Нет, ты уцепился за Сталина и раскручиваешь идеологию.
Никакой идеологии, упасихоспади. Просто о Гитлере мне известно меньше — мои предки при нем не жили.
Всё, что я говорю, — это отрицание утверждения «их все любили». Меня коробит это «все». Кто-то любил, кто-то — нет. При этом стоит помнить, что зачастую люди не любят праведников, зато превозносят злодеев. И то, и другое — искренне.
О чем спорить? Мне обобщения не нравятся, они всегда неверны, ибо на любое множество «всех людей» найдется некое количество людей, которые в тех «всех» не вписываются.
Ребенок не слушает наставлений родителей по поводу «хорошо» и «плохо», ребенок перенимает их мировоззренческие позиции, переоценивает, и потом принимает или отвергает в зависимости от разных жизненных обстоятельств.
Бука уже так хорошо и верно ответила, что мне уже и сказать нечего, я с ней согласен. Но если прибавить из личного опыта — я всегда слушал, что говорили родители. Их слова западали мне в память даже тогда, когда я этого сам не замечал. И уже спустя много лет, до сих пор, иногда понимаю, что не люблю какой-то фильм или явление только потому, что когда-то, в мои четыре года, мама сказала при мне «это плохой фильм».
Но далеко не всё, что я слышал и что слушал, определило мои позиции. Многое отвергал, конечно. А потом обдумывал отвергнутое — и что-то принимал… а что-то нет. Но самым значимым было все-таки не «указанное», а объясненное.
А вот мой отец как раз бы с тобой согласился: он всегда считал, что не надо сажать перед собою детей на стул и «воспитывать» — подавай им пример своей жизнью, а уж они у тебя сами всему научатся. Вот именно тому и научатся, что ты из себя представляешь…
И это тоже верно. По сути. Вот только одно маленькое «но»: ты-то — родитель — себя видишь не так, как видит тебя ребенок. Допустим, ты произносишь фразу из десяти слов, а ребенок услышит лишь пять, более важных для него. И поймет не так, как ты сам хотел бы, чтоб тебя поняли.
*и заметь: это и здесь у нас происходит. Ты сказал одно, люди услышали другое, а ты в недоумении, отчего же они совсем не то слышат, что ты им говорил*
Так что личный пример — дело хорошее, отличное и необходимое. Но при этом — всегда надо помнить, что твой личный пример будет увиден другими — ребенком, например, — сквозь призму его собственной личности и представлений. И поэтому он все-таки может не понять тебя. И поэтому разъяснения «что такое хорошо и что такое плохо» — все-таки нужны.
В правильных спорах рождается Истина… если под «спором» понимать не свару, а вопросы, продиктованные желанием узнать ответ, и ответы, цель которых не победить, а объяснить. И это верно всегда — в том числе, и с ребенком…
ты пытаешься всему на свете дать моральную оценку и распределить на добро и зло, причем так: понимаю мотивацию — добро или вынужденное зло. Не понимаю — зло.
А я вижу так: растолковали мне мотивацию или не растолковали
Совершенное «не так». Я могу понимать зло. Могу не понимать добро. Я вообще не люблю четкого деления на черное-белое. И мне казалось, их моих слов это ясно следует. Я не верю в абсолютное зло, да и абсолютное добро — штука сомнительная.
Но тем не менее, какие-то критерии необходимы. И совершенно отвергая «плохо» — тем самым ты и «хорошо» ставишь под сомнение.
Как ты думаешь, воспитывая ребенка, можно ли избежать «хорошо и плохо»? Что-то я сомневаюсь… Другое дело — потом, когда человек слегка повзрослеет, донести до него суть принципа относительности…
Насчет казней — в целом да, я согласен, что казнь — форма мести. Я против мести, но за хирургию. А когда речь идет о человеке неизлечимо больном, причем его болезнь состоит в неодолимом стремлении совершать разного вида насилие, — увы. Излечить его нельзя. Конечно, можно до смерти держать под замком. Мне эта мера не кажется более гуманной. Но если смотреть на казнь как на некий критерий нравственного здоровья общества — то я определенно «против». Здоровое общество своих сограждан не убивает…
это исторический факт, спроси любого очевидца, почитай мемуары, хроники, наконец посмотри
А я и читал, и смотрел. Вот только очевидцев-то где взять? Их спросить сложно. Как мне вынуть из могил всех тех очевидцев, кто был уничтожен в те годы?
А если говорить о тех, кто помнил очевидцев и те дни, то о любви они что-то не рассказывали. Как и те, кто писал те книги, что я читал. Как и передачи канала Культура, которые и теперь иногда мелькают…
Кто-то любил его, не спорю. Но вряд ли в этот список входят сотни тысяч людей, замученных по его приказу… и все те люди, чьи жизни, творческие планы, мечты были сломаны в те годы.
Я не хочу больше спорить на эту тему. Есть слишком много документальных доказательств того, что невинные жертвы были, и было их достаточно, чтобы говорить о геноциде. Если отвергать одни свидетельства просто потому, что другие тебе ближе, то можно доотвергаться до того, что и концлагерей не было, и вообще все мы делимся на потомков Честных, Светлых и Безупречных — и Гнусных Врагов Народа. Четко так вот берем и делимся. Одни направо, другие налево, кто слева, тех расстрелять, остальные улыбаются и машут…
Для одних всё делаешь с радостью, для других потому — что должен и обязан, и настроение совершенно разное.
Вот это и есть свобода — когда для «других» можно нифига не делать, и тебе за это ничего не сделают )
бывают ситуации, когда тебя что-то напрямую касается, и тебя в это втягивают, и надо высказаться, но вот скажешь что думаешь на самом деле — будет скандал.
Знакомо, жизненно, очень неприятно. Особенно когда тебя на высказывания прямо провоцируют. Типа «а мне так важно твое честное мнение!» — а потом оказывается, что это надо было переводить как «А ну быстро сказал мне вагон комплиментов!» )
Вообще тут важно, что именно ты этим словом называешь. Например, для меня «свобода» — это не от общества, а в первую очередь — от долгов. В широком смысле слова. Но при этом есть же близкие люди, семья — конечно, это связь… но не связанность )) В моем понимании )
А вот если с тобой «связан» нелюбимый, неприятный человек, или у тебя неприятная работа, а уйти почему-либо не можешь, — это уже несвобода…
Или когда не можешь открыто высказать свою точку зрения. Вот это вообще непереносимо.
Воистину…
А я вижу так: растолковали мне мотивацию или не растолковали