И вот, пожалуй, все мои три глобальные претензии, которые автор может принять к сведению. Но может и не принять, конечно, это лишь рекомендации, а не руководство к действию. Были у меня и другие, например, невыкинутое зеркальце и забывчивость Таши, но все нашло свое объяснение.

 

А, ну и красивости! Знаю, говорили уже до меня, но все равно скажу: правы были говорившие, надо чистить от них. И еще на странице романа написать все же предупреждение про приват, чтобы читатели не спотыкались об него на полном скаку, думая, что они дочитали уже роман почти что :)

 

Ну вот и все, собственно, что я, по большому счету, хотела сказать. Теперь проблема найти новый хороший роман, потому что после двух хороших читать что-то менее профессиональное будет еще сложнее, чем после одного :)

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль