Так как взрослая литература категорически не лезет, читаю разные детские книги современных авторов. Дальше отзывы, чтобы добро не пропадало.
Эта коротенькая повесть подкупает своей бесхитростностью. Вообще ничего особенного нет в сюжете: живет пятиклассник Володя, чья мама бегает по митингам и однажды попадает под арест за нарушение общественного порядка, Володя переживает за маму и думает, за кого бы ее, молодую и красивую, пристроить замуж — за своего старшего приятеля-студента? или за милицейского майора. чтобы тот ее воспитывал? А еще у Володи был отец, которого он видел лишь раз в жизни, мельком, на улице, а после только в гробу на кладбище, и сестра, которая о нем никогда не узнает. И еще друг есть у Володи, Шурка, обитатель коммуналки. не то гений, не то идиот, которого третирует учительница математики. А фамилия у Шурки нерусская — Абуалиев.
Удивительно просто рассказанная история взросления. И очень славные герои — здесь вообще нет ни одного отрицательного персонажа, а практически все конфликты вызваны исключительно непониманием. Разве лишь в последней главе, но пацаны оттуда выступают скорее как внешняя угроза, без заглядывания внутрь.
Особенно хорош, конечно, главный герой — не по годам серьезный, вдумчивый мальчишка, безусловно положительный, но при этом не плакатный. И в нескольких ситуациях выбора, который есть в повести, он делает выбор правильный — правильный с точки зрения своей совести.
Еще одна особенность текста — язык. Для школьной повести здесь очень мало школьного сленга, вообще повествование суховатое, словно бы отстраненное. Здесь не столько мальчишка здесь и сейчас пропускает события своей жизни сквозь себя, сколько о взрослении рассказывает немолодой уже человек. Может быть, отсюда рождается особая авторская интонация: печаль моя светла.
Все будет в порядке.— Я же говорил, что выживет, — радостно проговорил врач. — Лобачевским, может, и не станет, но жить будет.
Эти слова донеслись до Володи словно из тумана.
«А я и не собирался Лобачевским. Это Шурке надо, а мне — просто человеком», подумал он и хотел даже сказать вслух, но вместо этого окончательно провалился в сон.
Белорусы офигенно крутые молодцы. Жвалевский и Пастернак — это феерия, праздник и абсолютный мастрид! Особенно «Гимназия № 13», которую мы читали взахлеб по очереди тогда еще всей семьей.
В отличие от предыдущего текста, сюжет в «Гимназии...» закручен будь здоров. Семиклассник Антоха Волков в компании с парой приятелей на спор решают взорвать дуб — местную достопримечательность, растущую аккурат посреди школьного двора. Их затея венчается успехом, однако в момент взрыва происходит нечто, в результате чего мальчишки, а вместе с ними и три их случайно оказавшиеся поблизости одноклассницы оказываются в замкнутом мирке, ограниченном аккурат пределами школы. Двери в здании намертво заклинены, окна не выбиваются, вместо неба вверху клубится абсолютная темнота, и только посреди двора стоит дуб — целехонький, будто и не было взрыва.
«Гимназия № 13» — это жгучий коктейль, в котором есть все: и лихо закрученный сюжет с постоянными загадками и неожиданными отгадками, и симпатичные герои, показанные в развитии, и много действительно смешного юмора, и жуть, и первые влюбленности, и даже чувственность — флер легкой эротики в некоторых сценах явен, мальчики и девочки здесь отнюдь не бесполы. И там такой Кощей!
А еще в «Гимназии...» есть история и литература: «Руслан и Людмила», «Слово о полку Игореве» и народные заговоры, экскурсы в праславянский язык, бестиарий славянской мифологии вместе с сонмом славянских же божеств, междоусобицы 11 века и отголоски Великой Отечественной.
Единственное, что сначала показалось вторичным — байда про светлых и темных, которые суть два сапога пара. Впрочем, во-первых, мораль здесь очевидна, а во-вторых — финал заставил забыть о вторичности.Весь подземный зал мгновенно заполнился людьми в кольчугах и кожаных доспехах. В первый момент показалось, что это не люди, а монстры: с перекошенными в беззвучном вопле ртами они бросались друг на друга, рубили мечами, били щитами, булавами. даже шлемами — всем. что подворачивалось под руку. Из ран хлестала кровь, враги, сцепившись, катались по убитым и раненым…
— Это война, — сказал Антон, просто чтобы разогнать тишину.
В безмолвии этот кошмар казался еще ужаснее.
Маша закрыла глаза ладонями:
— Это… это не война! Это… бойня какая-то! Не могу смотреть!
— А война — это всегда бойня, — неожиданно для себя самого, как-то очень по-взрослому сказал Антон. — Это тебе не кино про мушкетеров.
И да, еще понравилось, что среди героев-подростков нет статистов, задвинутых на задник сцены. Здесь — действительно команда, в которой каждый — личность и каждый — важен, даже те, которые поначалу казались претендентами на сугубо комические роли.
Резюме: классная сказка для всех возрастов! Завидую.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.