В том-то и дело, что даже 42 — не утопия. Светлая вещь, но не утопия, а робинзонада. Утопия — это описание будущего человечества или по крайней мере крупной его части (страны, к примеру), а не случайно потерявшейся горстки людей.
ОффтопикРазве что в случае, когда, кроме этой горстки, больше людей и не осталось…
А антиутопии — выглянул в окно, и пиши.
Путать антиутопию с сатирой на злобу дня тоже, имхо, не стоит.
А ещё с опозданием пришла одна мысль. Если посмотреть на процентное соотношение утопия/антиутопия, то оно будет явно не в пользу первых. Отбросив произведения, не попадающие в тему вообще, получаем, что, по сути, действительно «утопичным», безо всякого «анти», является только рассказ «Сладкие яблоки Марса». Маловато будет, однако… Наводит на невесёлые мысли.
Нене, это совсем другое дело. 1984 написан про США
Про Великобританию, насколько я понимаю. А ещё точнее — про вымышленную сверхдержаву Океанию, частью которой Британия стала. Но не суть. А суть в том, что ад везде немного свой, с уникальными, блин, национальными особенностями. В Штатах — свой, в Китае — свой, а в России — свой. Поэтому, хочешь не хочешь, а место действия получится идентифицируемым.
Меня просто органически достало это желание унижать и унижаться.
Думал писать развёрнутый ответ, но решил, что «несть спасения во многом глаголании». Мне кажется, ты перехлёстываешь, подходишь к рассказу-антиутопии с мерками, принятыми для реализма. Много «желания пойти и сделать что-то хорошее» или «воодушевления и желания жить» вызывает, к примеру, классический 1984 Оруэлла? Цель у антиутопии другая — предостеречь, рассказать о таком будущем, которому НЕЛЬЗЯ позволить наступить. И в этом качестве — как предостережение — данный рассказ очень хорош. В частности, как прививка от идиотского «вот свергнем ***, и всё будет хорошо» или «заграница нам поможет».
З.Ы. Только сейчас спохватился, что я перешёл на «ты» без всякого предупреждения. Не против?
Хм… не думаю, что всё так примитивно. Тем более что рассказу, по некоторым данным, с добрый десяток лет. И при чём тут тогда Украина?
В любом случае, не хотелось бы это всё переводить в плоскость политсрача идеологической дискуссии (выводя тем самым бесповоротно за грань дискуссии литературной)
Увы, так ничего и не написалось. Посему открываю доступ к своему тексту на тему, изначально предназначенному для печати на бумаге, но никому не приглянувшемуся. Сюда он даже во внеконкурс не подходит, ибо кирпитсч две трети алки. Так, для ознакомления. «Мы научим „Союз“ летать...»
Пошёл, посмотрел. Увы, мне как профессионалу — почти всё без пользы. Либо безнадёжно устаревшее, либо очень далеко от профиля, либо и то, и другое. Но «в порядке ознакомления», может, кому что и пригодится.
Антиутопия, да. Но художественно настолько примитивно решённая, что годится разве что в качестве первой пробы пера школьника.
Речь Куриона
Скукотища. Осилить не смог.
Сладкие яблоки Марса
Наконец-то настоящая светлая утопия! Сразу вспомнилась советская фантастика 60-х. Но… чуть бы побольше литературного мастерства автору, чуть бы поменьше предсказуемости сюжету и вообще больше динамики, развития.
Сон, как воспоминание о будущем
Крайне неудобочитаемое описание неизвестно чего, зачем и о чём, преисполненное напыщенных эпитетов и непонятного пафоса.
Сорок два
Как правильно отметил Эр, это не утопия, а робинзонада. К тому же и за литературные огрехи автора поругать можно. Но, по крайней мере, хоть какая-то связная история с некоей идейной начинкой.
Таёжный циклон
Это сценарий экшн-блокбастера или пародия на него? Не увидел ни утопии, ни антиутопии, а шаблонность сюжетных ходов вызвала окончательное ощущение пародийности. Но пародии не пишут с настолько серьёзной миной.
Тайна Башни Избранных
Ну, во-первых, это тоже не антиутопия. А во-вторых, очевидна попытка автора (ещё одна типичная ошибка, кстати!) впихнуть невпихуемое, вместить в небольшую форму всё, что только можно. В результате создаётся ощущение «торчащих хвостов», как будто это фрагмент чего-то большего. С матчастью и внутренней логикой дело неважно обстоит, но дело даже не в этом. Финал… такое чувство, будто автор просто не знал, что делать со своими героями дальше, вот и грохнул их всех.
Этот прекрасный, прекрасный, прекрасный мир
Идея не первой свежести, подана неплохо, но и только. Попадание в тему есть, но для полного счастья этого всё-таки мало…
Рассказ сшит из двух совершенно разнородных половин. Причём сшит белыми нитками. Такое ощущение, что во второй половине вообще действуют другие люди с теми же именами. Заявка на антиутопию есть только в первой половине, но совершенно не доведена до логического конца.
Личная песенка
Один из лучших рассказов конкурса — с литературной точки зрения. Тема раскрыта — не придерёшься. Характеры живые. Но осадок всё равно остаётся горький: что ж так всё, а? Не просто безнадёжно, а БЕСКОНЕЧНО безнадёжно. В смысле, по времени бесконечно. Вечно.
Механические сны
Интересный замысел, к сожалению, реализованный слишком прямолинейно. Сюжету не хватает событий, по сути, только и ждёшь, как же это всё закончится. Ну и с внутренней логикой проблемы.
Мы торгуем мечтой
Снова лекция-описашка. Сюжета — ноль, развития — ноль, попадание в тему — есть, но и только. Матчасть хромает. И все штампищи — как на выставке…
Настоящее
Ну это хоть настоящая антиутопия. С фантдопом всё в порядке. Но сюжет слишком уж предсказуемый. Особенно огорчило примитивное морализаторство в финале.
Не все коту масленица
Скорее пародия, чем антиутопия. Штампы и гротеск как художественный приём. Написано неплохо, хотя и чересчур «оголливужено». Но для пародии, может, так и надо.
Ненасильник Аориэу
Автор, простите — не осилил. Не смог. Ибо скука безмерная. Сплошные объясняшки.
Посольство Зуламуры
Отлично!!! Читал взахлёб. Весьма качественная НФ. Но… совершенно мимо темы, увы. И ещё — конец оставил впечатление оборванности на полуслове, словно это фрагмент большей формы.
Потому что могли
Несмотря на заметные литературные огрехи этой вещицы, чем-то она мне всё-таки нравится. По крайней мере, мне удалось попасть в шкуру ГГ и ощутить его переживания. А это для меня — уже показатель таланта автора.
Согласен с оценкой — одно из лучших произведений конкурса.
Время terra incognita
Рассказ отстал от времени. Лет на 40-50. И даже тогда не был бы шедевром.
Горизонт
Не вполне стандартное решение темы, оставляющее послевкусие новизны. Хоть и не без «ремесленных» изъянов.
Да здравствует «Система»!
Скучно. Лекция-мироописание, а не рассказ.
Духи или Как тебя зовут, мама?
Согласен с рецензентом — автор конкурсом ошибся.
Закрома
Приключенческий сюжет, довольно примитивный, впрочем. Как и герои. Скорее постап, чем утопия/антиутопия.
Запалы святого Шредингера
Интересная, пусть и не вполне новая, идея — но недостаточно адекватно развитая. И ещё — мир как бы сам по себе, а драматургия поступков героев сама по себе.
Идеальный мир или сон безумца
Не рассказ по многим параметрам. Огрызок идеи, не доведённый ни до какого логического завершения.
Иполикратош
Один из рассказов, который я не смог заставить себя дочитать, ибо скука редкая.
Карнавал
Средненькая НФ, попадание в тему — нулевое.
Ковчег
ЖЮФ, с изрядным количеством штампов и довольно мерисьюшной героиней. Попадания в тему — опять же ноль.
В том месте я скорее Тори Тамари возражал, чем вам. Надо было отдельным постом, наверно.
Зачем надо уметь написать серую книжку о серой жизни серого человека? Это банальнейшее описание жизни «рядовой уборщицы» — такой типичный соц/реализм без выполнения пятилетки.
Книжка о серой жизни серого человека — не обязательно есть серая книжка. Впрочем, тут умолкаю, ибо о вкусах спорить можно без конца.
политсрачаидеологической дискуссии (выводя тем самым бесповоротно за грань дискуссии литературной)кирпитсчдве трети алки. Так, для ознакомления. «Мы научим „Союз“ летать...»