Предупреждение: Обзор критичный, местами жесткий и нелицеприятный. Не хотите читать резкую критику — не читайте.
В марте-апреле 2015 года на просторах Мастерской впервые (ошибся, второй раз уже) состоялся конкурс фантастического (с уклоном в научную фантастику) рассказа «Океан необычайного». Конкурс, конечно, заслуживает всяческого приветствия, потому что научной фантастики сейчас маловато и по ней ощущается читательский голод. И второй момент: конкурс вышел достаточно успешным — участвуют аж 28 рассказов. Учитывая формат конкурса и то, что проводится он впервые, это немало! Да, было разрешено участие уже опубликованных произведений, это, конечно, добавило участников. Но тем не менее, я все равно считаю, что такая массовость для МП — это успех.
Другое дело качество работ. Тут до успеха еще далековато.
Начнем с того, что темой конкурса стала утопия (или антиутопия, что по моему убеждению просто другая сторона медали). Утопия — некое устройство фантастического общества, а учитывая то, что научная фантастика все-таки в массе своей нацелена на прогресс, можно сказать, что речь идет об обществе будущего, о мечтах и социальных прогнозах.
Вот как звучит тема и объяснения к ней в правилах конкурса:
И вот тут, в том, что в описании тематики столько внимания уделено именно миру, кроется основная ошибка авторов-участников, которая значительно снизила интересность и качество конкурса.В основе сюжета должно лежать изображение:
— либо утопии – мира, в котором автор хотел бы жить,
— либо антиутопии – мира, от которого автор предостерегает,
— либо совмещение утопии и антиутопии в одной истории.
По мере раскрытия сюжета:
— автор описывает достоинства прекрасного мира и его скрытые проблемы, усилия, которыми он создан, и условия его достижения (если достижение этой утопии возможно);
— либо показывает, чем страшен мир антиутопии и что привело к его появлению, как можно избежать его и как противостоять ему в придуманных автором обстоятельствах;
— либо сочетает одно с другим так, что утопический мир соседствует с антиутопическим, или попытка построить утопию приводит к антиутопии, или антиутопия, преодолевая кризис, становится прекрасным миром.
Дело в том, что очень многие авторы почему-то решили, что нужен не рассказ, а эссе о вымышленном мире. Вот работы, которые я зачисляю в эту категорию:
Время терра инкогнита;
Иполикратош;
Карнавал;
Механические сны;
Мы торгуем мечтой;
Настоящее;
Ненасильник Аориэу;
Потому что могли;
Райго;
Речь Куриона;
Сон, как воспоминание о будущем;
Тайна Башни Избранных.
Описание мира — и ничего больше. Или авторы этих историй решили, что эссе — это и есть рассказ? Но позвольте, рассказ — это когда есть история, герои, конфликты, и эти конфликты разрешаюстя, подразумевая под этим разрешением какие-то выводы для читателя: ответы или хотя бы грамотно заданные вопросы о жизни. Какие конфликты, вопросы, ответы есть у персонажей этих рассказов? Да никаких. Мироустройство — и на этом все. В лучшем случае есть какой-то герой, через которого мир представлен, и какие-то зачатки сюжета, ведущие в абсолютную неизвестность (как «Иполикратош») или в пустоту (Как в «Тайне Башни Избранных» или в «Потому что могли»).
Тем не менее небольшой анализ этой группы.
Особо для меня выделился рассказ «Ненасильник Аориэу». Тут автор предложил и расписал довольно интересную социальную модель, к которой мне понравилось приглядываться. Идея перспективная, к сожалению, загубленная явной литературной слабостью исполнения. Проще говоря: мысли то интересные, но читаются так, что не каждая птица долетит… девять из десяти уснут в полете.
Хотя, тут надо быть честным. Приз самого скучного рассказа я бы все-таки дал не «Ненасильнику...», а «Речи Куриона». Вот уж воистину снотворное!
Еще есть парочка особо отличившихся: «Райго» и «Сон, как воспоминание о будущем». К ним еще можно добавить «Духи или Как тебя зовут, мама». Ребята… все трое… слов нет, честно. Это же невозможная наивность! Рассказы, достойные детского конкурса, а не взрослого, с претензией на полупрофессиональный. И потом, формат где? Ладно, «Райго» — наивная, но все же НФ, но «Духи» — чистая мистика! А «Сон о будущем» — религиозная проповедь практически! Я не настолько воинственный атеист, чтобы воевать с религией, но с каких пор она стала научной фантастикой-то?
И еще автору «Иполикратош»: а вы случаем аниме "№6" (в нашем переводе «Шестая зона») не смотрели? Если нет — гляньте. Такое впечатление, что ваш рассказ — это почти до мелочей пересказ первой половины первой серии мультика.
Вторая группа рассказов, тоже довольно близко премыкающая к первой — это истории с прямолинейным сюжетом, не содержащим ни одного сюжетного события, кроме завязки. Это:
Закрома;
Запалы святого Шредингера;
Идеальный мир или сон безумца;
Этот прекрасный, прекрасный мир.
Среди них есть довольно бойкие, литературно-годные, типа «Этого прекрасного мира» или «Закромов», но все равно поворотов сюжета нет. Вот читаешь, особенно если интересно написано, ждешь-ждешь: сейчас что-то произойдет! Ан-нет, ничего-то и не происходит, и все уже кончилось. Задача, поставленная в самом начале, достигнута самым что ни на есть прямым способом.
Есть рассказы относительно неплохие, типа:
Горизонт;
Ковчег;
Лабиринты;
Да здравствует система!
Но тут я не очень понимаю, например, «Ковчег» какое отношение имеет к теме «Утопия-антиутопия»? Или «Лабиринты»? Да, можно сказать, что в «Лабиринтах» есть описание мира будущего, но конфликт-то там и весь сюжет никакого отношения к мироустройству не имеет. Сумасшедшие калеки встречались и встречаются во все времена в любой социальной системе. Точно так же я не понимаю, где тема, например, в рассказе «Карнавал»? Там речь вообще не о человеческом существе. И рассказ «Посольство Зуламуры», который, к слову сказать, из моих фаворитов, я бы тоже забраковал, как не тематический.
Четвертая группа:
Личная песенка;
Не все коту масленица;
Таежный циклон.
Группа рассказов конъюнктурных, «на злобу дня», так сказать. На них поподробнее.
«Личная песенка» — хорош во всех отношениях. Литературно — вообще на высоте, чуть ли не лучший в конкурсе! Но… что ж так мерзко-то на душе от вас, господа вечно-всем-недовольные-интеллигенты, а? Может, хватит уже ныть, про то, что все плохо-плохо-плохо и будет еще хуже? Может герою рассказа и всем, которые как он, пора оторвать зад от стула и пойти что-то сделать? Но что-то действительно полезное, стоящее, а не просто покричать, как все плохо.
В общем, достал уже этот класс «классической» литературы.
«Таежный циклон». Это у нас образец голливудской истории во всей красе! Супергерой-одиночка, вступающий в битву с Гидрой Коммунизма ради спасения возлюбленной. Герой, конечно же, побеждает и попутно спасает антикоммунистических повстанцев Средей Азии и весь мир. Полное сходство именно с Голливудом достигается тем, что у возлюбленной, которая по сюжету жена друга-соратника, вдруг обнаруживается восьмилетняя дочь героя. Конечно! Это наш идиот может жену и дочь друга спасать по долгу и совести и не помышлять о сексе, а Супергерой-Капитан-Какое-то-другое-место вряд ли. Тут надо, чтобы ребенок был непременно его, а то, что опять друга как лоха восемь лет обманывали — мелочи же, правда?
Одного не хватает… гг все-таки как-бы местный. Вот если бы он был спецом из-за бугра, приехавшим в немытую Сибирь по какой-то надобности… короче, тут, автор, вы недоработали.
«Не все коту масленица». А вот тут штампы вывернуты наоборот: Соединенные Штаты правда Веспутии — страна бедная и угнетаемая черным большинством. Белые борятся против своих угнетателей, а попутно и против русских… нет! руотских империалистов. Рассказ забавный, как по мне интересный. Но не хватило все-таки иронии и сарказма, как-то все слишком серьезно вышло, а иначе, чем пародию, я все-таки эту историю воспринимать не могу.
И последняя группа — любимцы.
Четвертое место я бы дал рассказу «Сорок два». Милый, добрый рассказ про счастье и любовь. Звезд с неба не хватает, но в нашем мире все-таки недостаток доброты и оптимизма, поэтому и рассказ, и отраженный в нем мир хороши. Хотя Утопией я бы его не назвал, все-таки это больше вынужденная робинзонада, чем действительно идеальное общество.
Почему место четвертое? Потому что литературная часть, язык, стиль, четкость построения сюжета могли бы быть и получше.
Третье место — «Посольство Зуламуры» Очень хороший рассказ. Интересный, хорошо построенный, с живыми персонажами, чуть героизированными, но все же достаточно человечными, которые сталкиваются со сложными морально этическими проблемами и как-то их решают. Все, как я люблю. Бонусом — добротный классически-фантастический антураж. Единственный минус — рассказ вообще не по теме конкурса и никакого отношения к утопиям-антиутопиям не имеет.
Второе место — «Виктор Павловски, чудовище». В этом рассказе есть вообще все: тема, сюжет, неожиданные сюжетные повороты, четкая структура, хорошее литературное исполнение, достойный юмор. Крепкий профессиональный рассказ, годный для любого бумажного издания. Критиковать его — только портить, честное слово.
Рассказу в конкурсе не повезло — он первый. Во-первых, от первого все же чисто психологически вершин не ждут, надеются, что дальше будет интереснее. А во-вторых, пока читают остальное, первый забывается.
И, наконец, мой самый понравившийся — «Сладкие яблоки с Марса»
Это самая настоящая утопия, светлая, про счастье. Именно поэтому я бы дал первое место этому рассказу. Как известно, написать апокалипсис, антиутопию и беду куда проще, чем свет и радость.
Автору — моя благодарность.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.