Роман здесь: writercenter.ru/library/fentezi/roman/froanhelskaya-bitva/
Уточняю – текст читался на Литнете, чтобы не дергать автора просьбами о доступе.
Кстати, всегда интересно было – зачем закрывать часть текста на одном ресурсе, а на других давать его целиком?
Рецензий снова будет несколько, по уровням текста. Мне, право слово, неловко – после всех восхвалений выкладывать свои мысли про приземленные штуки вроде биомеханики, гормонов и психологии, но, может быть, кому-то они пригодятся.
Восхвалять, несомненно, есть за что. Но мне не хватило в тексте битвы и эпического фэнтези.
Роман мне понравился. Именно поэтому так грустно было с разочарованием закрывать вкладку браузера. Обещали эпичность и битву – а выдали только обвм (очень богатый внутренний мир, определение истории переживаний героев).
Мы не в войну и этикет играем! Это про ОБВМ! ©
1. Уровень общих впечатлений и мира
Мое основное эмоциональное впечатление — мрачный дождь, раскисшая дорога, темные палатки, пропахшие мокрым дымом. Бессилие, грусть, боль и разочарование. Иногда – проблеск солнечного луча, гордости или радости. А затем все заново. Слякоть, грязь… Но, как ни странно, это ласковый и добрый мир. Мир, в котором хочется оказаться – конечно, с магией, мечом и правом на трон.
Текст атмосферный, плотный, он погружает в мир, размышления и эмоции героев. Написано так, что вполне можно залипнуть надолго. Отрываться не хочется, все объемно, живо, дышит, ходит и разговаривает.
Роман отчетливо делится на эпизоды, каждый из которых напитан эмоциями и впечатлениями. Бери любой – и это почти готовый рассказ-зарисовка, с завязкой, развитием, кульминацией и финалом. Ярких, атмосферных цитат можно с каждой страницы брать в любом количестве – фразы выверены и отточены.
Текст затягивает, обволакивает магией нитей и слов. Когда книга заканчивается – даже немного жаль. Хочется обратно в мрачную дождливую сказку. За россыпью чувств и образов не сразу понимаешь, что уровень проработки мира намного превосходит все остальное.
Но – и в этом проявляется истинное мастерство автора – недоработки почти не заметны. Потому что мир, и магия, и чувства, и ОБВМ затмевают все. Задумываться вообще не хочется – хочется жить в военном лагере, колдовать и вести задушевные беседы в любой ситуации.
Текст замечательный. Рефлексия персонажей прекрасна. На их фоне все остальное теряется.
Дальше — те самые «неловкие подробности». Фанатам романа их читать не стоит.
2. Уровень матчасти
Уровень проработки военной части романа можно описать цитатой:
«Тоненькая и с виду невероятно хрупкая — дунь, и рассыплется, — она едва доставала макушкой Демиону до груди. В ней силы было чуть-чуть, не сравнить со взрослым мужчиной, но она и не пыталась сражаться «на равных».
Меньший вес делал её лёгкой, подвижной и невероятно быстрой. Сжимая обеими руками гердеинскую саблю, она умело держала дистанцию, чуть что, моментально переходя в контратаку. Стальное остриё так и норовило вгрызться в беззащитный бок, догнать при развороте и ужалить.
Талиан сам предпочитал саблю другим видам оружия: за её лёгкость, прямой меч был тяжелее раза в два, за ощутимую прибавку в скорости и особую технику, не позволявшую ставить блок, принимая удар на нижнюю часть клинка — только ускользать.
…
Девушка дышала глубоко и часто, выдерживая ритм с точностью барабанщика с нижних гребных палуб, и уставала заметно медленнее Демиона, хотя с течением боя в её движениях тоже появилась сдержанность: колющие удары остриём клинка не растеряли точности, но стали экономнее и проще, будто вполсилы.
А вот Демион постепенно выдыхался»
Это об очень крутой воительнице, не проигравшей ни одного поединка.
Остальное в том же духе. Кто в теме – тому хватит. Кто не в теме – не заметит. И не надо.
Сабли не держат двумя руками. Двуручная сабля – штука редкая, в основном — кадавр из большого ножа, использовался ландскнехтами. Она тяжелая, как и любая двура. Работать ей на высоких скоростях – значит, выдохнуться довольно быстро (если ты не большой дядя, да и тем сложновато – они ее на поле боя использовали, а не в дуэлях), а у нас не дядя, а тощая тетя. Да, восточники работали аналогами на больших скоростях – но там суть была в одном точном ударе, чтобы хрусь-пополам. И западники этих выпендрежников очень часто рвали на тряпки. Так что в описанном бою преимущество в скорости и выносливости не на стороне дамочки (см. реконские видосы про сабельные бои).
Аналогичные косяки с логистикой, окапыванием лагеря, количеством фуража, обозами и их обитателями, обеспечением охраны – еды – жизнедеятельности командующих (и императора!), порядках на марше и т.п. Если начну расписывать, получится трактат о средневековой войне, что для книжки про обвм совершенно не важно.
Сама битва в романе не описана никак. Главный герой в ней не участвовал, его заперли в сундуке. Он телепатически связался с сестрой и помогал ей в обороне замка (сначала стрелять, потом колдовать). Но о Фроанхелькой битве мы узнаем только количество потерь. А жаль, в прологе была надежда на что-то вроде Бренны Сапковского. Для ОБВМ – пофиг, а те, кто поведется на название, будут грустить. Мне вот взгрустнулось.
3. Уровень персонажей
Роман похож на описание ролевой игры с качественно сделанными моделями и фоном. Персонажи получили вводные и пытаются действовать в их рамках, но собственная рефлексия и опыт не дают им качественно «отыграть» роли. Как будто в последний момент слились ключевые игроки, и на их место взяли первых попавшихся людей, не озаботясь даже минимальным соответствием характеров.
Мальчик – император-воин-маг в пятнадцать лет демонстрирует не подростковый протест и бурю тестостерона (учитывая его дуальность с кастратом, тестостерона там должно быть на двоих), а рефлексию, стеснительность, робость и послушание, больше присущие тихой девочке с освобождением от физкультуры. Иногда он вспоминает: «Ой! У меня же меч есть! И я умею им пользоваться!», но довольно быстро уходит обратно в рефлексию.
Он постоянно ноет и стесняется. Извиняется, боится обидеть, хлопает глазами и ждет одобрения. Ладно, он не очень умный – об этом нам автор говорит открыто несколько раз. Но – где мальчик?! Где коллега короля Артура, Дмитрия Донского, Петра I и Людовика XIV?! Они все начинали в похожих обстоятельствах, но если бы стали разматывать сопли, как герой – закончили бы быстро и бесславно. Жил-был некий Карл Петер Ульрих…
Два самых ярких примера.
Эротическая сцена. Мальчик читает книжку. Девочка, которая ему нравится, совращает раба. Мальчик грустит и уходит, потом возвращается, убаюкивает раба, которому приснился кошмар, и занимается сексом с девочкой.
Император. Крутой боец. Маг. Претендент на лидерство в армии. Наглухо забывает, что существует какая-то гордость. Просто, простите, трахает подружку после приятеля, как на школьной вечеринке из фильмов Brazzers.
Этот поступок вписывается в ранее обозначенный ОБВМ и нытьё, но не в характер юного воина. Представим, например, Артура, Ланселота и Гвиневеру… В канон Мэлори или Мэри Стюрт это не влезает никак, зато в ОБВМный фанфик – запросто.
Второй пример – попытка убийства Анлетти. Чувак зарезал близкого мальчику человека. Мальчик страдает. Втыкает в убийцу ножик, бежит куда-то, а потом видит – нет, жив, гад. И начинает с ним общаться.
Если у нас мальчик 15 лет, воспитанный воином – в такой ситуации в нем должна быть, прежде всего, ярость. Плакать он потом будет, над курганом. А сейчас – не добил?! Добить падлу! Немедленно!
Нет у тебя меча (Воин?! Крутой воин почти на поле битвы?!) – ладно. Древко вражеского знамени подбери, и отхреначь убийцу дубиной. Магией шибани. Да сделай ты что-нибудь, а не поджимай хвост!
Но нет.
Он ведет себя, как упомянутая выше стеснительная девочка перед мамой, прогнавшей приблудного щенка. Щенка жалко до слез – но это же мама! Надо слушаться. Она лучше знает…
Да, именно мамой. Отношения Талиана и Анлетти определенно детско-родительские, но (простите!) отчетливо женские. Засунуть в сундук, любым способом не дать себе навредить – пахнет материнской гиперопекой.
Темному тану тоже тестостерона не подвезли (но ему можно, он в детстве девочкой был).
И это – охренительно для ОБВМ. Рефлексия, высокий пафос и т.п. в женском исполнении получается ярче и круче. Дамы обычно гораздо более осознанно относятся к своим чувствам, формулируют лучше, через женские эмоции намного проще показывать богатства внутреннего мира.
Даже эпичная сцена с воплями «да я вам тут победу обеспечил!», написанная прекрасно, ярко и отчетливо – сцена девочковой подростковой истерики маме. «Я все сделала правильно, посуду помыла и ковер пропылесосила, а ты меня не пускаешь гулять!»
Все слова Талиана в момент махания кулаками после драки (простите, мечом) можно перевести как: «Я никого не убил, и неубитые сегодня победили».
И тут – опять провал.
С какой радости армия так приветствует мальчика, весь бой просидевшего в сундуке? Или Фариан так круто вел войска, что они все думают – император молодец? А про сундук не в теме?
«Я не убил, и он победил» — для чуваков, только что сражавшихся, убивавших и терявших друзей – не аргумент. Кто победил – тот и молодец. А то давайте-ка в императоры повара нашего определим, мы б без него все сдохли с голодухи. Или лекаря. Он-то точно всех спас.
С остальной психологической мотивацией та же история. Если продолжать – снова получится простыня на много страниц, так что остановлюсь на главном герое. Хотя там все хороши.
Но – на все перечисленное можно запросто наплевать с высокой колокольни.
Внезапно, да.
В книжке про ОБВМ матчасть, психология, обоснуй – не важны. Важны эмоции, четко вписавшиеся в целевую аудиторию. Яркий, цепляющий текст, за которым уже ничего не видно.
Никто не ищет особой логики в фильмах Марвела – там высокопробнейший ОБВМ на фоне эпичных драк. Здесь примерно так же.
Разве что все-таки не хватает драк.
В эпическом фэнтези «Фроанхельская битва», увы, нет эпичной битвы.
Зато есть проработанный мир, масса эмоций и размышлений.
Чем она и хороша.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.