Gatto Sonja

Об авторском праве замолвите слово

+16

Как-то между строк возжелали статью с размышлениями и авторским мнением с минимальным количеством цитаток. А я вот не могу отказать девушке. Здесь рассмотрим три кейса по авторскому праву в коллажировании. Я покажу, кто есть «художник» и расскажу почему. Расскажу о столкновении творческой реализации с суровой реальностью. И кое-что на закуску. Заранее оговорюсь, данный материал не ставит целью кого-то обидеть и задеть. Цель его – обезопасить Музу от лишнего стресса.

 

Очень часто встречаешься с мнением, что то, что лежит в сети – всеобщее. Хватай – не хочу. А с появлением фотошопа те, кто в руках с трудом держал карандаш, через слои и обработку смогли реализовать самые заветные мечты и фантазии. И это, согласитесь, здорово! Берем несколько снимков, соединяем в слоях, ретушируем – и вуаля! Готовый самостоятельный продукт. Только самостоятельный ли?

 

Самореализация и сублимация вещь отличная, пока она не выходит за границы обоев на рабочем столе. А вот с выходом в свет начинается самое интересное.

 

Художник VS Компилятор

 

Впервые с явление коллажирования я столкнулась на Неделе голландской культуры в Минске. На фотовыставке. Это были рядовые бытовые снимки. Например, кухня. Но очень пестрые и яркие за счет резкости каждого объекта не зависимо от того, на каком расстоянии он находится. Художницу я не помню. А эффект помню. Мы спросили: как это? Коллаж. Она снимала общий план «натюрморта», а потом каждую вещь в отдельности. И все объединяла в одну картинку. Среди голландцев вообще очень много художников и фотографов, кто работает в технике коллажирования (Адриан Соммелинг, Ашкан Хонарвар).

 

Так что же отличает художника от компилятора? Для меня художник – это тот, кто создает свое. Что-то новое. Все мои знакомые коллажисты сами фотографируют объекты для своих работ.

 

У белорусского фотографа и художника Нины Петровской, помню, была элементарная мыльница. Она придумывала сюжеты, фотографировала какие-то несвязанные на первый взгляд объекты, кусочки, вещи, а потом открывала фотошоп и творила чудо. Непонятные кусочки объединялись в историю. На один снимок уходило порой целая неделя. Очень часто героем ее работ выступает она сама. Штатив – великая вещь!

 

А потом Нина пошла в художественную школу и научилась рисовать. Рисует она еще круче, чем снимает.

 

Компилятор же (к которому автор причисляет и себя) может только использовать найденный материал. Донести благодаря ему идею. И сделать это грамотно. Т.е., компилятор должен помнить, что он не художник, а компилятор. И с трепетом и благодарностью относиться к первоисточникам. Иначе может выйти казус.

 

Фотограф VS Коллажист

 

Павел и Варвара Медведевы известные белорусские фотографы. Павел – фотограф и маркетолог. Варвара – идейный вдохновитель, художник от бога, дизайнер и кукольник. Они бренд на белорусском рынке фотографии. Наблюдать за их работой – это не меньшее удовольствие, чем получить диск с их работами. И вот однажды звонит мне Павел и говорит:

 

— Слушай, мы в шоке. Нашли свое фото в коллаже. Написали автору с просьбой удалить работу, так тот возмутился: я вам рекламу сделал. Ссылку на ваш сайт дал! Сейчас пытаемся объяснить, что реклама такого качества нам не нужна.

 

Это к чему я веду. Вы уверены, что фотографу понравится то, что вы сделали с его снимком? Вот поэтому ссылки на автора в отношении коллажа часто бывает недостаточно. Здесь надо согласовывать и договариваться. Или искать альтернативу. Но этом позже. А то, глядишь, и до суда недалеко.

 

Закон VS Творческое самовыражение

 

Здесь позволю себе цитаток. Итак, вы создали коллаж на основе фото из Интернета.

 

Вы создали сложный объект, состоящий из множества нескольких результатов интеллектуальной деятельности (фотографий других лиц), каждое из которых охраняется авторским правом.

 

В соответствии с п. 1 ст. 1240 ГК РФ, лицо, организовавшее создание сложного объекта, включающего несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (кинофильма, иного аудиовизуального произведения, театрально-зрелищного представления, мультимедийного продукта, единой технологии), приобретает право использования указанных результатов на основании договоров об отчуждении исключительного права или лицензионных договоров, заключаемых таким лицом с обладателями исключительных прав на соответствующие результаты интеллектуальной деятельности.

Таким образом, для правомерного использования изображений в своем творчестве вам необходимо заключить соответствующие договоры с правообладателем (журналами) или лицензионные договоры с авторами этих фотографий.

 

В противном случае, подобное использование результатов интеллектуального труда нарушает целый ряд прав: на неприкосновенность произведения, исключительное право на произведение, право на авторство.

 

В соответствии с абз. 3 п. 1 ст. 1229 ГК РФ использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе их использование способами, предусмотренными ГК РФ), если такое использование осуществляется без согласия автора как правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную настоящим Кодексом.

 

Гражданско-правовая ответственность за нарушения — от 10 000 до 5 000 000 р. Избежать ее можно, разве что произведения были изменены до неузнаваемости так, что установить первоисточники не представляется возможным.

 

© Гусева Татьяна, юрист

Подробнее на Правовед.RU: pravoved.ru/question/410963/

Так что не последнюю роль охранного оберега имеет письменное согласие автора первоисточника на использование его работы.

 

Примеры удачного сосуществования компиляторов и художников

 

Примером удачного сосуществования, на мой взгляд, могут быть сайты www.deviantart.com/ и www.playcast.ru/

На первом авторы берут с согласия друг друга элементы для своих будущих работ, а после публикуют то, что получилось в качестве отчета авторам первоисточника.

 

На втором сейчас предоставление информации о правообладателях является обязательным условием для создания музыкальной открытки. Без заполнения этой формы ты создать ничего не сможешь. Но тут уже тоже многое раньше было на откуп автора, а сейчас за авторским правом следят модераторы. И могут удалить/скрыть/отказать в публикации открытки, если отсутствует базовая информация.

 

Вместо послесловия

 

Я не призываю перестать творить коллажи, создавая демотиваторы, плакаты, иллюстрации. Я прошу уважать авторов. Не отвалится рука дать ссылку на исходники. Пусть вы и не попросили у автора разрешения, но ссылку на его можно дать?) Вдруг ему PR важен. А если не важен, не нужен и неприятен, то можно извиниться. И удалить многострадальную работу в «запасник». Может быть, когда-нибудь, когда ваш великий компилятор научится ходить без костылей, а может даже и летать – эта работа будет приятным штрихом в портрете становления Автора.

 

Взаимодействуйте с вторами. Ищите. Фотографируйте сами. Есть в конце концов фотобанки. Вы покупаете изображение и можете делать с ним все, что душе угодно. И, поверьте, подписка на фотобанк – это не так уж и дорого. Зато совесть будет чиста и спокойна.

 

Мир сейчас кажется огромным. А мы песчинка в нем. Но мир творчества – это концентрат. С хорошим эхом. Уважайте авторов. Сохраните себя.

Вот такие размышления и авторское мнение.

 

PS. Автор статьи фотошоп любит. Знает. Умеет.

PPS. Подумалось, что надо бы пересмотреть обложки на МП)) А журнал мастерской далеко не самодеятельность. Так стоит ли так рисковать, особенно, если речь идет о продвижении журнала?

Начинать надо с себя. До конца мая обозначу все свои обложки на МП.

 

С любовь, Ваша Соня ЗаСоня.

 

ЖЖ Нины, чьи фото и коллажи использовались

Сайт Павла и Варвары, чье фото я использовала

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль