Если ты нас так ненавидишь, зачем существует красота? (с) / Отзыв на роман М. Суэнвика "Дочь железного дракона"
 
Бука

Если ты нас так ненавидишь, зачем существует красота? (с) / Отзыв на роман М. Суэнвика "Дочь железного дракона"

+23

«Дочь железного дракона» (она же ДЖД) я впервые прочла, кажется, осенью 2014 года. И с тех пор, наверное, ни одна книга не произвела на меня настолько ошеломляющего впечатления. Нет, было много крутых книг, были очень-очень понравившиеся, были те, что заставили меня прослезиться — но только ДЖД заставила меня буквально нырнуть куда-то в другой мир, и вернуться оттуда в наш определённо стоило некоторого труда.

Бывают вещи, после которых чувствуешь… изменённое состояние сознания. И не надо даже чая с мёдом, чтобы отправиться в трип наподобие того, что устроил Великий Учитель Стивену Стрэнджу. Я видела такие фильмы, я видела такие игры; а ДЖД — это такая книга. И будьте готовы, если что, выпасть из реальности куда надёжнее, чем во время прочтения обычной захватывающей истории.  

 

Завязка проста. Есть девочка Джейн, которую в своё время похитили фейри и уволокли из нашего мира на эдакий аналог Авалона. Да только у Суэнвика Дивная Страна имеет мало общего с благословенным краем, который любят юзать в своих творениях авторы фэнтези. Здесь фейри носят кроссовки, тролли живут в небоскрёбах, золотая молодёжь нюхает кокс перед очередным дискачом, а механических драконов собирают на заводах. И человеческие дети нужны эльфам, ибо а) дети прекрасно подходят для ремонта и сборки этих самых драконов, так как могут работать там, куда не пролезут взрослые (и ещё по некоторым причинам, связанным с невинностью), и б) человеческие девочки вырастают в женщин, которые могут рожать полуэльфов. Поскольку сами эльфы на драконах летать не могут — железные же, а Дивный Народ с железом не дружит, — то пилотами становятся дети-полукровки от украденных ими людей. Вот и Джейн уготована участь сперва рабыни, собирающей и ремонтирующей драконов, а затем — инкубатора на ножках. Обслуживающего всё тех же драконов, но уже немножко в другом качестве.

Джейн с такой судьбой мириться не готова. Она выкрадывает гримуар, который помогает ей установить связь со старым драконом по имени Меланхтон, серийный номер 7332. Который мечтает, как и она, обрести свободу. В итоге они бегут с завода, а дальше… а дальше начинается Жизнь. В которой будет и любовь, и потери, и бунт против судьбы, и поиск своего места в мире, и мучительные вопросы о смысле бытия, и много чего ещё.

 

Вообще «Дочь железного дракона» — эдакий жёсткий Оливер Твист на технофэнтезийный лад (и строго 18+, ну или очень продвинутые 16). История взросления без прикрас, во многих местах жестокая, во многих местах грязная. Там и учёба Джейн на алхимика в местной академии (ха-ха), где каждый год после определённых событий часть студентов отсеивается в могилы; и алхимия — мрачная, далёкая от примитивного фэнтезийного зельеварения, во многом замешанная на эзотерике; и привычные понятия вроде Руки Славы, тилвит-тегов и гомункулов, показанные с новой стороны; и история Ивовой Королевы — девушки, которую избирают каждый год, чтобы до истечения этого года она жила в роскоши, ни в чём не зная отказа, а по истечении — сгорела на костре во имя общего блага (пожалуй, любимая моя арка в книге); и пронзительная линия Джейн и Тетигистуса — двух людей, предназначенных друг другу, снова и снова встречающихся в разных воплощениях, снова и снова разлучаемых трагическим финалом. И всё это приправлено начинкой глубокой философии, флёром сюрра, размывающим книжную и твою собственную реальность, и двойным дном. В конце оставляющее тебя с ворохом вопросов, на которые ты будешь искать ответы ещё долго после того, как перевернёшь последнюю страницу.

 

Книга сделана на контрастах. Магии и мистике противопоставляются механизмы и современные реалии. Актам совокупления, описанным с почти омерзительной реалистичностью, не имеющим ничего общего с любовью — та самая любовь, где телесной стороны вопроса либо касаются вскользь, деликатно и бережно, либо вообще оставляют её за кадром, потому что в отношениях Джейн и Тетигистуса не она главное. Мерзости, тьме и всему, что может оттолкнуть — свет, красота и всё, что может заворожить. А конкретике обычной увлекательной истории… нет, ей не противопоставляется — её дополняет абсурдность и лёгкая завораживающая бредовость, достойная полотен абстракционистов. Ибо ДЖД во многом соткана из символов, многоликости, глубинных смыслов, двойных значений того, что ты в ней видишь. И сам железный дракон Меланхтон — символ, значение которого каждый определит сам для себя.

Одному своему читателю Суэнвик однажды написал в автографе «May your life be free of dragons». Лично я определила Меланхтона как бунт против судьбы, против горечи и несправедливости жизни, плавно переходящий в саморазрушение. Восстав против доли, которая тебя не устраивает, видя вокруг мир, далёкий от совершенства, ты можешь озлобиться — и в конце концов за мраком отказаться видеть свет. Отказаться от своего предназначения, от счастья, которое вроде бы — вот оно, только протяни руку. Отказаться идти по дорогам, которые приведут тебя туда, где ты в конечном счёте должен быть. Ведь мы делаем это куда чаще, чем нам кажется. По самым разным причинам.

 

«Дочь железного дракона» — потрясающая, сложная и специфическая вещь, которая придётся по вкусу не каждому. Которая требует нужного момента и определённого настроения. Но тот, кто с ней срезонирует, кто возьмёт её в руки в нужное время своей жизни, не сможет оторваться, пока не дойдёт до конца. И не пожалеет обо всём, чем прочтение его обогатит.

Джейн стояла перед Чёрным Камнем.

Он был огромен, минимум в три раза выше неё. Но поскольку сравнивать было не с чем, камень мог иметь какой угодно размер – больше планет, огромнее звёзд. Его поверхность казалась то гладкой, то неровной, местами почти зеркальной, местами изрытой и бугристой, словно шкура метеорита. Однако в основном она была чёрная, твёрдая и реальная. Девушка почему-то не сомневалась, что перед ней воплощение Богини.

— Может спрашивать, о чём хочешь, — сказал Балдуин и ушёл.

Снизу вверх Джейн смотрела на Чёрный Камень. Долгое время она не говорила. Затем прочистила горло и спросила:

— Почему?

Ответа не последовало.

— Почему? – повторила она. – Почему жизнь исполнена такой ненависти? Зачем существует боль? Почему боль причиняет такие страдания? Не могла бы ты устроить мир по-другому? Или у тебя не больше выбора, чем у меня? Или выбора не существует? Зачем любовь? Ты создала нас просто для того, чтобы наказывать? Почему нас наказывают? В чём наш грех? Как может мать так обращаться с собственными детьми? Ты нас не любишь? Ты ненавидишь нас? Мы – твои отражения? Ты настолько изголодалась по чувствам, что воплощаешь в нас частички себя, дабы пережить унижение, страх и боль? Что такое смерть? Что происходит с нами после смерти? Мы просто прекращаем существовать? У смертных всего одна жизнь? Были ли другие жизни прежде этой? Совершили ли мы в них нечто непростительное? Поэтому ты нас так ненавидишь? Будут ли ещё жизни? Они будут ещё хуже? Можешь ли даже ты умереть? Если ты нас так ненавидишь, зачем существует красота? Не на неё ли опирается наше страдание? Не были бы мы счастливее без красоты? Зачем существует радость? Чего именно ты хочешь?

Ответа не последовало.

М. Суэнвик «Дочь железного дракона»

 

P.S. Подпись, которую Суэнвик оставил на титульном листе моего бумажного экземпляра — пусть я понимаю, что это совпадение и пустяк, но это одна из тех вещей, которая поддерживает меня и даёт мне силы в тёмные времена.

 

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль