writercenter.ru/blog/final/zarubin-aleks-kulturnye-osobennosti.html
«…Как мысли чёрные к тебе придут,
Откупори шампанского бутылку
Иль перечти “Женитьбу Фигаро”».
А вот по «Культурные особенности» я бы сказала иное:
Если тоска тебя заела и все вокруг достало, пройдись под парусом на закате по легкой зыби над Гольфстримом или прочти Зарубина «Культурные особенности». С самого начала текст вызывает в памяти танец. Какой? Фламенко! Танец пламени. Пламени от короны свирепой звезды, пламени лагерных костров культуртрегеров на планете «Счастье», пламени костров инквизиции (или тени тех костров), разящего пламени боевых лазерных бластеров вполне реальных инсургентов и противостоящих им наймитов злостных империалистов-работорговцев. В этом романе с легкостью и изяществом уживаются все. И подчиняясь замыслу автора, причем совершенно не явному для читателя, исполняют свои партии в прописанной с блеском партитуре космооперы! Я всегда считала, что термин космоопера условен. По типу – мыльная опера, Лыр, ЛитРПГ… А вот Александр Зарубин проявил некоторую наивность в понимании термина. Взял, да и написал-таки Оперу и Космическую вполне. И это стоит прочтения, честное слово. Вот, примеру: язык и стиль:
Пять лепестков, пятьсот метров тонкой пленки силового поля растягивались от кормы его старого, потрепанного жизнью грузовоза. Поток энергии от короны свирепой звезды бился о них, разгоняя корабль. Бился, мигал искрами и всполохами света — зелёными, как леса тары, жёлтыми и оранжевыми как солнечный восход и ало-багровыми — как текущая по ножу струя крови. Пляска энергий трепетала, узор искр не повторялся никогда…
Или:
Волны толкались, били бэху в скулу, кидая Эрвину в лицо брызги и струйки воды. Ветер свежел, солёный, пахнущий йодом и солнцем. Эрвин довернул руль носом к волне и добавил газ — теперь бэха не плыла — почти летела, скользя плоским днищем с одного пенного вала на другой. Солнце слепило, било прямо в глаза, раскидывая по морю яркие полотнища дорожек и отблесков.
Или:
Звездный свет задрожал на ресницах, губах вкуса теплой ночи, перца и пьянящей тари. Задрожал, вспыхнул костром, пробежал слепящей волной от ее губ по венам. Мысли смыло и унесло прочь из головы. Миа прервала поцелуй, откинулась, рубашка с тихим шорохом поползла с ее плеч. Эрвин затаил дыхание, сморгнул дважды, глядя, как мерцает и горит колдовским светом кожа. Серебряная диадемой на лбу вспыхнул далекий Архенар, берилловой искрой разметалась между острых ключиц таинственная голубая Спика. И алый, зловещий Аздраг — прицельной точкой под налитой грудью.
В общем, язык и стиль вполне авторские, наработанные, четкие. Текст плотный, упругий, ритмичный, пульсирующий, живой. Классный текст, одним словом.
Герои: яркий пример того, как умело и даже утонченно автор пользуется широкой палитрой самых ярких красок для описания своих героев и персонажей. Все, кто даже на краткий миг, на эпизод, попадают в поле зрения читателя, запоминаются. Все индивидуальны и даже если условны, все равно реальны. Вот как такое может быть? Просто не понимаю. Ясен пень, что человек с именем Дювалье, обладает целым рядом вполне определенных негативных характеристик, которые автоматом вспыхивают в памяти даже не очень продвинутого читателя. Точно так же, как и Самоса, Батиста, Пиночет… Но представьте, когда этот самый, Дювалье, во всей красе престанет перед вами, вы позабудете о штампах и предписанных статусах. Вот он каков:
Вот черт же побери, как Зарубину удалось заглянуть под череп социопату, диктатору, гадюке подколодной и внезапно расположить к нему своего читателя. Так вот оно как! Вот оказывается почему у человечества такая пестрая история… Ну, ну… Ай, и ладно! Прорвемся! Потому, что есть и всегда будут такие как Эрвин, Ирина, Пегги, Эмми, да и даже ДаКоста. И как правило, господа Дювалье, никогда не принимают их в расчет. Ну что тут скажешь. Социопат, он и в Афри…, на планете «Счастье» социопат, и куда ему с его узконаправленной, хоть и вполне безупречно направленной интриганской головой против тех, кто действует по наитию и по велению сердца. Не выращивая мысленно никаких деревьев возможностей. Просто приходят и действуют. И все у интриганов и диктаторов вдруг летит к чертям.Дювалье замер на миг, откинулся в кресле, закрыв глаза. Дерево возможностей встало перед глазами. Дерево будущего. Его, Жана-Клода Дювалье возможного будущего. Возможности, что ростки — растут, ветвятся от каждого семени — события. Что деревья — пускают побеги и листья сплетаются, опутывают всех участников большой игры. Здесь на этой планете.
Флотских. Госпожу губернатора — тут Дювалье улыбнулся. Слегка. Одними губами. — Крестовых из Сан Торреса, тысячеглазый бы побрал черных пасторов и их ручных дикарей. И их капеллана. Но этих опутало плотно, не вырвутся. Даже глупая ошибка на днях дала всходы — хорошие, крепкие ветки вероятностей. И они тянутся туда же, к успеху. Как к солнцу.
Короче, я думаю, вы меня поняли. Герои и персонажи всем нам вроде бы привычны. Мы с ними с одной планеты «Приключение», знакомой с детства. Но и по-новому прекрасны, продуманы и вполне отвечают каждый за свою партию. Опера же!
Сюжет. Выстроен, закручен как надо, многолинеен и в то же время подан так, что линии все интересны и увлекательны.
Отображение. Явственно вижу все и Пространство и лес, и плантации, и море и сушу и их обитателей, и мир цветной, яркий, живой и живущей своей неповторимой жизнью.
Отличный роман, то есть космоопера получилась у Александра! Спойлеров не будет. Лучше прочитайте.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.