Первые рассказы Максима Макаренкова «Крепость», «Отказник», «Я и Лёшка» были опубликованы в конце девяностых в журнале Б.Стругацкого «Полдень ХХI». В 2008 году в Издательском Доме «Ленинград» вышла первая книга Максима Макаренкова «Ангелы крови».
— Расскажите, как Вы пришли в литературу, с чего всё начиналось.
— Я очень рано научился читать и с детства читал взахлёб всё, до чего руки дотягивались. В какой именно момент решил написать свой первый рассказ — уже не помню. Было это, кажется, после того, как я почитал тексты, выложенные на сайте «Скрижали». Был такой популярный в свое время литературный ресурс… Как бы то ни было — я отослал редактору сайта текст, а он его выложил. И я начал писать дальше: оказалось, что слова складывать получается.
Однажды, нашел в Сети е-мейл Бориса Стругацкого и, обмирая от собственной наглости, отослал ему два своих рассказа. Рассказы Борис Натанович разнёс, но счел пригодными к публикации. Так, в «Полдне» появились «Крепость» и «Отказник», за которые мне даже заплатили гонорары.
Это придало мне определённой уверенности, когда я решил менять сферу деятельности. В 30 лет понял, что занимаюсь совершенно не тем, чем хочу, плюнул на всё и отправил резюме по всем журналам. В то время как раз набирали русскую редакцию журнала CHIP. Так и началась моя редакторская работа. Больше 10 лет (ох, уже почти 15!) проработал в разных изданиях — от компьютерных журналов до общественно-политического еженедельника «Итоги».
О романах не задумывался — пока как-то мне не прислали ссылку на сообщение главреда «Лениздата», который искал тогда человека для отбора рукописей. Это был год 2006 или 2007, точно не помню уже… Я откликнулся, написал ему, получил «добро» — и началось! Читая рукописи, я в голос хохотал, хватался за голову и всё чаще ловил себя на мысли: «Я бы написал не хуже, как минимум». Почти год отбирал рукописи, пока не надоело, и не появились другие проекты.
— Как возникла идея вашей первой книги, сложно было писать большое произведение?
— Однажды перед глазами мелькнул фрагмент из кинофильма. Очень чёткий образ залитого солнцем города. И вспомнилась давняя миниатюра «Под моим окном убивали ангела». Так появились «Ангелы крови».
Мне стало интересно: что получится, если соединить эстетику фэнтези, яркость анимэ и обстановку нуара.
Писать было легко: перед глазами шёл фильм, который я просто переносил на бумагу.
— Когда и почему Вы решили, что должны отправить рукопись в редакцию?
— Я просто отправил текст Сидоровичу и потом периодически звонил с вопросом: «Ну, что?». Пока не услышал: „А я её уже в печать отдал“.
— Вы тогда работали редактором в Лениздате? Как думаете, личное знакомство с Главным редактором повлияло на решение о публикации книги?
— А я не работал в Лениздате! Я получал фиксированную оплату за каждую принятую рукопись. Насколько это обстоятельство повлияло на решение Сидоровича — понятия не имею. Но к «Армаде» я не имел никакого отношения, однако мою рукопись приняли. А вторую — нет. Выводы делайте сами…
— Что бы Вы посоветовали молодым авторам при отправке рукописи в редакцию? Есть свои секреты, правила, условия, которые нужно выполнять, чтобы редактор заметил рукопись?
— Внимательно читайте условия приёма рукописей, которые выложены на всех сайтах издательств. Обязательно сопровождайте рукопись кратким и ясным синопсисом.
Не начинайте нервно звонить через день после отправки письма. И не переживайте. Каких-то особых условий, хитростей при работе с редакторами я назвать не могу: просто не знаю их. Я всегда попросту отправлял рукопись и переключался на другие дела.
— Приходилось ли Вам сталкиваться с отказом издательств к публикации? Если да, то как вы поступали?
— Да, и не раз. Выслушивал отказ — и шёл жить дальше.
— Что сейчас более востребовано издательствами?
— Понятия не имею. Как правило, требования — в том числе жанровые — опубликованы на сайтах издательств. Хотите писать в формат — внимательно читайте информацию на сайтах, деловые издания, профильную прессу. Следите за западными топами продаж: то, что востребовано коммерчески на Западе — спустя несколько лет переведут и у нас, и тут же издатели будут выжимать тему досуха. Вспомните «вампирскую» тему, её бум после успеха «Сумерек».
— Вы пишете простым и лёгким языком, но при этом Ваши рассказы очень личные, многие написаны от первого лица, за героя переживаешь. Что сложнее писать — рассказ или крупное произведение? Почему история в рассказе так и остаётся короткой историей, а не перерастает в многотомный труд с продолжением?
— Наверное, потому и пишу просто, что рассказы личные. Они прожиты, прокручены внутри — с них уже слетела ненужная красивость. Что сложнее писать — не знаю. И никто не знает! Точнее, у всех это очень индивидуально. Более того, это очень по-разному в разные моменты жизни.
История, рассказанная в рассказе, кстати, часто потом перерастает в роман или повесть. Это совершенно непредсказуемо: как и когда она сработает в голове, и что из этого выйдет.
— Приведите конкретный пример, когда история началась с рассказа и продолжила жить в более крупной форме.
— Например, «Ангелы крови» выросли из крохотной миниатюры, написанной лет 15 назад.
— Нужно ли учиться писать? Или достаточно желания писать и везения, чтобы книгу издали?
— Знаете, сенсей, у которого я занимаюсь, говорит, когда его спрашивают о том, что нужно, чтобы улучшить форму, на что обратить внимание в тренировках: «Всё решает объём тренировок». Хотите писать — пишите. Не факт, что количество перерастёт в качество. Но вы или будете хотя бы получать от этого кайф — либо устанете и переключитесь на что-то другое.
Надо писать.
Хотите, чтобы вас издали — у вас должна быть рукопись. Хотите, чтобы издали снова — должна быть вторая рукопись. Всё просто.
— Одни считают, что рукопись нельзя публиковать в сети, иначе её никогда не издадут. Другие, наоборот, считают, что сеть — самая быстрая дорога к бумажной книге. Кто, по-Вашему, прав?
— Все правы. И все ошибаются. На самом деле, если серьёзно, мы сейчас живём — как сказал один из участников круглого стола, который я вёл: «Мы живём в конце эпохи Гутенберга». То, что книга, как явление, не умрёт — я не сомневаюсь. А вот как она трансформируется, и как будут функционировать издательства — большой вопрос. Лично я ничего страшного в сетевых публикациях не вижу. Вспомните хотя бы, как начиналась популярность «Конгрегации» Поповой или имперской фантастики Маркьянова-Афанасьева. Люди писали и выкладывали свои тексты потому, что ловили от этого кайф.
Ловите кайф от письма — остальное приложится.
— Вы пишете в жанре фэнтези, боевой фантастики. Почему именно такой выбор жанра? Хотели бы попробовать себя в другом жанре? Например, хоррора или реализма?
— С детства любил приключения и отважных героев.
Насчёт желания попробовать себя в популярных востребованных жанрах… Хочу ли попробовать в других? Да, конечно! Кстати, многие мои рассказы тому пример. Очень интересен киберпанк, как обёртка для моих идей. Сейчас собираю материал и хочу сделать большой текст в русле советской фантастики, которую считаю одной из вершин жанра.
— Ваши любимые авторы?
— Булгаков, Стругацкие, Бунин, Жемайтис, Павлов, Войскунский и Лукодьянов, Алексей Толстой, Артур Кларк, Нил Гейман, Хэмингуэй, Рей Бредбери, Брюс Стерлинг, Франсуаза Саган, Дафна Дюморье, Антон Павлович Чехов, Загоскин. Тур Хейердал, Пыляев, Даррелл, Кусто…
— Вы верите, что писатель может изменить мир своими книгами?
— Человек меняет мир. Точка. Остальное — инструменты воздействия.
— Как Вы относитесь к критике? Критика может быть полезна? Или лучше не тратить нервы и время, знакомясь с мнениями людей, которые Вам незнакомы и неинтересны?
— Критика нужна. Критика может быть полезна. Но грамотную конструктивную критику очень сложно получить. Лично я показываю свои тексты нескольким людям, мнению которых доверяю, и ориентируюсь именно на их мнение.
— В какой степени Вы сами присуствуете на страницах своих книг? Используете реальных людей, как прототипы своих героев? Описываете реальные ситуации, насколько это вообще возможно: ведь Вы пишете в жанре фантастики...
— Понятия не имею, насколько. Реальных людей — да, использую: отдельные черты, манеры, словечки. Реальные ситуации, конечно, тоже использую там, где это уместно. К примеру, в романе «Стражи. Боги холода» некоторые мои знакомые узнали себя. Да и места там вполне узнаваемые…
— У Вас есть свой секрет творчества? Способ, вдохновляющая помощь, нечто, что помогает Вам сесть и начать писать?
— Всё началось со спортивного интереса — смогу или нет. Затем — желание рассказать интересную историю.
А потом на довольно долгое время — отрезало. Нет интереса, нет желания, есть множество дел в повседневной жизни. Сейчас появилось желание сказать то, что я считаю для себя важным. Напомнить людям о том, что будущее Человечества — во Вселенной, в Космосе. И не на мостиках военных кораблей, не в бесконечной войне — а в мирном освоении, в созидании. Я хочу напомнить читателям о том, что книги могут быть увлекательными без постоянного разрушения и непрерывного апокалипсиса.
Для меня это важно.
Секрет прост — надо садиться и писать. Посвящая этому каждую свободную минуту. На бумаге должны появляться всё новые и новые слова. Всё остальное — лукавство и обман, поверьте.
— Как Вы относитесь к идее мирового Зла? К реальности его существования, к повсеместному распространению идей насилия и пр…
— Понимаете, идеи насилия в том или ином виде всегда существовали в человеческом сознании. «Не мир пришел я принести, но меч» — не вчера сказано. Сейчас происходит всплеск насилия, всплывают, пробуждаются и активно поднимаются на поверхность идеи, которые перекрывают пути позитивного развития человеческой цивилизации. Человечества в целом.
Почему? На мой взгляд, потому, что это ставит под угрозу благополучие сложившихся элит. Проще говоря — очень богатым людям страшно за своё положение.
Так что — да, мировое зло существует, и его имена хорошо известны: в 1917 году эти имена громко и чётко озвучивались…
— У Вас есть опыт написания книг в соавторстве. «Молот Времени» Вы написали совместно с Виктором Точиновым, а «Небесные колокольцы» — с Ольгой Маревич. Насколько сложно писать в соавторстве?
— Работа с Виктором для меня была учёбой: я набирался опыта, отсылая Виктору свои фрагменты, которые он правил в соответствии с заданной концепцией. Чистой воды работа по заказу над коммерческим проектом.
С Ольгой же мы долго обсуждали разные идеи, кидали друг в друга варианты миров и героев, пока у меня перед глазами не появилась картинка Светлогорска. И — пошло-поехало!
Вопрос: «Сложно ли писать в соавторстве?» — бессмысленный вопрос. Нет двух похожих авторских тандемов. Писать с Ольгой «Небесные колокольцы» было необыкновенно легко. А второй текст мы не дописали — слишком разным оказалось видение мира и сюжета.
— Как разделяется творческий процесс при совместном написании книги? Какие трудности возникают, и какие есть преимущества?
— Как и что распределять — не буду советовать, чтобы не задавать заранее какие-то рамки. Сколько людей — столько и вариантов. Но стоит учесть несколько технических моментов:
— тщательно прорабатывайте сюжет и персонажей;
— заведите какое-нибудь общее хранилище текстов и сопроводительной информации. GoogleDocs, Evernote — выбрать есть из чего;
— внимательно выслушивайте соавтора.
— Что бы Вы посоветовали авторам, пробующим писать в соавторстве?
— Уважайте соавтора, не тяните одеяло на себя.
— Редактор, журналист, сейчас — руководитель пресс-службы Генеральной дирекции международных книжных выставок и ярмарок. Увлечения: кататься с дочерью со снежных горок, сидеть ночью в деревянном доме на лесной поляне, слушая, как поскрипывают ветви снаружи, карате-кёкушинкай.
— Каковы тенденции книжного рынка сейчас? Какие издательства задают тон рынку? Как, по-Вашему, будет развиваться рынок бумажной книги в ближайшем будущем?
— Будут новые издательские проекты. Будет много исторической и патриотической литературы. Явно растёт интерес к научно-популярной литературе. Пожалуй, это всё, что могу сказать сейчас. Прогнозов делать не берусь…
— Как Вы считаете, заменит ли электронная публикация бумажную книгу? Расскажите о Вашем опыте общения с электронными издательствами.
— Она уже заменяет. И чем дальше — тем больше электронная книга будет вытеснять классическую бумажную. Ничего страшного в этом я не вижу. С электронными издательствами я непосредственно дела не имел. Сказать что-либо не берусь…
— Можно ли заработать писательским трудом?
— Можно. Сколько, как, нужно ли это именно Вам — вопросы другие. Зарабатывают единицы из тысяч. Но, повторюсь, прежде всего, задайте себе вопрос: хочу ли я сделать писательство своим ремеслом?
— Над каким проектом работаете сейчас?
— Честно — я очень не люблю говорить о планах. Такое ощущение, что Мироздание тут же стучит тебя по затылку: «Не говори — делай!».
Поэтому, я не буду говорить о конкретных проектах. Скажу о темах, которые мне интересны, и из которых может что-то получится.
Мне сейчас очень интересен киберпанк… Даже не так! Мне очень интересно влияние высоких технологий на общество и использование хайтека для управления людьми. Мы уже сейчас видим это в рекламе, в работе поисковиков, в соцсетях, но пока не осознаём, какими могут быть последствия. Я уже затрагивал эту тему в своих рассказах „Дальнобойщик“, „Куртка“, в „Тотальной распродаже“. В одной из папок на компьютере лежат наброски большого текста, но пока я отложил их в сторону…
Очень хочу сделать большой текст в традициях хорошей советской фантастики. Мы совсем забыли, что книга может быть интересной, сюжет напряжённым без постоянных убийств, предательств, войны тайных Орденов — и прочих атрибутов современной популярной литературы. Сейчас меня не отпускают картинки именно такого мира!..
Мне снова начали показывать интересное кино. Надо переносить его на бумагу.
Беседовала Ула Сенкович
___________________________________
Максима Макаренкова можно найти здесь:
Радио Маяк — Максим Макаренков "Электронные книги против бумажных"
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.