анс. Рецензия на роман Фиал "Круг замкнулся"
 

анс. Рецензия на роман Фиал "Круг замкнулся"

+16

Фиал «Круг замкнулся»

 

Я тут давеча в постах околоконкурсных обмолвился, что произведение сие как-то изменило моё мировоззрение, ну или не совсем мировоззрение, но виденье текстов и шкалу приоритетов. Так оно на самом деле и было. произведение это я прочитал пятым из конкурсных, честно и от начала и до конца, это потом уже я попытался типа схалтурить, типа пролистывая и читая по диагонали. Не, по диагонали-то я читаю всегда, но не все тексты.   Режимам скорочтения и «сканирования» обучен, в этих режимах читаю публицистику и научно-техническую, всякие нон-фикшны, а художественную не, не читаю, и вообще-то, когда такой режим на художке включается, я сильно злюсь. На себя, на автора тоже, и ещё на обстоятельства, типа заставляющие меня типа «проглатывать» — вспомнил словечко из детства, когда меня упрекали, что я не читаю, а «проглатываю».

 

К произведению это как бы и не совсем относится, но это повод, а «не дай мне повод» — мне же хотелось подискутировать с оппонентами, и лучшей площадки, чем рецензия на произведение организатора конкурса сыскать трудно, пусть автор произведения поймёт меня правильно.

 

Так вот, в комплиментах и реверансах рассыпаться я не буду, надеюсь тот мой «обзор» многие читали, рецензию, как «критику» в смысле ругачки на автора и текст мне писать не интересно, тем более, что и этот текст, и все остальные конкурсные работы ругать в общем-то и не за что, мелкие недочёты отнюдь не повод, и найдутся добрые люди, помогут подправить и отшлифовать. Я не об этом.

 

Я, собственно, о том, что и у нас в МП и на многих других подобных площадках во главу угла обычно ставят две вещи: интересно рассказанную историю и правильный грамотный выразительный язык. Я не спорю. Но, увы, не это главным считал и считаю.

 

И не идею я считаю главным, не фабулу, не сюжет, не персонажей. Не жизненность или достоверность даже, вовсе нет. Главное ( и единственное), что делает произведение не штамповкой а штучным товаром ручной работы – это резонанс. Читателя с писателем, читателя с произведением, произведения с социумом, поэта с толпой. Но. «Резонанс бывает разный, а не знаешь – не толкуй» — перефразирую так юмористически Твардовского, это чтобы сразу всем и всё стало понятно, вот.

 

Так вот, я-то считал, что «вызывать резонанс» я умею, моё комсомольское прошлое «агитатора, горлана, главаря», двадцатилетний пидагогический стаж и успешно реализованные пи-ар проекты давали мне основание полагать, что на этом я собаку съел, плюс какая-никакая «продвинутость» и даже признанность на поэтическом поприще. Плюс… всё перечислять? Да ладно, чо я всё о себе да о себе. Пора и о произведении.

 

Тут я вдруг (!) увидел резонанс другой. Такой, какой я делать не умею. Я как бы даже раньше и не знал, не придавал этому значения, не, придавал, конечно. Но никогда не ставил во главу угла, никогда не акцентировался, типа – получилось, ну и получилось случайно, а нет – и не надо.

 

Я, собственно, вот о чём: существуют две точки зрения. Первая: «сколько ни говори «халва» – во рту слаще не станет». И вторая: «если сказаль «лимон» во рту станет кисло». У некоторых. С развитой фантазией. Другим надо расписать, как этот лимон разрезается на колечки, как на них выступают капельки, как колечки посыпать сахарной пудрой. Чтобы стало кисло-сладко, какой при этом аромат витает и щекочет ноздри… и всё. Рот наполнился слюной. А желудок начал усиленно выделять желудочный сок в предвкушении встречи с лимонной кислотой.

А есть ещё и третья точка зрения. «Ом ма́ни па́дме хум». Ну вы поняли.

 

Так вот, в произведении автору удалось убедить читателя, меня то есть, в переживаниях персонажей. Не просто констатацией: «Стел испугался», Белянка замёрзла», «Рокот разозлился», «Вьюнок испугался»… а именно так и тем, как в вышеприведённом случае с лимоном, что сопереживание этим самым персонажам переходит на какой-то другой, ментальный или какой уровень, когда от страха почти физически у читателя, у меня тоесть, трясутся колени, от голода сосёт под ложечкой, а от ожогов образуются стигматы… ладно, пока не образовались, но могут и образоваться.

И это именно то, что отличает данное произведение, и мне хочется, я буду читать это и перечитывать, чтобы понять, как это достигается, и может быть тоже научусь, хочу научиться.

 

Об остальном, об этом произведении рецензий написано много, я с большинством согласен, есть за что автора похвалить, есть за что и ругнуть несильно.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль