Ариса Вайя. Рецензия на роман Эла Лекса «Пятый проект»
 

Ариса Вайя. Рецензия на роман Эла Лекса «Пятый проект»

+23

Топик романа лежит >здесь<.

Я практически знала, на что шла. Экшн с пафосным налетом, периодической философией и научными теориями. Драки, перестрелки, миссии (мир спасти, ну хоть чуточку), разговоры. То на то и вышло.

 

Мир.

2414 год. Не то что бы почти за 400 лет Земля изменилась до неузнаваемости, как это принято в фантастике, с расширением в космос/кибернетику/ИИ. Это все тот же мир. Да, после гражданских войн и всего с ними связанного. Да, после пробоев ноосферы. Но отличия в технике, к примеру, не футуристично-радикальны. Иными словами, привыкать к миру приходится только по специфичным пунктам — наличию стриглов, эльфов (и полуэльфов) и всего, что с ними связано.

 

Герои.

Клифф Дивер. Он же мистер, Красный Крест. И вообще личность медийная, популярная, именитая настолько, что покажи его любому в городе, узнавание будет мгновенным (спасибо рекламе). В силу своего прошлого является фактически «символом», вот только ему на это как будто плевать. «Золото за фриран в Мадриде, золото за скоростной подъем в Праге, золото в Челябинске за свободный бой и золото за чистый бой» — эдакие ачивки, было много и будут еще, лишь бы упаковка транквилизаторов всегда была под рукой (и когда надо — после кошмаров из прошлого, и когда не надо — просто от нервишек). Супермен номер 1, и швец, и жнец, и на дуде игрец, скалы-вышки-стены — запросто! драки — запросто! И есть только две слабости — транквилизатор и Ради (милейшие и нежнейшие отношения, между прочим), но обе эти слабости таковыми будто и не являются. Так, особенности.

Пол Шифти. Умнейший человек эльф… в общем, носитель самого мощного интеллекта, сильнейший псионик. Супермен номер 2, все, что касается ментального воздействия — лучше не найти. И, пожалуй, именно в силу этой особенности, все психологически непростые разговоры и лекции о мире — все на нем. Парные отношения его обходят стороной, да и вообще для него кажутся лишними. У него спокойный взгляд на мир, он весьма сдержан в самые непростые моменты, но при этом совершенно потешно и по-дурацки нервничает и косячит, когда градус напряжения не так уж высок. В многие моменты является эдаким слегка забавным элементом, не теряя при этом лица.

Ради. Она же Звездное Дитя, дамочка, Райдер. Вот бывает шизофрения, которая купируется таблетками — ну слышит человек голоса, ну бывает. А у нее эти голоса молчаливые — реальны, и опыт их реален, и знания их реальны тоже. Особенно умение водить все, что может ездить и летать заодно. Супердамочка, одним словом. И при этом всем, Ради остается Ради, цельной личностью со своим характером. На чистом желании «когда-нибудь я буду знать все, что только захочу» она весьма жестоким образом это узнает и в свое время учится с этим жить. Поражает ее трепетное отношение к человеческой жизни и готовность жертвовать своей.

Алекс Корд. «Самый опасный ножевой боец мира, еще и самый разыскиваемый наемный убийца». Супермен номер 3. Когда-то неприятно столкнувшись с координацией, он пошел против нее, чем изрядно подчистил ее ряды. И все бы ничего, не будь у него не слабости даже, а скорее больного места в виде Роуз (эти отношения на контрасте от и до, весьма яркие, бурные… или буйные...). Весь его конфликт на этих отношениях и движется, вокруг них и крутится то так, то эдак.

Роуз Коулмен. Командир сей четверки. И если с ними все понятно и с одной стороны сюжета — супермены и супердамочка, и с другой стороны — тараканы у всех то что надо для миссии. То совсем не понятно, почему она их командир с самой простой точки зрения, не беря в учет повороты сюжета. Частенько ее крыша бывает не стабильна, и из нее получается какая-то кошка, виснущая на Алексе (было выше). Во всем остальном она добрую половину сюжета исполняет роль то командира, то шпиона, меняя одни маски на другие. Где-то под конец становится понятно, что ее особенность и есть эти маски, роли.

А вот объединяют героев, пожалуй, не их способности и таланты (все как на подбор, на самом деле в буквальном смысле), а один ключевой событийный момент — когда их самые сложные воспоминания, контрольные точки жизни, предстают перед ними в том свете, что их можно изменить, выбор можно сделать иной, все исправить, изменить, переосмыслить — они повторяют то же самое, делая свой выбор в прошлом второй раз, о нем не жалея, его не отменяя и не пытаясь все исправить. Прошлое есть, но сожаления к прошлому нет, выбор уже был сделан, и значит именно он и есть правильный.

Сюжет.

Несмотря на то, что текст делится на четыре части, сюжет для меня поделился на три. Собраться всей прекрасной компанией, дойти до миссии, там круто развернуться градусов эдак на 150 и третья — довести дело до конца. Темп крайне высокий, и то ли из-за него, то ли из-за еще каких особенностей создается ощущение, что роман кончился быстро, и сам по себе он кратенький — эдакая галочка сюжета.

И да, всюду драки-перестрелки-снова_драки, в большинстве случаев на грани способностей, жизни, положительного исхода.

Язык.

Скупо, только по делу. Ближе к концу в духе эпичных фильмов даже язык мешается пополам с пафосом.

Концовка.

С одной стороны, история закончена, сюжет свернут, изменения в героях завершены на понятных этапах. Но с другой стороны, намеки на продолжение таки жирные, на совсем другую историю, но тем не менее.

Сильные места.

В сравнении с другим романом скилл развешивания ружей можно считать полученным. Удивление вышло приятным.

Весьма интересными вышли диалоги и с психологической и с философской точек зрения. Фактически, это здорово разбавляет драки чем-то «на подумать».

Слабые места.

Ради частенько говорит на хинди. И так совершенно случайно вышло, что я хинди не знаю вот совсем. И случайно может выйти так, что почти никто из читающих хинди знать не будет. Так что решительно не хватало сносок с переводом.

Все, что можно объяснить и теоретизировать — объяснено и теоретизировано, от генетики эльфов до почти что устройства ядерного реактора. При этом теоретизирование существования стриглов как бэ есть, но конкретно эта теория для меня осталась под вопросом (без информации извне толком не разберешься).

Наверное, я очень старомодна. Но я нежно и трепетно люблю атрибуцию в диалогах, без нее диалогам «мерзно». В силу весьма бешеного темпа повествования большая часть диалогов атрибуции не имеет от слова совсем.

Также было выловлено несколько изоподов, но дабы не плодить их тут, они будут переданы в комментарии к тексту.

Какой у книжки вкус? что, опять солдатский сухпаек? только на этот раз есть даже десерт суфлешечный — милота, а не отношения одной парочки.

Какое послевкусие? я отчетливо помню, что в некоторые моменты повествования прерывалась просто чтоб подумать, эдак пофилософствовать. Воспоминания об этих паузах стерлись, в цитаты длинные-предлинные диалоги не поставишь, оно осталось за ширмами драк и погонь, но оно все было, может, что-то захочется повторить и обдумать еще.

Цитаты.

—… Честно говоря, я сама вызвалась отвезти тебе деньги — давно хотела посмотреть на знаменитого неуловимого Алекса Корда. Не расскажешь в чем твой секрет?

— Я никому не верю.

— У тебя это случайно еще не с тех пор когда ты считал себя умнее всех?

— Я и сейчас умнее всех.

— Нет, ты самый умный. Это немного разные вещи.

— Новый мир, новый мир… А верить по-прежнему никому нельзя.

— Да, новый мир. — улыбнулся эльф. — Но любой новый мир начинается с нового тебя

Да, может, ты и проигрываешь свою борьбу с самим собой, но ведь об этом никто не знает.

Итоги.

Что мы имеем в итоге. Фантастический боевик с элементами философии, психологии и внезапно даже романтики. Не считая последних нескольких эпизодов — не изобилирует пафосом. В общем, читать было приятно, но ощущение коротенькой истории не покидало.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль