Вадим Панов: «В эпохе стимпанка есть нерв» 20.07.2012
 

Вадим Панов: «В эпохе стимпанка есть нерв» 20.07.2012

0

Источник

 

— Вадим, ваш самый успешный цикл, безусловно, «Тайный Город». Понятно, почему эти книги с таким энтузиазмом приняли москвичи: много узнаваемых реалий, легко погрузиться в этот мир с головой… А чем вы объясняете успех цикла у жителей других городов, других стран, у людей, которые в Первопрестольной сроду не бывали?

 

— Полагаю, тем же самым, чем можно объяснить успех «Властелина колец» у тех, кто сроду не бывал в Средиземье, или же успех «Дюны» у людей, чье путешествие на Арракис под большим вопросом.

 

— В «Герметиконе» вы используете элементы стимпанка, он же «паровой панк». Не кажется ли вам, выпускнику МАИ, человеку с отличным инженерным образованием, что повышенный интерес читателей к архаичным технологиям, ко всем этим паровым компьютерам и боевым дирижаблям, свидетельствует о деградации общества? По крайней мере, научно-технической? Или, как минимум, об определенном застое?

 

— При чем здесь общество?

 

Интерес к Толкиену свидетельствовал о наступлении в Европе и Америке дремучих времен идолопоклонничества?

 

Стимпанк в первую очередь эпоха и люди.

 

Эпоха, в нашем исчислении конец XIX — начало XX века, — это время героев и первооткрывателей, время сильных людей, бесстрашно идущих навстречу опасностям. Примитивная техника, отсутствие нормальной связи (представляете, не было мобильных телефонов и спутниковых навигаторов!), зато на картах полно белых пятен. Это время познания мира, время свершений… Истинные герои стимпанка — люди бесстрашные, рисковые и благородные. Но есть и антигерои: те, кто продавал опиум жителям целых государств и придумал первые в истории лагеря смерти. И наличие антагонистов подводит нас ко второму значимому элементу стимпанка: общество этой эпохи находится на изломе. Власть постепенно переходит от аристократов к буржуазии, идет слом старого и строительство новой системы.

 

Другими словами, в эпохе стимпанка есть нерв, есть отличный материал для литературных экспериментов, а уж тем более — для фантастических экспериментов.

 

Вот что интересует меня в стимпанке. А вовсе не «огромные человекообразные паровые роботы».

 

— Сравнительно недавно ваша серия «Анклавы» превратилась в межавторский цикл. Не боязно было отдавать свое детище в чужие руки? Мало ли что там наворотят другие авторы...

 

— К счастью, «сравнительно недавно» — это более двух лет, кое-какая статистика появилась. Вышедшие книги были благосклонно приняты читателями, мир «Анклавов» заиграл новыми красками, стало понятно, что произошло после Катастрофы, кто выжил и как, а самое главное — куда движется мир. Мне нравятся эти истории и я рад, что я не один такой.

 

— В 2011 году вы с романом «Праймашина» поучаствовали в запуске межавторской серии по мотивам компьютерной игры «Prime World». И это при том, что у вас за плечами солидный багаж, два десятка популярнейших книг, куча литературных премий… Получается, правы те, кто утверждает, что у молодого фантаста есть сейчас два пути: или на сайт «Самиздат», или в издательский «проект»?

 

— Конечно не правы. Как может быть прав хор? Толпа? Стадо? Когда я начинал, все тоже говорили: или в «Самиздат» или в «формат», чтобы книга вписалась в серию (они тогда играли роль межавторских проектов), а я написал «Тайный Город», к которому издатели приделали бирку лишь с третьей попытки. Еще раньше авторы писали в «Конана-варвара» и «Секретные материалы», весь Питер, если не ошибаюсь, в едином порыве. Тоже считалось, что без этого никуда. А еще раньше говорили, что есть один выход: писать «в стол», но ведь появился Павлов… Люди сами выбирают дороги и мир вокруг — он одинаков для всех, так что если что не получается — подойди к зеркалу и увидишь причину своих проблем.

 

— Вы не только писатель, но еще и бизнесмен. Какие принципы «делового человека» пригодились вам как писателю? И пригодились ли вообще?

 

— В первую очередь: навыки общения с людьми, мотивация, проблема выбора. Бизнесмен должен хорошо разбираться в людях, уметь «нарисовать» образ собеседника, желательно без ошибок, понять, что им движет. У писателя примерно та же задача. Если герои книги действуют исключительно согласно воле поддавшего пивка графомана, эта история мало кого заинтересует. А вот по-настоящему цельные образы запоминаются крепко. Следующее: умение выстраивать беседу в нужном ключе, потому что большинство писателей предпочитает длинные монологи. Следующее: умение выстраивать планы дальше, чем на один шаг, для хорошего романа это необходимо. Следующее… Я вас не утомил?

 

Справедливости ради следует отметить, что есть писатели, которым удаются эти пункты и без опыта в бизнесе. Но их крайне мало.

 

© Вадим Панов, Василий Владимирский, 20.07.2012

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль