В связи с тем, что не утихают жаркие дискуссии о нужности планов, вспомнил одну свою статейку, которую написал для ВКшной группы пару лет назад. На тот момент о методе снежинки я не знал, посему полагал, что придумал что-то новое Впрочем, отличия от классической снежинки есть. Свою технологию, разумеется, никому не навязываю, поскольку она заточена индивидуально под меня, но может кто заинтересуется. Дальше собственно текст статьи.
Хочу немного рассказать о своей технологии написания произведений, возможно, кому-то это окажется интересно и полезно.
Раньше я, как и многие, писал последовательно, по главам. Придумываешь начало, садишься, пишешь первую главу, потом вторую — зачастую даже не зная толком, чем всё кончится, и уж почти наверняка не зная, что там должно происходить в середине (а это как раз, на мой взгляд, наиболее важная часть книги, поскольку основные события вершатся именно в средней её части). Такой подход приводил к тому, что после N-й главы идеи внезапно заканчивались (а порой, более того, неожиданно возникали неразрешимые противоречия с уже ранее написанным), и ещё одной незавершёнкой становилось больше. У меня и по сию пору в черновиках лежит много таких незавершённых вещей, которые вряд ли уже когда будут написаны.
Поэтому в один прекрасный день я решил изменить подход, для чего воспользовался радикально новой (для меня) идеей. Сама по себе эта идея, разумеется, не нова и не я её придумал — но именно в таком виде, насколько я знаю, никто из известных писателей её не использовал (хотя я могу ошибаться, поправьте меня, если я не прав). Суть предельно проста и заключается в следующем.
Допустим, в один прекрасный день нам в голову пришла мысль написать про то, как некий положительный главный герой спасает некую звёздную систему от злобных космических пиратов. Ну, или про то, как крестьянский мальчик становится учеником мага, сам вырастает в могущественного чародея и захватывает власть в королевстве. Или ещё про что-то. Словом, в голове у нас есть пока что только размытые контуры сюжета и желание написать об этом, в лучшем случае в активе имеется пара спонтанно придумавшихся эпизодов и какой-нибудь яркий эпизодический персонаж. Тогда мы садимся и пишем примерно следующее:
«К одному крутому мужику прилетела делегация с планеты N с просьбой о помощи, поскольку им угрожали злобные пираты. Мужик, подумав, согласился помочь и покрыть своё имя славой. Прилетев на планету N, он с помощью хитрых уловок и грубой силы покрошил пиратов в капусту, а потом женился на местной первой красавице.»
Всё! Фактически мы только что записали произведение целиком, от начала и до конца, пусть и в предельно сжатой форме. Но зато теперь нам известно, с чего дело начнётся, чем оно закончится, и что в общих чертах произойдёт в середине сюжета. Это сразу снимает проблему и с дефицитом идей, и с неразрешимыми противоречиями, о чём я писал выше, а заодно и нам самим помогает сразу охватить взглядом всю будущую книгу целиком, а не лепить детальку к детальке на авось.
Ну а потом начинаем работать с получившимся эмбрионом и раз за разом переписывать его, внося на каждом этапе всё больше подробностей, нюансов и ответвлений сюжета. В нашем случае можно, допустим, начать с того, что придумать имена для главного героя и основных персонажей, определиться с названием планеты и обстановкой на ней, на следующем прогоне проработать основные узлы — чем именно угрожали пираты, по какой причине подписался на подвиги главный герой, как именно он всё же заборол пиратов.
Таким образом, при каждом новом переписывании текст будет обогащаться всё новыми подробностями и расти в объёме — сперва он будет похож на школьное изложение, потом на краткий пересказ, потом на полноценный синопсис — и в конце концов превратится в полностью законченный черновик, в котором все действия героев описаны и замотивированы, сами герои выглядят живыми людьми, а не картонками, логика развития сюжета похожа именно на логику, а не чёрт знает на что. И вот этот черновик теперь уже можно шлифовать именно с литературной точки зрения, работая над языком, стилем, устраняя мелкие недочёты и косяки.
Сам я называю эту технологию «литературным рендерингом» — тот, кто работал с трёхмерной графикой и моделированием, поймёт почему. Основное её достоинство для меня, как я уже сказал — с самого первого момента мы имеем целиком законченное произведение, а не различные куски и отрывки, слабо (а то и вообще никак) связанные между собой. А имея перед собой готовый и прочный каркас, гораздо проще заниматься дальнейшей его деталировкой, не рискуя неожиданно зайти в тупик.
Если есть желание обсудить или дополнить написанное — милости прошу.
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.