Анна Алмазная (Мелоди). Рецензия на роман Шани "Сказка"
 

Анна Алмазная (Мелоди). Рецензия на роман Шани "Сказка"

3 августа 2015, 10:31 /
+36

Шани «Сказка»

Этот роман бытовой. Отстранено, будто так и надо, в нем показана изнанка нашей жизни. Не, не самая грязная, потому что могло быть хуже. Мы знаем, что могло. И мы знаем, что именно такая «жизнь» может скрываться за внешне красивым фасадом. Днем — идеальный воспитатель, который делает все, чтобы его воспитанник как можно лучше подготовился к элитной школе. Ночью — любовник.  

Мы говорим не о красивой девушке, которая уже пересекла возраст, когда «можно». Не о взаимной страстной любви. Мы говорим о извращении, о мальчике, ребенке, который попал вот в такие условия. Потому что выбора не было.

Автор никого не осуждает в своем романе. Не смакует интимных подробностей или извращений. Автор просто показывает как бы со стороны, давая делать выводы читателю. И хочешь, не хочешь, а выводы сделаешь. Куда ж ты денешься.

И том, что мальчик один раз выбрал такую жизнь. Сам.

И о том, что мальчик все же не пошел по наклонной, потому что второй раз выбирать тот же путь отказался.

И о том, что этот же мальчик чуть ли не с кулаками набрасывается на своего приятеля, когда узнает, что тот ворует. Некрасиво же. Набрасывается, когда обоим нечего есть, негде спать, и как кровь из носу надо попасть в нужное место… и сам герой болен и едва на ногах стоит.

И трогательная подробность… потеряв все, герой из последних сил тащит на себе… книги. И его товарищ не ругается, не кричит, чтобы тот книги выбросил, воспринимает эту «дурь» как должное… а у меня при прочтении сердце сжимается…

К этому мальчику на самом деле грязь будто не липнет… его жаль. Не потому, что он вечная жертва, не потому, что он себя жалеет, не потому, что его жалеют окружающие, а просто по-человечески жаль. Потому что такая тяжесть на детские плечи…

А только ли на детские? И только ли на его? У его приятеля тоже внешне идеальная семья. И место в элитной школе ему купят, и игрушки, и на фрайере покатают… и все, что угодно. Внешне. За фасадом — по морде за каждый проступок. Еще один пример «идеальной внешне жизни».

А внешне она у всех героев идеальная. И у матери, которая скрывает свою больную дочь. И у ее мужа, что держит в себе боль и стыд, потому что не хочет такой дочери. Человеческая боль и безысходность… которой так много в этой жизни.

И не только человеческая, но и социальная. Когда те, кто выше, просто так, одним махом, решают что столькими-то людьми можно пожертвовать, ради общего блага.

И жертвуют.

Роман читается тяжело. Во-первых, именно из-за этой безысходности, обыденности, с которой показаны достаточно страшные вещи. Во-вторых, потому что героев много, и кажется зачем, но постепенно мозаика складывается в общую картину. Тут лишних нет. В-третьих, потому что как и предыдущий прочитанный мной роман, тут тоже все обрывается на высокой ноте… Нет жирной точки. Есть та же страшная обыденность — мы смотрим на трагедию и понимаем вдруг, что и эта трагедия — обыденность.

Сколькими жизнями «жертвуют» стоящие у власти, ради высокой цели?

Но… мы читаем фантастику, не так ли?

Это тот случай, когда именно благодаря фантастическому жанру вылезают проблемы конкретно нашего реала. Мы можем отвлечься от «как вы можете, такие вещи не могут происходить в нашем городе, в нашей стране, на нашей планете», или «почему этот педофил китаец? Или вы думаете, что все китайцы...» или «наше правительство никогда такого не сделало бы, вот мои родители при таком-то жили совсем не так».

Никакой привязанности к месту, к национальности, к религии, к времени и прочим атрибутам. Ничего, к чему можно было бы прицепиться, чтобы оправдать свой гнев — как автор мог? Герои интернациональны, вокруг — выдуманный антураж, который, впрочем, так похож на наш, нет правителей, реальных, которые в книге поступают низко…

И все, очищенное от нашей стереотипной шелухи, становится более выпуклым. Более реальным. И от этого еще более страшным. И на фоне всего этого герой кажется хрупким цветком, распустившимся в глубокой луже. Цветком, который очень хочет попасть в оранжерею… Но мы-то уже, благодаря автору, знаем, какие «цветы» в оранжерее выращивают. Оттого опять же остается на языке привкус безысходности.

Честный роман. Простой в своей искренности. Оттого сильный и болезненный.

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль