Когда Александр Ичимару выложил на конкурс свой роман, я сразу решила, что этот – точно не возьмусь читать. Где я и где футбол? Две разные вселенные. Не то чтобы я прямо совсем-совсем ничего о нем не знаю, ничего не знать о футболе просто невозможно, мне кажется. Просто не интересуюсь, не болею ни за кого, футбол ля меня существует где-то в параллельной вселенной.
А потом прошел день, я закончила читать очередной роман, и подумала, ну а почему бы нет? Пусть это будет вызовом. И, должна сказать, выход из зоны комфорта удался более чем. Вернее, оказалось, что никуда я из своей зоны и не выходила, потому что, открыв роман, оказалась в дораме. Может быть, автору ближе аниме или манга, но для меня дорама все же чуть более серьезный жанр, посему — дорама.
Дорамы я люблю в том числе, школьно-молодежные. А в «Крыльях», помимо японских имен, которые сразу настраивают на определенный лад, сохранен так же присущий этому жанру юмор, комедии и трагедии положений, сюжетные ходы. И нет, я это отнюдь не причисляю к недостаткам. Наоборот, попытку перенести теле-жанр на бумагу считаю весьма успешной.
Почему я люблю школьные и молодежные истории? По разным причинам. Например потому, что первые впечатления и переживания, первые победы, поражения, конфликты – навсегда остаются самыми яркими. Потому что именно в это время все мы учимся жить, и от того, как пройдем или не пройдем те или иные испытания, во многом зависит наша будущая жизнь. И мне наблюдать за процессом не надоедает, хотя, повторюсь, я и не смотрю, не читаю только это и только об этом. Но, когда попадается подходящий фильм или книга, смотрю или читаю с удовольствием.
По счастью, мое незнание футбола читать мне нисколько не мешало. С общими принципами я знакома, и мне этого хватило в общем-то. Так что, футбольные сцены я не проматывала. Если честно, я видела в комментариях советы добавить термины… не знаю, стоит ли. Наверное, с точки зрения знатоков сейчас текст романа выглядит недостаточно грамотным именно в спортивной части, но мне, дилетанту, было комфортно читать именно в таком виде, как сейчас. Незнакомые термины хоть и попадались, но текст ими не перенасыщен, и все понятно. Но я, конечно, не из тех, кому нужно досконально представлять картинку. В общем, на месте автора, я бы не увлекалась правкой в техническую сторону слишком сильно, чтобы не нарушить баланс и не сделать роман слишком трудным для восприятия. А это неизбежно произойдет, поскольку львиная его доля посвящена именно футболу. В данный момент, на своем примере могу утверждать, что роман написан для широкой аудитории, в том числе для тех, кто вроде как и не ЦА вообще.
Ну и на этом с «футбольной» частью я закончу. Конечно, я переживала за команду, и во время каждого матча хотела, чтобы они победили, и волновалась, но оценить в полной мере происходящее, увы, не могу. Какие-то матчи показались более эмоционально насыщенными и яркими, какие-то менее, но это и все, что я могу сказать.
Роман написан живым, легким языком и происходящее на его страницах воспринимается легко и без напряжения, несмотря на то, что проблемы, с которыми приходится сталкиваться его героям, простыми и легкими не назовешь. Начать хотя бы с того, что один из главных героев – калека в инвалидном кресле. Мечтающий стать тренером собственной футбольной команды, которая позволит ему осуществить мечту детства и выйти на поле – пусть и чужими ногами.
Сила духа Цубаки Рю, сила мягкая и улыбчивая, не может не восхищать. Это напоминает мне другого любимого мной персонажа-калеку Майлза Форкосигана. Не знаю, читал автор или нет, просто процитирую «Барраяр»:
Надо сказать, за те месяцы, что Майлз провел неподвижно в проклятом позвоночном корсете, он научился просто очаровывать окружающих. Самый эффективный способ добиваться своего. Я счастлива, что он предпочел именно это, а не нытье, например. Более властного чудовища я в жизни не встречала – но он ухитряется вести себя так, что этого даже не замечаешь.
Цубаки Рю тоже владеет этим искусством. Он идет к своей цели напролом, но при этом, фигурально выражаясь, не по головам и трупам. Он думает о людях, просчитывает последствия своих и чужих поступков, он тверд, но в то же время мягок и сострадателен. А еще – талантлив. Неудивительно, что ему удается сплотить вокруг себя здоровых парней и заставить их работать ради победы. И пусть в конце второй части, после поражения в большом турнире от команды остается лишь несколько человек, но именно эти люди – ее костяк. И уже понятно, что никто из них никуда не уйдет.
Первый во всех смыслах игрок «Крыльев» — Макс Челленджер, полная противоположность Рю. Он резок, импульсивен, груб, он сперва делает, а потом думает, машет кулаками, когда надо и не надо, может, вспылив, умчаться в лес по дороге на турнир, и заблудиться, может наделать и похуже глупости, например, не сказать никому о травме и выйти, став причиной поражения команды. Но именно их взаимодействие с Рю делает такой интересной психологическую часть романа. Два совершенно непохожих человека могут научить друг друга многому… И они учат. Рю Макса – играть, думать, сострадать. Макс Рю – не пасовать перед грубостью, не утаивать от тех, кто может и хочет помочь, свои слабости, учит тому, что принимать помощь – не стыдно. И, в конечном итоге, заставляет его поверить в то, что он еще может встать на поле своими ногами. Пусть и всего на минутку.
И, конечно же не могу не упомянуть о третьем герое – голкипере Натаниеле Фризе. Он, признаюсь, персонаж для меня более комедийный, чем другие, потому что, не улыбаться, читая о мистере красавчике и представлять его брезгливые гримасы при виде автобуса-развалюхи или неспособности приделать ручку к стене, просто нельзя. Он вносит новую конфликтную нотку в происходящее, став антагонистом, но в последствии, как и положено по законам жанра, пока еще не другом, но уже кем-то близким для Макса. У Натаниеля своя история, тоже весьма интересная в плане становления личности. Я не буду ее пересказывать, чтобы уж совсем не спойлерить.
Полностью оценить сюжетную линию романа пока не получится – он не закончен. Условная точка, поставленная в конце второй части, приводит нас к моменту, когда «Крыльям», потерпевшим поражение, и потерявшим большую часть игроков, приходится начинать практически с нуля. И все же, многие проблемы решены, костяк команды не сломлен, и хочется верить, что впереди ее ждет светлое будущее.
Теперь немного о недостатках. Непонятно, где, собственно, происходит действие романа. Европа? Азия? Похоже больше на Европу, но все же хотелось бы какой-то привязки к месту.
Герои романа подростки, но их жизнь за пределами клуба обозначена бледным пунктиром. Нет, конечно, мамы-папы упоминаются, но лишь эпизодически. Макс, часто бывающий в гостях у Рю, ни разу не сталкивается с его родителями. Ни один родитель, собственно, в кадр вообще не попадает. Попадают в него лишь случайные взрослые – журналисты, врач в больнице, преподаватели… Фактически, единственным взрослым героем, выведенным на сцену, является тренер университетской команды Сара.
Местами автор пропускает описания действий. Например, когда команда едет на турнир и Макс убегает «без шапки в ночь» в лес, а Нат и Рю продолжают ехать на машине к месту сбора, потом, каким-то волшебным образом Макс выходит именно туда, где оказывается машина. Есть и более мелкие эпизоды например, когда Рю убирает Макса с поля во время игры и тот вдруг телепортируется к нему и хватает за грудки. Я надеюсь, что во время редактирования все эти моменты сгладятся. И буду ждать третьей части, потому что роман очень хороший и я ни на минуту не пожалела, что взялась читать его
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.