Ссылка на блог произведения Корин Холод «Охотница за душами»
Представьте, что вам семь лет и вы играете с другом «в мушкетеров».
Вы соорудили шпагу, насадив на палку крышку для консервирования, раздобыли где-то на антресолях дедушкину шляпу, прицепили к ней гусиное перо. Ваш друг тоже экипировался примерно так же. Все отлично, вы наносите и парируете удары, и вот уже загнали вашего друга в угол, вы ловчей и удачливей, вам везет, тысяча чертей! и он вот-вот попросит пощады! А он вдруг делает пальцы «пистолетиком» и заявляет, что вы убиты.
Вы говорите: «Эй, мы так не договаривались!»
А он отвечает: «А чо с тобой договариваться, ты убит».
Ну и как с ним играть?
Вот примерно такие ощущения у меня от книги. Автор, как фокусник, вытаскивает из своей шляпы все новых и новых кроликов, это чудесно, но я хочу завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку. И понятные законы авторского мира.
Для того, чтобы прослеживать логику действий персонажей – мне нужно понимать, где эти действия происходят – в подземных туннелях или в воздухе, например. Это я образно говорю, конечно же. Но если наши герои, предположим, абстрактные кроты – то понятное дело, что вокруг них толща земли, их жилье может залить водой или в нору может заползти змея. При этом наши абстрактные кроты должны бояться солнца и вообще плохо видеть, да.
Если же наши герои – абстрактные птицы, то они не будут бояться солнца и не смогут утонуть в затопленной норе.
А в «Охотнице за душами» возможно все. Внезапно появляются всемогущие персонажи, творят, что хотят, но потом на них внезапно находится управа, бессмысленная и беспощадная, нелогичная от слова совсем. Артемиду куда-то в неведомое место, о котором вообще никто не знал и не вспоминал до этого момента – уволок почему-то уже убитый к тому времени Витольд. Кто такой Седой Волк – пришла и рассказала Жрица. Как она это узнала – тайна сия велика есть. «Как обычно, свела воедино данные». На том, как обычно сводит воедино данные, например, Шерлок Холмс – построены вообще все рассказы о нем, это ключевой момент и триумф логики – а тут просто свела и свела.
А в следующей главе она же его и «локализовала» с точностью до трехсот метров. Двадцать глав все ужасались «кризисом Седого Волка», а она взяла и одной строчкой локализовала.
Все равно что читать детектив, в котором целая команда разыскивает преступника, прикладывает какие-то усилия, самому ломать голову, кто же такой преступник, как его искать и как обезвредить – а потом кто-то из героев внезапно его «локализует» неведомыми методами.
И зачем тогда Витольд вышел на охоту, пафосно пожертвовав собой, если Седого Волка все равно локализовали с точностью до трехсот метров? Нельзя было тупо прочесать триста метров пространства? Если у Волка где-то логово – он же не по воздуху туда ходит, когда-то какие-то следы оставляет? Нельзя было их просто найти/увидеть? По запаху его выследить, наконец? Или не царское это дело, пользоваться обычными методами поиска, а надо обязательно магическую песнь вызова пропеть, да? Шоб со спецэффектами? А оборотень такой дурной, убил кучу народа и не понимает, что за ним охотятся? И что от такой песни вызова надо улепетывать со всех лап? )) И нюх звериный ему тоже ничего не подсказывает, кучу оборотней, вампиров и всех остальных людей/нелюдей в засаде мега-оборотень не почуял? А как он, собственно, выживал тысячу лет? В какой-то опять же неведомой Грани. Ничему не научился совсем? За тысячу лет – не единая мысль не мелькнула в мохнатой голове? А чего он вообще так озверел-то, с какой стати? Вон, другие-то оборотни, ничего, живут, в братства вступают. Но этому, Седому, нормальной жизни просто не положено, он должен быть страшилкой, в этом его роль. Ну и пусть страшилка от этого получается без какого-либо внутреннего содержания, картонная – главное, чтоб была угроза миру.
Но, конечно, о какой логике может идти речь, если это – магия, да? ))
Так вот, магия – это не тогда, когда можно все. Можно все – это неинтересно. Читая книгу, особенно фэнтезийную, я хочу точно знать, что в этом мире возможно, а что – нет.
Чтобы понимать, что происходит, читатель должен видеть причинно-следственные связи, а не натыкаться на рояли в кустах. Читатель должен знать, что у задачи есть условия, и, если поразмыслить, то найдется и решение. А не выскочит очередным кроликом из шляпы.
Я надеюсь, теперь главная моя претензия к тексту понятна.
Хотя нет, это даже не главная, едем дальше ))
Диалоги. Диалоги, диалоги, диалоги, диалоги. Я даже удивлен, что финальные драки все-таки переданы действием, а не очередным диалогом. За диалогами меркнет все – описания скомканы, действие минимально. Зато диалогов море разливанное. И ладно, если б действительно интересные диалоги…
Артибуция диалогов. Типичная ошибка новичков. Все эти «воскликнула», «ухмыльнулся», «лихорадочно прошептал», «равнодушно произнес», «прошипел», «проскрежетал», «взвизгнула», «хищно произнесла» и тэ дэ и тэ пэ.
Диалоги надо писать так, чтобы эти интонации были понятны без лишнего уточнения. Если идет разговор на повышенных тонах, то понятное дело, какие там интонации. Если герои уединились, спрятались, нежничают друг с другом – тоже понятно. Иронию, как и раздражение, как и многое другое, тоже прекрасно слышно из контекста.
А когда я-читатель уже прочитал половину сказанного героем, то есть уже услышал эти слова, уже воспринял их, а потом вижу, что их, например, недоуменно промурлыкали – то недоумеваю уже я-читатель.
Атрибуция диалогов перегружена, перенасыщена эмоциями, а надо – диалоги нагружать эмоциями, сами слова, которые говорят герои.
«Не ори, идиот!» — это уже грубо.
«Тише, маленькая», — это уже нежно.
«Устал, лег бы и уснул хоть на полу» — это уже измученно.
«Ах, как жасмин пахнет!» — это уже восторженно.
Надеюсь, это понятно.
Лекции по миру.
Вот она, типичная «объяснялка».
Действовали, действовали на сцене герои, вдруг выходит автор выдает лекцию о мире. Тоньше надо делать, тоньше. И я не Воина имею ввиду, который те же лекции читает, нет. Вспомним, с каким трудом добывал информацию о мире, например, Нео в Матрице. У него был понятный конфликт, он ощущал, что с миром творится что-то не то, и искал ответы на свои вопросы. И чтобы понять, что такое Матрица, ему пришлось согласиться выйти из нее. И только после того, когда он лицом к лицу встретился с Морфеусом, в реальном мире, он смог задать свои вопросы. Вот как раз сложности поиска и держали интерес зрителей.Структура кланов детей Каина была гораздо сложнее, чем можно было решить с первого взгляда. Семьи вампиров появлялись и исчезали, и редко какой-то из них удавалось дорасти до полноценного клана, способного контролировать достаточно территории, чтоб войти в Совет того или иного города. При этом существовало семь Первых кланов, ведущих род от первородных герцогов: Роза, Зеркало, Кинжал, Кнут, Щит, Маска и Печать. Последователи ереси Семерых утверждали, что только они могут зваться истинными потомками первых герцогов. Главы кланов, поддерживавших правоверное Каинитство, считали иначе. Эта война внутри собственных рядов была не единственной, разъедавшей семьи детей Каина. Интриги между кланами и внутри оных, постоянные попытки подняться выше по иерархической лестнице — всё это превращало среду обитания вампиров в хищный бульон, в котором стоило лишь немного зазеваться — и тебя сожрут. Однако существовали и такие лидеры, как Андрэ Бэрринг и его сир, способные внедрить и, что самое главное, поддерживать жёсткую структуру, объединяя своих подчинённых единой целью. Подобное вызывало уважение. Кроме того, клан Печати был единственным, полностью уничтожившим всех представителей ереси, считавших, что они могут претендовать на наследие Последнего Герцога.
Смешались в кучу кони, люди. Тут тебе и Летов с братьями Самойленко, и потомки Корвинуса, и кланы вампиров, и организация Охотников, и недобитое Братство, и, собственно, «Альтаир», и Его Высочество, и древнегреческие боги, и княгиня Ольга, и Седой Волк, и кариаты, и Рубеж, и Тень, и Хозяйка Ночи, и Хозяева Перекрестков, и куча нелюдей на любой вкус. И обо всех информация частично дается, частично замалчивается. И получается уравнение с кучей неизвестных.
О, раз уж вспомнили Корвинуса, вспомним и «Другой мир». Там были вампиры, оборотни и люди. И чтоб вывести нечто среднее, нечто новое, все герои бились целую первую серию. Попутно была показана история возникновения в реальном мире и вампиров и оборотней, проводились аж научные опыты, строились целые теории! И когда наконец новая сущность появилась – это было долгожданной победой.
Здесь же что вампиры, что оборотни, что охотники на тех и других – так, для массовки. Но массовки слишком много, и в любой момент в ней может появиться кто угодно с какими угодно способностями.
Персонажам недостает глубины, многомерности.
Вот в какой-то момент перед одним из финальных поединков Рива признается в любви Витольду. И при этом «ничто не предвещало беды» — любовь эта выскакивает, как чертик из коробочки. И я предполагаю, что она тут появилась просто для красоты момента. Герой идет на явную смерть, девушка в последнюю минуту признается ему в любви, герой благополучно погибает, зато теперь у девушки есть горе, которое можно использовать в следующих сериях.
Да, любовь бывает с первого взгляда, то это ж не значит, что в эту же самую минуту нужно о ней заявить. Каждый или почти каждый человек кого-то любил и понимает, что любовь нужно как минимум осознать. Попытаться понять, что это – минутное желание, внезапная страсть или глубокое чувство. И вот этого всего – осознания, постоянного притяжения к Витольду, интереса, стыдливости, сомнений и бессонных ночей – это всего про Риву не показано.
Или взять того же Воина. Он же не просто демон, он заявлен, как инкуб. А инкуб – это распутный демон, который ищет сексуальных связей с женщинами. У него природа такая. Как вампиры хотят крови, так инкуб хочет секса. И где это показано в Воине? Где хоть словечко о том, что он вынужден постоянно бороться со своей сутью? Или, если он не борется – где информация о том, что он постоянно ищет женщин?
Или Шолто. Он старший оперативник и совсем недавно, всего четыре года назад, получил свой кабинет. То есть его продвинули по служебной лестнице, он считает себя юношей с незаурядными талантами к дедукции и стрельбе, и он больше не живет в казармах, как все остальные молодые сотрудники. Но при этом начальство заявляет, что Шолто – наименее ценный сотрудник и отправляет его на смерть. То есть сначала заявлено одно, потом по факту другое, просто с нуля, без аргументов. Зачем, спрашивается, наименее ценному сотруднику было выделять кабинет и давать должность?
И это не исчерпывающий перечень, это для наглядности, для примера.
Ну и, помимо всего прочего, текст плохо написан.
В динамичных сценах можно увязнуть, как в болоте.
Глаза нелюдя вспыхнули ярким оранжевым светом, в воздухе повис высокий визг, будто от циркулярной пилы, и оборотня отшвырнуло в сторону. Лицо Хозяина сделалось абсолютно бесстрастным, он быстро поднял руки ладонями вверх, развёл их широко в стороны и исчез. Воин, дёрнувшийся было к перевёртышу, резко присел, пропуская над собой волну горячего воздуха, возникшую на месте, где мгновение назад стоял Хозяин. В ладони начальника отдела силового вмешательства тускло блеснул короткий широкий клинок.
— Эт-то ты зря-а, — протянул Воин, быстро проводя лезвием по запястью и набирая в сложенную лодочкой ладонь кровь. — Куда?! — заорал он в следующее мгновение. Гвен и Гаури, безвольно опустив оружие, походкой марионеток приближались к перекрёстку. — Ах ты…
Кровь полетела в центр скрещения тропинок. Воин вскинул свободную руку, с усилием рисуя в воздухе семиконечную звезду.
— Alte ash kiirta[1]! — выкрикнул он, и Гаури повалился на землю, потеряв сознание. Гвен успел сделать ещё один шаг и исчез в оранжевой вспышке.
— Сука! — зарычал Воин и метнулся к перекрёстку, в центре которого вновь сгущался воздух. Хозяин властным жестом воздел руку, оранжевое сияние плеснуло перед ним волной и встретилось с багровым пламенем, окружившим Воина. Черты лица начальника отдела исказились, утратив сходство с человеческими, он оскалил заострившиеся зубы и прошипел короткую фразу, от которой фигура на перекрёстке пошатнулась. Ещё секунда, и удлинившийся клинок кинжала прошил грудину хозяина. Воин с рычанием провернул лезвие по оси, расширяя рану, выдернул клинок, затем сделал шаг и мгновенно оказался за спиной рехнувшегося нелюдя. Короткое движение оружием, и голова Хозяина отделилась от тела. Воин упал на колени, всадил ставший вновь коротким клинок по рукоять в центр перекрёстка и выкрикнул длинную фразу. Первой пропала бурая взвесь в воздухе. Затем жёлтая трава начала отступать, сменяясь обычным, «земным» пейзажем. Напоследок на несколько секунд погас свет. Воин тяжело поднялся с земли, прищурился на солнце и подошёл к натужно кашляющему Витольду, вернувшемуся к человеческому облику при переходе обратно. Гаури и близнецы в живописных позах лежали в глубоком обмороке.
Во-первых, причастия и деепричастия, все эти вши и щи в динамичной сцене – лишние, они замедляют темп. Девять вшей и щей в сцене боя – это, поверьте, перебор. Помимо того, что они шипят, они дают эффект пропущенного действия. Что такое причастие вообще? Это особая форма глагола, которая обозначает признак предмета. Заострившиеся зубы – это зубы, которые чуть ранее заострились. Таким образом, действие осталось за кадром, а на преподносится уже его результат. В сцене боя события развиваются по идее стремительно, и тогда начинается путаница с порядком действий.
Возьмем любое предложение из этой сцены.
Порядок действий каков? 1 – хозяин воздел руку. 2 – появилось оранжевое сияние. 3 – оно плеснуло волной. 4 – встретилось с багровым пламенем. 5 – а вот и не пятое. Багровое пламя окружило Воина чуть раньше. Когда? Неизвестно. То ли сразу после того, как хозяин воздел руку, то ли в ответ на появление оранжевого сияния, то ли уже тогда, когда оранжевое плеснуло волной.Хозяин властным жестом воздел руку, оранжевое сияние плеснуло перед ним волной и встретилось с багровым пламенем, окружившим Воина.
Воин, дёрнувшийся было к перевёртышу, резко присел, пропуская над собой волну горячего воздуха, возникшую на месте, где мгновение назад стоял Хозяин.
Разбираем аналогично. 1 – воин дернулся к перевертышу. 2 – резко присел. И тут сразу возникает вопрос – а чего он присел, что случилось? Оказывается, пропускал над собой волну горячего воздуха. Откуда взялась волна? Ах, оказывается, возникла на месте, где мгновение назад стоял Хозяин. Таким образом, порядок действий здесь другой. 1 – воин дернулся к перевертышу 2. из места, где мгновение назад стоял Хозяин, ударила волна горячего воздуха. 3 – воин присел.
Оно все бы ничего, никто ж причастия и деепричастия не отменял, но – это динамичная сцена боя! Один ударил, второй уклонился. Второй ударил – первый отбил удар. Динамичную сцену хочется видеть. Действие за действием, четко, откуда прилетело, кто ранен. А как увидеть сцену, если порядок действий в ней запутан чуть ли не в каждом предложении?
Это еще не все, едем дальше.
Попытки не повторяться выливаются в то, что возникает ощущение огромного количества персонажей.
Считаем. Нелюдь, оборотень, Хозяин, Воин, перевертыш, начальник отдела силового вмешательства, просто начальник отдела, фигура на перекрестке, хозяин с маленькой буквы, и я при чтении вообще соотношу его сначала с кинжалом, мне кажется, что это не Хозяин перекрестка, а хозяин кинжала.
Девять действующих лиц получается, если взять за посчитать. Хто все эти люди? ©
Эта претензия не только к сцене боя, ко всему тексту.
Вот еще пример.
Шолто провёл ладонью по столешнице. Свой кабинет он получил относительно недавно — четыре года назад, и помещение ещё не успело стать воплощением его личности. Впрочем, темноволосый старший оперативник и не стремился к этому. До того момента он, как и все сотрудники, не имевшие своего жилья или не желавшие в оное возвращаться, жил в «Общаге» — казармах в подвалах здания на Тринадцатой Линии. Потом юношу с незаурядными талантами к дедукции и стрельбе заметил Воин. При воспоминании о своём кураторе Шолто привычно поморщился. Глава Второго отдела был шумным, непоследовательным, склочным и нахальным типом. Выдающиеся боевые способности и внутренняя сила лишь отчасти компенсировала его недостатки. Чтобы отвлечься, Георгий взял стопку отчётов и углубился в чтение. По мере того, как стопка истончалась, на лице старшего оперативника читалось всё большее раздражение.
Считаем народ. Шолто, темноволосый старший оперативник, юноша с незаурядными талантами к дедукции и стрельбе, Воин, куратор, Глава Второго отдела, Георгий, просто старший оперативник.
Восемь. Я понимаю, что это сделано, дабы не повторяться, но это слишком много. Ощущение толпы разного народа. Особенно меня здесь умилило уточнение, что, мол, темноволосый оперативник. Какое оно имеет здесь значение? Человек сидит в кабинете в одиночестве и размышляет. Какая разница, какие у него волосы? Вот посмотрит на него девушка заинтересованно – вот ей, может быть, и будет интересно, какого цвета у него волосы.
Поэтому все эти вот другие названия одного и того же героя – должны быть как минимум уместны. Если же они неуместны – это искусственные конструкции, и это видно.
Так что девиз в данном случае – уместность и умеренность. Назвали раз по фамилии, второй раз по должности, третий раз использовали местоимение он – и хватит. Тогда у читателя не будет рябить в глазах.
В тексте полно канцелярита.
Зная, что данный вопрос будет освещён на Совете, я счёл необходимым пригласить своего соратника по охоте, который имеет непосредственное отношение к предмету обсуждения.
Просто вампиры, и без того склонные к излишней помпезности и пафосу в силу количества мифов, окружавших этот род, решили не усугублять ситуацию. Потому Совет, если в нём возникала необходимость, проводился на нейтральной территории, одобренной всеми шестью главами.
И ладно еще, если подобными канцелярскими оборотами разговаривает один герой и это его речевая особенность – но зачем такое же в речи других героев, и просто в тексте?
К слову, канцелярские обороты в таком виде – вполне себе недавнее изобретение, может, последней сотни лет – к чему это в речи древних существ?
Сомнительные, недостоверные описания.
Прокуренная кухня в шикарной квартире меня удивила. В этой квартире живет Син с ребенком. Любой ребенок все время крутится возле матери. Ребенка нужно часто кормить. И на этой кухне – вовсю курят. В квартире нет кабинета? Нет лоджии и балкона, наконец?
В холодильнике шикарной кухни в квартире, где живет мать с ребенком – внезапно холодец, а потом обнаружилась жареная курица, старая картошка-фри, два салата, с мясом и рыбой, два кекса, соусы, тушеная капуста со свининой. Поверьте мне, это еда бедняков.
Богатые люди предпочитают много свежих овощей, много свежих фруктов, семгу, камбалу, да не мелкую, а крупную, икряную, креветки и вообще морепродукты, сыры, и тоже понятное дело, что не всякие, но, кстати, предпочтут простую домашнюю брынзу какому-нибудь стандартному российскому твердому сыру, и если уж колбаса, то сыровяленая, а из мяса лучше баранина. Яйца лучше перепелиные, картошка лучше молодая, причем круглый год. И никаких чипсов, никакой пиццы и никакой газировки! Лучше квас и лучше медовый. И вместо салатов, этого непонятного крошева, лучше те же ингредиенты крупными кусками выложить на тарелку. Ну, это так, навскидку )))
Сюда же – «розовый мускат пятнадцатилетней выдержки». Настоящий ценитель не назовет просто «розовым мускатом» французское вино. Он выдаст характеристику терруара или аппелласьона. Я в этом тоже, кстати, не разбираюсь, но даже я знаю, что просто «розовый мускат» — это ниачем.
Сюда же – махровый домашний халат и тапочки Син. Махровый халат – это чтобы из ванной дойти до спальни или гардеробной. И все. Богатые женщины дома ходят в домашних платьях, домашних костюмах, не спортивных! но удобных и красивых.
Или, допустим, те кольца, которые символизируют кланы. Изумруд, рубин, сапфир – еще ладно, но аметист – дешевый камень. Действительно мегаценные — грандидьерит, жадеит, голубой турмалин, алмаз, наконец. И не забываем, что обработанный алмаз называется бриллиантом.
Что еще… а, да, пролог был вообще удивительный. В прологе древние нелюди занимались тем, что зарабатывали тупо бабло тупо киднеппингом. Какие я-читатель могу сделать выводы из этого действа? Что они, сорри мой французский, лохи. За тысячи лет не смогли найти себе достойный источник существования. В рабочее время занимаются банальными похищениями. Не двигали науку, не нашли ничего ценного в иных Гранях, не додумались даже до того, чтобы продавать те спецэффекты, на которые они так горазды. Ради денег рискуют, между прочим, своей репутацией. При этом я еще делаю вывод, что они людей-то в грош не ставят, если, не думая, наносят такую душевную травму ни в чем не повинному молодому человеку. Честно говоря, на основании этого пролога, я ожидал совсем иного текста. Что нелюди, использующие такие нечестные ходы по отношению к людям, будут примерно за это наказаны и осознают, что так нельзя. Но никто из них даже не задумался, а жаль… так и будут, наверно, дальше выколачивать деньги из людей, как гопники.
Но это так, мелочи.
Самая главная моя претензия к тексту – какова идея? Ради чего текст написан? Я надеюсь, не ради того, что, мол, работодатели – расширяйте штаты? Потому что последний вывод о том, что надо агентству надо расширяться – он меня прямо-таки позабавил.
Если же идея в том, что, вот, мол, Рубеж, из-за него лезет всякая хрень, а человечество надо защищать – то это примитивно.
Поэтому я вижу даже не роман, а скорее – проект, подобие сериала, где цель – просто поиграться персонажами. Не удивлюсь, если персонажи списаны с реальных друзей-начинающих писателей, которые любят громкие ники, и это такая штука для внутреннего пользования.
Справедливости ради я должен отметить также и неоспоримые достоинства текста. Текст грамотно написан и в принципе он читабельный. Это раз. И два – в диалогах встречаются интересные шутки. Так что любители диалогов вполне могут почитать.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.