writercenter.ru/blog/final/sem-sad-zemnyh-naslazhdeniy.html
Почему я вообще начинаю читать ту или иную книгу? Или почему, проскакав несколькими фрагментами «по диагонали», ухожу и больше не возвращаюсь к этому автору?
За долгие годы запойного чтения у меня выработалась система поиска по «трем искоркам».
1-я искорка: Язык и стиль текста — это первое что я вижу, ибо любой рассказ можно рассветить и расцветить манерой изложения.
Или напрочь укокошить только-только зародившийся интерес
2-я искорка: Идиомы, фразеологизмы с авторскими словечками и оборотами. Возможно, неожиданный поворот сюжета или характера. Нюанс развития или взгляда. Нечто индивидуальное, привлекающее именно у этого писателя.
3-я искорка: Общая идея произведения — может быть мне совершенно чужда, но и чуждое может быть интересным.
По всем трем пунктам Сад попадает в яблочко и тащит меня читать.
Язык и стиль? Ничего не могу с собой поделать, но тут будет штампище штампованское, но иначе и не скажешь: Сэм пишет поэтическую прозу. Его тексты поют и манят внутренней мелодикой. Да, я, видимо, смогу прочитатьдаже книгу рецептов по бальзамированию тысячелетних мумий в его изложении. И, да, я таки люблю не все его книги, однако Сад сразу же стал любимым. Сразу за «Омен Фати».
Читаю его с момента публикации первых глав и не могу вдосталь нарадоваться: всё как доктор прописал.
Это вторая книга Сэма, написанная в настоящем времени. Что дает с одной стороны непривычный эффект документального присутствия и в то же время как бы подчеркивает нереальность происходящего. Сначала меня это царапало, но после «Омен Фати» (а-а-а-а!!! Обожаю ОФ!) уже пошло легко и естественно.
И тут есть еще один интересный момент. Читая книгу с момента создания и наблюдая за предлагаемыми правками, иногда хочется кинуть тяжелым предметом в критика. Зачастую предлагаемые варианты исправлений лишают повествование индивидуальности, загоняют его в рамки сухо-стандартно-словарного занудства. А текст у Сэма необыкновенно живой. И как живое существо, не может быть идеально выглаженным и отполированным. Мелкие заусенцы и, возможно, неправильности текста с точки зрения словаря тут играют как родинки на дорогом лице — придают неповторимую индивидуальность и тот шарм, за что и ради которого я возвращаюсь, читаю и перечитываю.
И тут пришло время сказать немного о сюжете.
Что такое мысль? Это функция мозга. А мозг — это конструкция из клеток, оживленная электроимпульсами и химическими процессами. Что такое изобретательство, как не бесконечный перебор возможных вариантов и комбинаций известных данных, что есть сродни поиску компьютором неизвестного пароля? Можно ли создать Искусственный Интеллект? А может ли ИИ сам что-то создать?
И вот уже ИИ перебирает известные данные, комбинируя генотип своего создателя, пытаясь створить мозг, необходимый для завершения поставленной многие лета назад задачи. Задачи, для которой этот ИИ и был создан людьми. А люди? Люди слишком мало живут… Ребенок рождается, не зная ничего. Вырастает и умирает, только-только успев отщипнуть пару крошек от огромного пирога знаний, накопленных предками. И вот уже на пороге новое и, опять ничего не знающее, поколение.
Как сохранить знания? Будут ли помнить свою цель и истоки люди, заключенные в маленький мирок спасательной станции? А может весь наш мир — это такая спасательная станция? Это наше будущее? Или прошлое?
Жизнь в фантастическом допущении далекого космоса передана исключительно реально. Она такая, какая есть прямо тут, у нас под носом: вроде бы у каждого есть свобода выбора, а все равно мы бегаем по узенькой проторенной дорожке бытовой рутины и ни шагу влево-вправо…
Ограничения доведенные до экстрема фандопа, но люди умудряются их не видеть, засосанные банальностями воих жизней. Ну и что, что их мир это замкнутый мирок временной станции? Наша жизнь — это яркий пример таких замкнутых мирков: где огромная вселенная, а где мы с нашими однообразными буднями.
И кажется, что геройство это там, только в кино… А оказывается незаметная на первый взгляд бытовая мелочь может разрушить все или наоборот, дать надежду всему человечеству, которое с одной стороны вроде бы огромно, а с другой это клоны, клоны и вариантов так мало и они так уязвимы, как жизнь сама.
Незаметная философия и неожиданная публицистика. Сэм умеет удивить. Его книги с кажущейся простотой открывают проблемы далекого будущего, которое оказываются неожиданно близкими нашему ежесекундному бытию. Браво, Сэм! И спасибо!
Это было здорово.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.