В разгаре пятый сезон сериала «Игра престолов» по серии романов Джорджа Мартина — земли Семи королевств ждут война и долгая голодная зима. Мартин строит свой мир по модели средневековой Европы, экономика которой базировалась на сельском хозяйстве и завоеваниях. «Секрет» разобрался, как устроены с экономической точки зрения фэнтезийные миры трёх великих писателей.
«Игра престолов»
Самая кровавая, самая длинная и самая насыщенная деталями сага не хуже учебника истории Средних веков рассказывает о том, как захватить власть и попытаться её удержать. Первое, что нужно, — иметь много денег, ведь война — дорогое дело, а восстановление страны после войны обходится ещё дороже.
В Семи королевствах тем временем денег крайне мало. Весь Вестерос размером со старую Европу, каждому лорду подчиняется земля, схожая по размеру территории со средневековыми Францией или Испанией. Это феодальное государство, которое само по себе генерирует мало дохода, так как почти ничего не производит на продажу. Поэтому корона и лорды Вестероса вынуждены постоянно занимать друг у друга, а также у банка Браавоса, аналога Международного валютного фонда. Аналога, впрочем, не полного — аналитик агентства Moody’s Адам Озимек напоминает: и МВФ, и центральные банки стран должны быть стабильными (банк Браавоса существует сотни лет, он вполне надёжен), независимыми (с этим тоже всё в порядке, банкирам Браавоса кланяются правители всех стран) и служить на пользу общества — поддерживать экономику в сложный период, помогать беднякам ссудами и субсидиями. Этого не делает ни банк Браавоса, ни лорды, ни корона.
За время правления Роберта Баратеона королевская казна задолжала 6 млн золотых, в основном дому Ланнистеров, а также дому Тиреллов и банку Браавоса. Займы, конечно, не были направлены на развитие экономики, вместо этого Железный трон уже при Джоффри Баратеоне продолжил вести войну, новый молодой король закатывал вечеринки и устраивал дорогие рыцарские состязания. В это же время мастер над монетой Петир Бейлиш придумывает способ, как в краткосрочной перспективе снизить дефицит денег, — он чеканит больше монет с меньшим содержанием золота. Значит, через непродолжительное время страна начнёт испытывать инфляцию. В начале пятого сезона Серсея отправляет Мейса Тирелла просить ещё денег у Железного банка. Корона поднимает налоги, ведь, чтобы удерживать трон, нужны средства. А удерживать трон непременно нужно, ведь дому Ланнистеров корона должна больше всех, но если на место Томмена Баратеона придёт новый правитель, миллионы пропадут. Кстати, считается, что дом Ланнистеров — самый богатый в Вестеросе, так как семья владеет золотыми копями. Писатель Мэттью Иглесиас не согласен: «У Ланнистеров — золото, а у Тиреллов — богатые и урожайные поля и фермы. Вестерос — аграрная страна, натуральные ресурсы — зерно, мясо и молоко — здесь ценятся куда дороже золота, особенно когда зима близко». Иглесиас считает, что напрашивается параллель с Габсбургской Испанией, захватившей Новый Свет со всеми его богатствами и золотом, но проигравшей в войне Франции, которая владела обширными пашнями и пастбищами, возделывавшимися более активно.
Профессор и преподаватель истории Средних веков Кен Мондшейн напоминает, как сильно экономика Вестероса зависит от сезона. Зима здесь длится годами, поэтому даже цены меняются в зависимости от сезона. В повести о Дунке и Эгге, действие которой происходит за сто лет до «Песни льда и пламени», — весна. Лошадей покупают за серебро, они в дефиците, так как много скота не пережило зиму. Сейчас в Вестеросе осень, коня можно купить за несколько медяков. Цены на еду тоже должны быть низкими, но они растут. Во-первых, потому что рыцари затоптали поля, пока армии Станниса и Джоффри сражались друг с другом за Железный трон, во-вторых, потому что выросли налоги. Цены на услуги, наоборот, падают. Публичные дома Петира Бейлиша уже не такие шикарные, как в начале саги. Климат влияет на богатство домов и отношение лордов к подданным. Чем дальше на север, тем беднее становятся наместники — выращивать урожай и скот сложнее в холодных землях, — а общество из элитарного превращается в эгалитарное. Крайняя степень — одичалые за Стеной. У них вообще нет лендлордов.
Романы о Гарри Поттере
Поттериана Джоан Ролинг — сага о теневой экономике. Волшебники, согласно её книге, живут везде, но скрывают свои умения, а также прячут от людей собственную инфраструктуру. Примерно так существуют мафиозные кланы или закрытые национальные диаспоры, за тем исключением, что волшебникам не приходится скрываться от правосудия. Ещё одно отличие — волшебный мир не паразитирует на экономике мира людей, это крайне замкнутое сообщество с собственной валютой, банком, инфраструктурой и производством. Товарно-денежные отношения с миром магглов ведут только маглорождённые волшебники.
Казалось бы, в сообществе волшебников не должно быть дефицита, а значит, не должно быть и экономики. Действительно, мир в поттериане стремится к утопической постдефицитной экономике, описанной в популярном сериале «Стар Трек». Но что говорят нам исключения из закона элементарной трансфигурации Гампа? Нельзя наколдовать что-то из ничего. Невозможно соткать еду из воздуха, можно либо перенести её оттуда, где она есть, либо увеличить количество, либо улучшить качество. Нельзя наколдовать деньги, подделку заметят гоблины, владельцы волшебного банка Гринготтс. В ходу здесь собственные деньги. Золотые, серебряные и бронзовые монеты (галеоны, сикли и кнаты), которые примерно равны $7,30, 0,46 и 0,2 соответственно. Кстати, это допущение, даже самая мелкая золотая монета в мире людей стоила бы не меньше $38 (цена за грамм золота на начало марта). Банк выполняет примитивные функции — хранит сбережения и ценности, а также обменивает деньги магглов на деньги волшебников. Для мира волшебников магия — как технологии в мире магглов (людей) — средство для того, чтобы получать больше благ, затрачивая меньше усилий и средств.
В мире волшебников существует разделение труда по Адаму Смиту: профессор Снейп — мастер зельеварения, но выращивает и собирает для него травы и другие ингредиенты профессор Спраут. Миром управляет Министерство магии, где у каждого своя задача. Например, Амос Диггори надзирает за волшебными существами, а Мафальда Хопкирк следит за случаями ненадлежащего использования магии и наказывает за них. Министерство обеспечивает работой и зарплатой многих волшебников. Из инфраструктуры — собственные шахты (намёк на их существование — рассказ Хагрида о волшебных существах нюхлерах, которые помогают найти золото и полезные ископаемые), железнодорожная ветка, проложенная от станции Кингс-Кросс, торговая деревушка Хогсмид, в которой есть волшебные магазины и бары. Ещё два центра торговли находятся прямо в Лондоне — это Лютный переулок и Косой переулок. Там продаются в основном ингредиенты для магических зелий, книги с заклинаниями, волшебная одежда. Очевидно, что такие торговые центры раскиданы по всему свету, ведь маги есть везде. В сообществе велико уважение к волшебникам-предпринимателям, все студенты и преподаватели Хогвартса восхищаются Мадам Розмерттой, которая содержит самый популярный паб в Хогсмиде — «Три метлы». Братья Уизли, которые бросили школу в последний год, чтобы открыть собственный магазинчик магических приколов, тоже нашли понимание друзей и учителей.
В книге немного упоминаний о сельском хозяйстве, но есть рассказ о ферме электрических угрей, о пасеке, где разводят волшебных ос, чей яд используется для приготовления зелий, и информация о похожем на поросёнка зверьке nogtail, который обитает в Европе, Америке и некоторых областях России и разоряет волшебные фермы. Преподаватель Хагрид держит небольшой огород для нужд школы Хогвартс. Это позволяет предположить, что пищей волшебное общество может обеспечить себя самостоятельно. Видимо, это не так сложно. Каждый год в Хогвартс поступают все дети волшебников Англии — сотня новичков. В таком случае в стране может обитать всего около 10 000 взрослых магов, считает математик Сэм Штайнгольд. Кстати, обучение в Хогвартсе не назвать дешёвым. Студенты экономического факультета университета Лехай Анджан Гупта и Дан Марьянович подсчитали, что сумма обучения за год составляет чуть больше $43 тысяч.
«Хоббит» и «Властелин колец»
Чтобы понять, как и почему началась Великая Война Кольца, нужно обратиться к незначительному на первый взгляд эпизоду — появлению в Средиземье огнедышащего дракона Смауга. Его налёты причинили экономике региона серьёзный урон. Казалось бы, и эльфы, и люди, и особенно гномы по Толкиену — трудолюбивые народы, склонные к созиданию. За почти 200 лет, что дракон спал в пещерах Огненной горы, они могли бы восстановить все разрушения и даже вырастить новый лес на месте Драконовой Пустоши. Однако процветавший до налёта змея город Дейл во времена путешествия Бильбо Бэггинса жил всё ещё крайне бедно, а гномы так и не нашли новый дом вместо Огненной горы. Экономист Фрэнсис Вули, профессор Карлтонского университета, считает: Смауг, любитель золота и драгоценных камней, спровоцировал в Средиземье ценовой шок. Он вывел из обращения огромное количество золота, журнал Wired подсчитал: в пещере дракона хранилось около 158 кубических метров драгоценностей. В переводе на доллары по текущему курсу золота это около $130 млрд. Вули считает: если бы в Средиземье был центральный банк или другой монетарный институт, можно было бы провести валютную реформу и заменить золото на бумажные деньги, тогда эффект, произведённый драконом, не был бы так силён.
Ещё одна большая проблема со Смаугом — перед тем как усесться на кучу золота, он сожрал тысячи гномов. А гномы, как известно, искусные кузнецы, огранщики, оружейники и дубильщики. Они обеспечивали большую часть промышленности Средиземья и торговали с окрестными землями. Оставшиеся в живых гномы могли бы переселиться под другую гору и раздуть меха кузниц там, но оказались одержимы желанием отомстить и отбить старый дом у грабителя.
После того как змей оказывается повержен, драгоценности делят между участниками похода и их помощниками, золото снова потекло в Средиземье, экономика стала расцветать. Это сыграло свою роль в последующей истории. Без сотни миллиардов золотых монет битвы в трилогии «Властелин колец» были бы куда менее эпичными.
Поход Фродо начинается спустя полвека после похода Бильбо. Средиземье всё ещё развито неравномерно, огромные пространства Рованиона и Эриадора практически необитаемы, транспортная инфраструктура в плачевном состоянии — мост Тарбад, когда-то соединявший богатые королевства Арнор и Гондор, разрушен, многие важные в прошлом дороги в запустении. Это следствие угнетения гномов, именно они в основном строили дороги в Средиземье. Шир, где обитают хоббиты, — аграрная страна, она всё ещё процветает, торгуя с большим миром табаком, цветами и другими продуктами. В Рохане выращивают лошадей на продажу, гномы, оправившиеся после битвы с драконом, снова производят различные товары и добывают золото.
Эльфы — замкнутое общество, они сами обеспечивают себя, имеют собственную валюту (монеты тарни, канат и мириан), более дорогую, чем пенни — монеты, которые имеют хождение в остальном Средиземье. Товары эльфов — доспехи, мебель и украшения — высоко ценятся, но, как правило, продаются только на чёрном рынке. Экономист Майкл Мартинес считает, что мир эльфов более развитый и соответствует не земному Средневековью, как большая часть Средиземья, а нашему времени. Вместо технологий у эльфов особая магия и вековая мудрость.
Гондор — самое большое в Средиземье государство с хорошо развитой экономикой, похожей на экономику европейских государств в Средние века. Сюда приезжают купцы со всего света торговать на рынке, здесь есть город мастеров Минас Тирит, хорошо развита индустрия гостеприимства — таверны, гостиницы, харчевни. Золотой век Гондора начался после первой войны с Сауроном и победы над ним. Стана присоединила к себе обширные земли, граничащие с Мордором, построила большой флот и начала торговлю с соседями. В те времена «драгоценные камни в Гондоре всё равно что булыжники, и ими играют дети». С годами блеск и могущество страны подрастерялись — менялись короли, не все оказывались достаточно мудрыми правителями, враги на севере крепчали и иногда наносили удары.
В Мордоре тем временем диктатура Саурона. Разворачивается альтернативное производство. Орки и гоблины не искусные мастера, но могут массово производить доспехи и оружие плохого качества. Мордор стремительно индустриализируется и милитаризируется. Подданные Мордора, судя по всему, быстро размножаются, поэтому количество рабочей силы стремительно растёт. Неясно, есть ли в стране своя валюта, скорее всего, орки и гоблины живут по бартеру, и в обществе главенствует принцип правоты сильного. Благодаря могуществу, которое Саурон демонстрирует с помощью репрессий и казней, а также посулам завоевать самые благодатные земли Мордор быстро собирает многочисленное войско и идёт войной на ослабшее Средиземье.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.