Славянские обрядовые куклы. Кострома.
 
Великолепная Ярослава

Славянские обрядовые куклы. Кострома.

+3

Не могу ни похвастаться своим ручным трудом, так как желание заняться декоративно-прикладным творчеством нападает на меня не очень часто. В нашем художественном музее открылась новая выставка «Русская изба» и там идут мастер-классы по изготовление обрядовых кукол, прядение на веретене и других не менее интересных вещей. Мы изготавливали обрядовую куклу Кострому.

 

  Сначала небольшой экскурс в историю….

Кукла являлась помощником человека в обрядах направленных на жизнь. До сих пор известно много аграрных обрядов с куклами. Это куклы Русалка, Кукушка, Урожайная, Ярило, это куклы — образы природных сущностей.

Оберегали куклы дом, сон, служили оберегами на сытость и достаток.

По кукле судили о рукоделии, есть кукла на выхвалку ( хвалиться) которая служила своеобразным экзаменом для пропуска на посиделки, где можно было присмотреть пару. Пропуском служила работа – вышитый фартук.

В народном мировоззрении основой было наблюдение за миром и явлениями природы, это видение мира природы и законов мироздания помогало человеку выживать, а куклы были частью этого видения, помощниками человека в сохранении жизни, здоровья и достижения счастливой судьбы. Само создание и способы изготовления кукол несут в себе это знание и отражают видение действительного мира.

Некоторые куклы после обрядов отдавались детям для игры, в традиционной игровой кукле сохранилась основа обрядовых и обережных кукол. Дети рисовали лица и одевали кукол. Делали кукол для игры сами и для младших детей. Игровые куклы были из природных материалов и старых лоскутов от ношеной одежды. В дело шла трава, цветы, солома с поля, ветки, щепки, лыко, все, что находилось рядом с домом или местом работы взрослых.

Из-за того, что создание ткани было очень трудоёмким, дети донашивали одежду взрослых, и на куклы оставалась изношенная ткань. Она легко рвалась руками, что важно в обережных куклах, так как считали, что при их изготовлении нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который её носил. Делали кукол также и из новой ткани — для свадеб и на подарки.

Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям кукла без лица считалась неодушевлённой, недоступной для вселения в неё злых духов, недобрых сил. Если рисовали или вышивали лицо, что встречалось в более поздних куклах для любования, то рот куклы рисовался или вышивался плотно закрытым.

Куколке можно было рассказать о горе и печали, пожаловаться, о чем-то попросить, как у матушкиной куколки из сказки, про Василису. На севере таких заместительных кукол умерших родственников садили за стол, кормили, у них были сундучки с любимыми при жизни вещами. Хоронили таких кукол через несколько лет.

 

Костромой звали соломенную куклу, которую в летнее время носили хороводом девушки, пели ей специальные обрядовые песни, а затем несли к реке, топили ее в воде или сжигали на костре. Праздник похорон Костромы был одним из главных в цикле летних народных гуляний. Предполагают, что под видом похорон Костромы — соломенного чучела, сохранялся в народе древний обычай весеннего жертвоприношения Яриле. Церковники жестоко преследовали подобные празднества. Но несмотря на все запреты церкви, праздники в честь подобных славянских божеств справлялись в Костроме и некоторых городах современной Костромской области до конца XVIII века. В 1771 году святейший Синод окончательно запретил ежегодно справляемые в Костроме празднества в честь Ярилы, грозя отлучением от церкви и отказом в погребении. Однако в самой Костроме, Галиче, Нерехте летние празднества называли по старой привычке до самого начала XX века «яриловками», а неподалеку от этих городов сохранялись еще долго березовые вековые рощи, некогда посвященные Яриле и ставшие в поздние времена излюбленными местами летних народных гуляний.

В имени Костромы слышны старинные русские корни «костерь», «костра», что значит «кора растений». «Кострома» — женское воплощение плодородия, в древности так назывался языческий обряд. Во время празднества сжигали «Кострому» — огромное чучело, деревянное или соломенное, ряженное в белые одежды и украшенное зеленью. Огонь в народе всегда считался очистительной силой.

Моя кукла Кострома и счастливая группа со своими работами

Источники: О куклах, об обрядовой кукле Костроме

Вставка изображения


Для того, чтобы узнать как сделать фотосет-галлерею изображений перейдите по этой ссылке


Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.
 

Авторизация


Регистрация
Напомнить пароль