Первомай — другие названия: День труда, День весны, Праздник весны и труда (в РФ), День международной солидарности трудящихся — отмечается в 142 странах и территориях мира 1 мая или в первый понедельник мая.
Первомай в современном виде возник в конце XIX века в рабочем движении, выдвинувшем в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. 1 мая 1886 года социалистические, коммунистические и анархические организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций. При разгоне такой демонстрации в Чикаго 4 мая погибло шесть демонстрантов. В ходе последовавших за этим массовых выступлений протеста против жестоких действий полиции в результате взрыва бомбы последовавшей перестрелке было убито восемь полицейских и минимум четверо рабочих (по некоторым данным, до пятидесяти убитых и раненых), несколько десятков человек получили ранения. По обвинению в организации взрыва четверо рабочих-анархистов были приговорены к повешению (впоследствии было доказано, что обвинение было ложным). Именно в память о казнённых Парижский конгресс II Интернационала (июль 1889) объявил 1 мая Днём солидарности рабочих всего мира и предложил ежегодно отмечать его демонстрациями с социальными требованиями
В Российской империи Первомай как день международной солидарности впервые отметили в 1890 году в Варшаве проведением стачки 10 тыс. рабочих. С 1897 года маёвки стали носить политический характер и сопровождались массовыми демонстрациями. Первомайские выступления рабочих в 1901 году в Петербурге, Тбилиси, Гомеле, Харькове и др. городах впервые сопровождались лозунгами: «Долой самодержавие!», «Да здравствует республика!», столкновениями с войсками (например, т. н. «Обуховская оборона» 1901 года). На первомайские стачки и демонстрации 1912—1914 годов выходило более 400 тыс. рабочих. В 1917 году, после Февральской революции, Первомай впервые отпраздновали открыто: миллионы рабочих вышли на улицы с лозунгами «Долой министров-капиталистов», «Вся власть Советам», «Долой империалистическую войну!»
Вальпургиева ночь — это главный шабаш ведьм, а также один из важнейших языческих праздников, посвященных плодородию, отмечается в ночь с 30 апреля на 1 мая. Название происходит от дня св. Вальпурги (Вальдбурги), сестры св. Виллибальда, канонизованной в 778 году, которую принято поминать 1 мая.
В средние века существовало поверье, что Вальпургиева ночь является ночью пиршества ведьм во всей Германии и Скандинавии. Тысячи ведьм, колдунов и магов садились верхом на метлы и вилы и слетались на гору Брокен в горах Гарца или Харца (от средневекового немецкого Hart — горный лес), где проводили время в диких пирах, плясках и совокуплении с демонами и дьяволом. Ведьмы варили магическое зелье, ибо считалось, что травы в эту ночь обретали чудесную силу. Так ведьмы пытались помешать приходу весны, насылали порчу на людей и скот. В канун 1 мая, как и в канун 1 ноября, открывались границы между мирами, и нечистая сила всех мастей собиралась на свой праздник. Потому вечером 30 апреля всюду в Европе горели костры. В деревнях изгоняли ведьм: их чучела сжигались на кострах, люди обходили дома с факелами, звонили в церковные колокола и т. п.
В 1527 году была публично сожжена на костре первая колдунья. В 1782 году в городе Гларус, Швейцария, от руки палача умерла последняя ведьма в Европе — Анна Гёльди. Всего такая участь постигла более 100 тысяч европейских женщин.
Начало всему, как считает большинство исследователей, положили кельты, у которых было восемь праздников, деливших год на восемь приблизительно равных частей. Помимо зимнего и летнего солнцестояний, которые так или иначе отмечали почти все народы, из них известны три. Имбольк /Imbolc /Oimelc, или День Сурка (церковью отмечается как Сретенье — день встречи зимы с весной), можно считать, единственный из них, кому удалось избавиться от дурной славы. Двум же другим, Бельтэйну (30 апреля) и Самайну /Samhain(31 ноября) повезло значительно меньше.
Традиция Бельтэйна сохранилась в двух торжествах — ночи Хеллоуина и Вальпургиевой ночи. Эти праздники были противоположностью друг друга — как на календаре, так и по смыслу. Для кельтов ночь перед 1 мая знаменовала наступление летнего периода времени — «большого солнца», ночь перед 1 ноября — соответственно, наступление зимы. Считалось, что в оба праздника настежь открыты врата в другой мир, страну эльфов…
Как и везде, где она воцарялась, христианская церковь занесла в черный список не только кельтских богов, но и кельтские праздники. Однако, поскольку день в году нельзя упразднить, постаралась навязать им другое значение. Так, 1 ноября стало Днем всех святых, другие старые праздники, в том числе и Новый год, также приобрели христианскую окраску. Но в церковном календаре разнообразных требующих отмечания дат и так хватало, и о праздновании 1 мая добрые католики постарались забыть…
Считалось, что травы в Вальпургиева ночь обретают чудесную силу, поэтому многие знахарки-травницы, выходили в этот день на сборы…
Именно тогда и проводилась Дикая Охота, или Дикий Гон, выглядевшая как процессия призраков-всадников во главе с Главным Охотником, которых сопровождали лающие псы. К очистительному костру выезжали Майский Король и Майская Королева, которые считались воплощениями Бога и Богини. Был также ритуал сбора молодежью цветов в течение целой ночи, в эту ночь молодежи разрешалось все, хотя в целом нравы были строгие…
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.