Вот и ещё один оригинальный, вкусный сюжет. Приключения детишек в предновогоднюю ночь в плену ими же самими (точнее, старшей сестрой) сотворённого морока. Свежо, занимательно и нешаблонно. Вроде и немудрящая история, никаких хитроумных сюжетных ответвлений, сложной интриги или замысловатых ходов — а вот есть магия, завораживает — и никуда не деться. Композиционно сказочка была бы вовсе безупречна, если бы автор немножко не «загнал» концовку — борьбу с таким противником можно было и посмаковать, пощекотать нервы читателю чуть сильнее. Но это скорее моя вкусовщина, не берите, автор, особо в голову.
Понравились персонажи — как дети (прекрасно получилось изобразить их возрастные различия и особенности характера), так и Уметуха, Забуранко и Выморзень, все живые, со своей индивидуальностью. Главная идея, что-то типа «бойся своих желаний (фантазий) — они исполняются» преподнесена в доступной для детей форме. Ко всему прочему, произведение ещё и весьма хорошо написано. Языком просто наслаждаешься, хотя порой автору изменяет-таки чувство меры, и красота превращается в красивость или даже вычурность. Но таких мест очень немного.
Мелкое занудство
позасыпали землю метровым слоем.
Вот в который раз читаю и не могу понять, где в этом слове ударение. По мне, впрочем, не очень хорошо ни так, ни так. ПозасЫпали — здесь «по-» выглядит лишней, совершенно чужеродной вставкой. «ПозасыпАли» — смысл вроде и понятен, но всё равно как-то корявовато, да и вылезающая некстати ассоциация не в тему («уснули»).
Уметуха заворочалась, хрустя обледеневшей одёжкой и взявшейся колом гривой, уползла под еловые лапы — не любила она ни луну, ни солнце. Но так и не проснулась.
На что поначалу и не рассчитывал, но тем не менее… Участникам и обсуждающим — моя безмерная благодарность. И тебе, конечно. Особая. За что — сама знаешь.
Попытка раскрытия уже не раз звучавшей на этом конкурсе идеи: «Берегите природу, мать вашу!» В том, что идея популярная и даже где-то заезженная — ещё ничего плохого нет. Всё зависит от мастерства автора и уровня подачи. Что ж, посмотрим…
Первое, что обращает на себя внимание — чрезмерная простота сюжета, до примитивности. Это тоже само по себе не беда. Можно компенсировать волшебной атмосферой, прекрасной «картинкой», яркими характерами персонажей, но увы и ах — ничего этого нет. ГГ не прорисован практически вообще, такое впечатление, что он не участник событий, а сторонний наблюдатель. Во всяком случае, его эмоции практически не переданы. Что же до лешего, то он получился чересчур дидактичным. Назидательный такой старикан с поднятым указательным пальцем.
Несмотря на сравнительную краткость сказки, в ней присутствует совершенно лишний, ни уму ни сердцу, эпизод — украшение ёлки ледяными шарами. Он помогает развить сюжетную линию? Нет, действие уже практически закончилось к тому моменту. Он раскрывает характеры героев? Ну да, в какой-то степени (дедушка леший, мол, злой только с браконьерами, а вообще он эстет и любит ёлочку украшать), но уж очень «в лоб», примитивно подано. Он создаёт атмосферу? МОГ БЫ создать, если бы трюк «ёлочка, зажгись» всё-таки был продемонстрирован и читатель получил бы хоть какую-то картинку. Но по совершенно непонятной причине автор решил выкинуть сам этот момент из сказки, при этом для чего-то о нём упомянув. Для чего — также не очень понятно.
Ну и по мелочам:
Придирки
А вой продолжал кружить над ней, скользя между деревьями и приводя в ужас находившихся там людей.
Интересное распространение звука. В сказках чего, конечно, только не бывает, но вот с фокалом тут явно какие-то проблемы. Как ГГ узнал, что вой кружил и скользил между деревьями? Он его траекторию увидел, этого воя? Или временно перевоплотился в тех браконьеров и в их телах почувствовал, как звук воя прилетает то оттуда, то отсюда?
Посидят до завтра, может, поймут, что природу надо уважать.
Ничего они уже не поймут, потому что помрут. Задохнутся в машине под снегом. Суров ты, дедушка леший…
Наливаю воду в специальные емкости
Да-да, все лешие только таким языком и разговаривают…
— Красиво, конечно, только уже почти стемнело, а ночью результаты наших трудов вообще не будут видны.
— Ночью будет еще краше, — загадочно ответил Никанор.
— Ты планируешь ее освещать? Но как?
— Объяснять долго, а показать в действии не могу: сейчас еще слишком рано. Освещение я делаю в полночь,
Канцелярита многовато.
минут на десять, не больше, чтобы не привлекать лишнего внимания.
Чьего же, интересно? Кого леший опасается у себя дома, в лесу?
Не всё так плохо, конечно. Язык изложения довольно «чистый», речь героев и автора в целом грамотная. В общем, по части «как» претензий немного, а вот по части «что и зачем», как мне кажется, автору ещё есть куда расти.
Вот и ещё одна стилизация под русскую старину. Только в «Ёлке для Ольги» — жизнь господская, а в этой сказке — крестьянская. Что ж, волшебную сказку можно сделать на любом материале.
По сюжету напрашивается одна придирка. Мне думается, что фрагмент с неудавшимися «раскопками» и поисками ёжика в норе — лишний. Автор уделяет довольно много внимания и «букаф», по сути, тупиковому ответвлению сюжетной линии, нестреляющему ружью. Более того, эти поиски ёжика становятся причиной логических несуразностей в тексте, о чём ещё будет сказано.
С композиционной точки зрения произведение выстроено в целом хорошо. Несколько смутила только «загнанная» концовка — заметное ускорение темпа развития событий под конец. Знаков не хватало, автор? Или времени? В какой-то степени это повредило лучшему раскрытию характера одного из героев (Николы). Впрочем, безликим истуканом он от этого не стал, во многом благодаря развёрнутой его характеристике со стороны Марьянки.
По другим персонажам. Главный герой психологически достоверен, Марьянка тоже удалась автору. Пожалуй, с любовью описанные главные герои, да ещё хороший слог — вот что «вытягивает» это произведение на уровень выше среднего. Ну и, пожалуй, ещё идея — далеко не новая, но поданная с чувством меры и без лишнего пафоса и тем более соплей, хотя материал (исцеление слепой девушки) располагал к ненужной слезоточивости. В этом отношении автор молодец.
Основные же проблемы этой сказки связаны с внутренней логикой и «матчастью», из-за которых текст приобретает оттенок недостоверности, а местами ещё и возникает совершенно незапланированный комический эффект. Ну и кое-какими стилево-языковыми нюансами.
Гадские придирки
лишь толстая коса взлетела и хлестнула по прямой, как доска, спине.
Выделенное — лишнее. Разрушает образ. «Доска» в сочетании с девушкой подсознательно связывается с «плоскогрудая», даже если речь о спине.
«Нет, не получит кузьмин лоботряс мою дочурку!»
Кузьмин — с большой буквы (производное от имени)
Перед ворохом шалей глаза разбежались, постоял, почесал затылок и выбрал первую попавшуюся — пусть жена сама думает, с каким нарядом её носить.
Вы и правда считаете, что крестьянки, пусть и зажиточные, были столь щепетильны в вопросе сочетаемости нарядов?
У ворот терпеливо дожидалась Ласточка. Глянул Макар на освещённые окна дома — родные наверняка волнуются, гадают, что могло его задержать.
Да они там не волноваться, а всю деревню на уши должны были поставить. И пойти в лес искать его по следам, пока не замёрз насмерть или волки не заели… Лошадь без хозяина вернулась — шутка ли! А кроме того, этот момент просто не нужен. Он никак не помогает ни раскрытию образов, ни развитию сюжета. Как и спровоцировавшая его появление сцена с поиском ежа под снегом. (Не пошёл бы Макар на поиски, не ушла бы лошадь).
Подарок я тебе приготовил — нашёл ежа зимнего. Вот и решай, на что желание потратить — зрение вернуть или с этим, — Макар кивнул, — шашкаться.
И он так вот железно уверен, что сработает? На каком основании? Или он толстый тролль потомственный маг 80-го уровня, и сам всё может обустроить? А ёлочки-ёжики — это так, чтоб враг не догадался?
которая часами сидела в беседке у дальнего забора
Беседка??? На участке возле крестьянского дома? Вы с барской усадьбой не перепутали? Или с современной дачей?
Да и про Николу ничего плохого люди не говорили. Мать его в народе уважают, отца, пока жив был, тоже.
Порвалась связь времён. То прошедшее, то настоящее, то снова прошедшее.
Он-то знал, что не в ёжике было дело.
А в чём? И, главное, откуда ему было это известно? Всё-таки потомственный маг?
Вот где-то так. А оценок в произведениях я пока что не ставлю — не всё ещё прочитано. Автору — успехов.
— Ночью будет еще краше, — загадочно ответил Никанор.
— Ты планируешь ее освещать? Но как?
— Объяснять долго, а показать в действии не могу: сейчас еще слишком рано. Освещение я делаю в полночь,
Чьего же, интересно? Кого леший опасается у себя дома, в лесу?
толстый тролльпотомственный маг 80-го уровня, и сам всё может обустроить? А ёлочки-ёжики — это так, чтоб враг не догадался?