Честно говоря на хамоватую выходку экзальтированных девочек мне всегда было не то что плевать… но относился и отношусь к ней как к раскрученному с политическими целями хулиганству.
Да и нести в «мастерскую» политику тоже в принципе не считаю нужным. Но тут уж больно понравилось интервью доцента Минской Духовной академии, пресс-секретаря Минского епархиального управления протоиерея Сергия Лепина, которое он дал ИА REGNUM
В феврале 2012 года пять представительниц российской панк-группы Pussy Riot в ярких платьях и масках-балаклавах вошли в храм Христа Спасителя в Москве и под фонограмму осуществили действия, названные «панк-молебном» прямо на амвоне — месте в храме, куда вход женщинам запрещен церковными правилами. Видео с акцией было выложено в Интернете и вызвало серьезный общественный резонанс. Трое из пяти участниц панк-группы были задержаны, в отношении них было заведено уголовное дело. Хамовнический суд Москвы 17 августа признал участниц группы Pussy Riot виновными в хулиганстве по мотивам религиозной ненависти и вражды (ст. 213, ч.2 УК РФ) и назначил каждой из них наказание в виде двух лет лишения свободы. Процесс над Pussy Riot вызвал широкий общественный резонанс в России и реакцию властей США, Евросоюза и других стран.
Взгляд православного человека на акцию Pussy Riot в интервью корреспонденту ИА REGNUM изложил кандидат богословия, доцент Минской Духовной академии, пресс-секретарь Минского епархиального управления протоиерей Сергий Лепин.
ИА REGNUM: Каковы, на Ваш взгляд, мотивы людей, решающихся на акции в духе Pussy Riot?
Все очень сложно. Думаю, что каждый отдельный случай требует особого рассмотрения. Грех — один, но история падения, как правило, всегда уникальна. Только Бог видит сердце человека, и притом так, как этого не может видеть сам человек. Тут нужен личный духовный контакт. А так мы можем говорить только о каких-то общих чертах, о том, что «на поверхности», а так же о тех внешних обстоятельствах, которые способствуют таком развитию событий. Обычно это — «синдром Герострата», «комплекс Моськи», жажда денег, антиклерикализм, психические расстройства, дурное воспитание, безвкусица и, все же, безнаказанность.
ИА REGNUM: Можно ли расценивать акцию Pussy Riot как «панк-молебен»? Может, женщины на самом деле просто пришли помолиться? Или «панк-молебен» не характерен для православия, но характерен для сектантов?
Нет, нельзя. Иначе получится, что и в биологический музей некоторым временем ранее Толоконникова (участница Pussy Riot Надежда Толоконникова — прим. ИА REGNUM) стопроцентно пришла позаниматься биологией! И дело даже не столько в том, что они что-то сделали «не по форме». Дело в их намерениях, в целях, с которыми они пришли. Истинные мотивы прекрасно видны в их интервью, из их речей на суде, из которых следует, что «панк-молебен» — это просто такое название политической и, простите — художественной акции. «Это обращение — скорее, игра, художественный ход» — заявила одна из участниц Pussy Riot. Вопрос о «форме» — это десятый вопрос, хотя и он актуален, конечно.
ИА REGNUM: С точки зрения церкви, женщины совершили уголовное преступление, или это было гражданское правонарушение?
Церковь не кодифицирует подобного рода нарушения по предлагаемой вами шкале. Это прерогатива светского законодательства и судов. Для нас важно только одно: чтобы подобное не воспринималось обществом как норма, и чтобы сами участники подобных акций осознали нужду в покаянии и исправлении.
ИА REGNUM: Как вы думаете, сколь существенно на исход дела повлияли «антипутинские» заявления Pussy Riot? Многие публицисты в России и на Западе указывают, что суд над ними — чисто политическая расправа.
Возможно, у власть придержащих есть свои мотивы, и мы за них не в ответе. Но не имеющие отношения к власти верующие сформулировали свое отношение к этой выходке, принимая во внимание совершенно другие факты. Вы ж не думаете, что если бы подобная акция была устроена в поддержу правительства, то она была бы воспринята верующими положительно? К сожалению многие и сейчас думают, что женщины осуждены только за то, что они спели «Богородица, Путина прогони». Но это не так. Давайте, все же, посмотрим на сами тексты этой группы (1). Это очень грязные тексты, в которых много ненависти и вражды.
Для того, чтобы состав преступления было проще понять западному человеку, я рекомендую условно (подчеркиваю: условно) представить, что в везде в текстах женщин эпитеты в адрес РПЦ относятся в адрес синагоги, эпитеты против духовенства — против раввинов, эпитеты против православных верующих — против евреев, эпитеты против Путина и России — эпитеты против собственного правительства, притом в том контексте, что оно само продалось иудеям, или иудеи сами продались, и поэтому режим ФБР, Ми-6 или еще какой нужно свергать и «мочить», идти устраивать указанный в тексте погром. А еще представьте себе защитников таких «креативщиков», которые бы угрожали повторением большевистских репрессий (в нашем мысленном эксперименте — Холокоста), если их оппоненты с ними не согласятся. Это во-первых. А во-вторых, любая власть болезненно реагирует на призывы к ее свержению, и однажды ее терпение может кончиться — особенно если есть подходящий повод вступиться еще за чьи-либо ущемленные права или интересы. А подобное «искусство» терпели достаточно долго и даже премии давали. Кстати, и обсуждаемую песню они исполняли уже не один раз. Но однажды все же нашла коса на камень.
ИА REGNUM: Позиция церкви по делу Pussy Riot была однозначной?
«Позиция церкви» — как-то очень громко звучит, я думаю. Кто такие Pussy Riot, чтобы еще относительно них формировать «однозначную позицию»? Для церкви эти женщины — просто грешницы, у которых имеются проблемы с законом и воспитанием. Мы надеемся, что они раскаются в содеянном и изменят свое отношение к людям, к Богу, к церкви и самим себе. В целом, мы исходим из того, что право на так называемое самовыражение не абсолютно — оно ограничено правами других людей.
ИА REGNUM: Какова реакция на приговор нецерковного руководства, простых верующих?
Просто верующие? Я не думаю, что человек, поддерживающий такие акции, одобряющий их и тем более участвующий в них является носителем сознания, совместимого с учением православной церкви. Все более-менее вменяемые люди согласны с тем, что сотворенное женщинами в храме плохо — спор только о том, как наказывать за случившееся и наказывать ли вообще — а это уже вопрос не веры, а личной гражданской позиции. В учении церкви нет догматизированного уголовного кодекса, который бы предписывал штрафы, ограничения свободы и прочее в этом духе за какие бы то ни было преступления. Меры воздействия на грешника ограничиваются только духовными предписаниями (отлучения от причастия, например).
Верующих много, и все они разные. Все случившееся вызвало бурные эмоции. Некоторые из них были достаточно радикальными, и духовенство всегда напоминало, что столь неблаговидный поступок этих женщин не может оправдать той ненависти, которой мы отгораживаемся друг от друга в спорах о случившемся. Женщины посеяли ненависть, но нельзя позволить им вырастить и собрать урожай.
ИА REGNUM: Доминирующая в западных медиа трактовка процесса над Pussy Riot, однозначно осуждающая позицию Московского патриархата — насколько она отражает умонастроения западного общества?
Мне не совсем понятно: что именно они осуждают? Какую позицию они имеют в виду? Что именно? Где они её взяли? Pussy Riot осудил светский суд, а не церковный. Да, наши спикеры выступили с однозначным осуждением всего случившегося, но нигде они не требовали расправы, длительных сроков и прочего в этом роде. Церковь не подавала никаких исков. Или имеется в виду наша политика невмешательства? Тогда странно слышать, как продвинутая демократическая Европа осуждает религиозную организацию за то, что она не пытается влезть в судебный процесс и оказать на него давление.
Или они осуждают нас за то, что мы не оценили предложенных инноваций в искусстве? Духовенство РПЦ не страдает капролалией и верит, что окормляемые ею народы не настолько деградировали и еще имеют свой творческий потенциал развития в более традиционном, скажем так, направлении. Даже если речь идет просто о критике позиции церкви, то все могло бы происходить в рамках закона и норм приличия.
Женщины, как я понял из их текстов, очень недовольны возрастающим влиянием церкви — тогда зачем им наше влияние и в этой ситуации? Тут, по логике, можно было бы сказать: «Получите то, за что боролись», но… Надо же! Церковь выступила с призывом проявить милосердие. Полагаю, что каждый может ознакомиться с опубликованным Заявлением Высшего церковного совета РПЦ в связи с судебным приговором по делу «Pussy Riot», осквернивших священное пространство храма Христа Спасителя (2).
ИА REGNUM: Почему заявление Высшего церковного совета РПЦ было сделано после вынесения приговора?
У меня нет инструкций на эту тему, поэтому здесь я могу говорить только от себя. Во-первых, приговор не окончательный и будет обжаловаться, и голос церкви может быть учтен — т.е. призыв актуален. Во-вторых, кое-что я уже только что сказал о нашем молчании: всем своим поведением они показывают, что им нужно полное оправдание, а не милосердие. Мы за милосердие, но против оправдания. Мы не можем оправдывать их поступок. Но есть еще и третье обстоятельство. Давайте вспомним, что церковь уже не в первый раз сталкивается с покушением на её святыни, почти все они заканчивались ничем или почти ничем. Вспомните Бренера и его акцию в 1995 году в Елоховском соборе. Где он? В Европе. Вспомните Тер-Оганьяна, который в 1998 году рубил иконы. Где он? В Европе. Вспомните Мавромати, кривляющегося на кресте в 2000 году. Где он? Правильно, в Европе! Самодуров и его «Осторожно, религия»: прокурор требовал три года — но чем все закончилось? Штрафом. Савко и его глумление над образом Христа. Что с ним? Да ничего! И в этой ситуации, тем более — с таким беспрецедентным давлением на суд, могло быть что угодно.
ИА REGNUM: Возможны ли подобные процессы на Западе?
Конечно! Не только возможны, но и реальны. В качестве примера можно привести ню-фотосессию в Кельнском соборе в 1997 году. Все подсудимые по тому делу признали свою вину, поэтому суд вынес достаточно мягкий приговор: так, фотограф приговорен к 4 месяцам условно и денежному штрафу (3). Официальный представитель МИД России уже приводил примеры существования соответствующих статей в Австрии и Германии: в ФРГ хулиганские выходки в пределах молельных помещений караются лишением свободы сроком до трех лет или денежным штрафом, в Австрии за совершение в помещении церкви хулиганских действий, оскорбляющих нравственные чувства, предусматривается наказание в виде лишения свободы на срок до шести месяцев или денежного штрафа в размере до 360 дневных ставок. Да и финскому профессору Тейво Тейвонену грозит два года тюрьмы за неудавшуюся попытку осквернения храма в поддержку Pussy Riot. Израиль, конечно, не Запад, но и там за осквернение и нанесение ущерба святым местам можно получить срок до 7 лет. Полагаю, этот список можно продолжить, если задаться целью. Самое печальное: на самом деле так называемым «представителям Запада» безразлична судьба этих женщин — для них важна реализация своих русофобских интенций. Хотя «Запад» — очень растяжимое понятие. Есть разные мнения и на Западе, но нам настойчиво навязывают лишь одну точку зрения.
ИА REGNUM: Как реагировали на дело Pussy Riot представители других конфессий?
Обстоятельный ответ на этот вопрос стоит искать у самих представителей других конфессий. Предполагаю, что и там тоже все по-разному. Естественно, нашлись те, кто захотел попиариться на этой теме. К примеру, имам Вологодской соборной мечети Наиль Мустафин заявил, что женщин в случае «панк-молебна» в мусульманском храме просто «отпустили бы с Богом» — он и сунну в обоснование нашел для этого (4). Хотя, как минимум, некоторые его коллеги не согласны с такой оценкой и считают, что от смерти женщин спасла бы неактуальность законов шариата. В странах же с действующим исламским законодательством им грозила бы смерть (5).
Иудеи высказались в поддержку осуждения «Pussy Riot» — например, глава департамента общественных связей Федерации еврейских общин России (ФЕОР) Борух Горин на своей странице в Facebook сделал это весьма экстравагантно. Рекомендую полюбопытствовать (6).
Судя по заявлением католического митрополита Тадеуша Кондрусевича, белорусские католики также однозначно осуждают поведение Pussy Riot в православном храме.
Каждый примерил все случившееся на себя. Спасибо всем, кто нас поддерживал и переживал за нас.
ИА REGNUM: Можно ли ожидать рецидивов акций в духе Pussy Riot?
Да, можно — почему нет? Увы: у меня нет надежд на то, что в ближайшее время мир станет чище и добрее.
Ссылки:
1) www.state-religion.ru/files/ex_Koksheneva.pdf
2) www.patriarchia.ru/db/text/2411921.html
3) www.radiovesti.ru/articles/2012-08-01/fm/60031
4) top.rbc.ru/society/10/08/2012/664049.shtml
5) www.politonline.ru/ventilyator/11499.html
6) www.aen.ru/?page=brief&article_id=65076
Подробности: www.regnum.ru/news/polit/1566105.html#ixzz250xAVv94
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.