О механизмах расчеловечивания
Немного о нас, людях.
… Когда в Одессе украинские нацики-радикалы сожгли людей, один автор, женщина, из Киева, пишущая хорошие по качеству стихи, написала мне: но это же сепары…
Я слегка тогда опешил (я ж с Донбасса...) — но проглотил, ещё не случилось во мне то, что произошло потом, когда я перестал быть толерантным. Но тогда я думал — шок у людей… Мы тогда не могли себе такого даже представить. У меня тоже закрадывалась мысль, что это всё «подстроено». Но потом пошли «откровения» от разных подонков — от Гончаренко до Фарион… Да ну их. Не хочу перечислять — этого добра достаточно было. В том числе и по официальным каналам УТ в телевизоре. Нам говорили в лоб, что будут нас прессовать и убивать.
Тогда я подумал, что тот автор просто заблуждался. Прошло восемь лет! Я не касался темы войны, мы больше как-то о литературе говорили. О стихах. Мне казалось — ну что тут говорить, ведь всё понятно и так. И вряд ли можно что-то изменить таким людям, как она, в страшноватом нацистском Kyevе. Но вот снова вижу — нет, это не было заблуждение. Это — убеждение, или то, чем это убеждение заменили. То есть — подменили.
Автор хороших стихов живёт в городе, который никто не бомбил. Ещё не было там «ада», о котором так любят писать те, кто не знает, что такое «Град», «Точка У», подвалы и вообще — артобстрелы они по телику только слышали да по роликам из тик-тока знакомы с военной реальностью. Они громко вопят об ужасах войны. И действительно считают, что можно было и дальше так жить. Припеваючи, что ли.
У этих людей нет и не было войны. Сказки про «российское вторжение» от 2014 стали понятны всем, и к ним просто потеряли интерес. То, что там на Донбассе происходило — никого из них не интересовало, не волновало.
Трудно поверить, но этот автор не считает Украину нацистской, у них там всё прекрасно, оказывается, было, а теперь — не прекрасно. Этот автор уверен, что бандеровщина — это ничего страшного, что отнять язык у народа — это нормально, а убивать людей на Востоке (и в России, без иллюзий я уже) — это правильно, это благо.
Странно, но автор пишет хорошие стихи. На русском. У меня эта шизофрения самоотрицания и самоуничтожения собственной идентичности не укладывается в голове.
Я не даю оценку этому искажению ценностей в отдельно взятой жизни постороннего мне человека. Потому что не знаю обстоятельств жизни этого человека. Поэтому не буду осуждать. Это просто — факт и всё. Отношение к происходящему — вот такое.
Но в связи с таким вот диким случаем мне интересно: почему одних не берет вся эта лукавая психотехника, этот «апгрейт» ума, а других — берет? Может, дело в механизме, который описан в Евангелии? В случае с бесами. Они ведь приходят туда, где пусто.
Для одних догмы — не убий, не укради, это нормально, и они не нуждаются в модифицировании. А другие — в основном носители «богавдуше», «либеральных идеалов», все эти «прогрессивные европейские боговдушники» — поют про то, что догмы следует «развивать в эпоху технического прогресса». Как их можно развивать? Не убий — заменить на убий?
Но ведь подменяют…
И само собой разумеющееся для них, что нас, тех, кто не согласен с подменами, кто не хочет уродовать себя и предавать свою веру, душу, язык — можно убить. Необходимо убить. Иначе счастья не будет. И светлого будущего не будет.
Потому что мы «не совсем люди», согласно словам, сказанным этим мирным людям по телику их официальным деятелем — Арестовичем.
Что у них там внутри? Пустота? Свято место пусто не бывает.
И приходят бесы. И подменяют картину мира каким-то перевернутым изображением. Где всё, что Богово — становится как фотонегатив. Братья становятся небратьями, не убий — убием, и так далее.
Как удалось лукавому совершить подмену?
Может, они всегда были такими?
Как-то не верится.
Не могли же мы быть настолько слепыми, чтобы не видеть этого.
Не понимаю… Хоть убейте.
Никогда не пойму.
Ну, собственно — и статья об этом.
О «культурном газлайтинге»
Битва за души
Эссе
«Сущность войны – уничтожение не только человеческих жизней, но и плодов человеческого труда...»
… Дж. Оруэлл, 1984
Перечитывая Оруэлла, интересно наблюдать, как переворачивается мир адекватных ценностей с помощью психологических манипуляций, производимых над вменяемыми людьми. Такая система воздействия на психику человека похожа на то, что в современной психологии называется словом «Газла́йтинг» (от английского названия пьесы Патрика Гамильтона «Газовый свет» (1944), известной также под названием «Улица ангела»)
Там всё дело было в перемене освещения, а газовый свет стал инструментом в руках мужа для взлома психики главной героини.
Газлайтинг — одна из форм психологического насилия, в результате которого человек начинает сомневаться в своей способности адекватно воспринимать и оценивать реальную действительность, эстетические явления, моральные качества окружающих людей. В результате таких манипуляций человек либо соглашается с тем, что черное это белое, а белое — это чёрное, либо начинает чувствовать себя сумасшедшим.
Явление или человек, до того считавшийся естественным элементом системы — социальной, эстетической, исторической и т.п. — вдруг насильственно исключается из неё кем-то извне, противопоставляется морали, а в глазах остальных такой человек или явление обретает качества ненормальности, «дефективности», токсичности, неприемлемости для всей системы в целом. Ты, твой язык, твоя семья, твоя страна, мир твоих героев и святых, искусство, которое ты всегда любил, твои представления о том, что есть хорошо и плохо, что является постыдным и что — образцом для подражания, твоя правота и любовь — всё это может стать объектом для газлайтинга. Всё, во что ты вкладываешь душу…
Пьеса забылась. А технология обрела вид массовой промывки мозгов.
Как осуществляется насилие с помощью этой технологии? Жертву (человек это или социум) ломают на уровне ценностей, привычек и болевых точек. Под удар попадают привязанности, вкус, убеждения, всё, что вызывает эмоции сопереживания, любви.
С помощью пустых слов обесценивается всё, что человек (или целый социум)считает важным, осознаёт, как свои, личные, привычные ценности: личные привязанности, честь рода, семейный уклад, этнические, религиозные, фамильные традиции, исторические знания, культурные предпочтения… Одним словом, всё то, что для нас наделено позитивными смыслами, наш жизненный фундамент. Всё, что мы любим, к чему мы привыкли, с чем ощущаем неразрывную связь.
Удар, надо сказать, чувствительный и подлый: человека или социум заставляют усомниться в собственной памяти, в ценности важных явлений и вещей, в собственных критериях различения красоты и безобразия, добра и зла, благородства и подлости, подвига и греха. Устыдиться себя — бездарного, не способного ни к чему, старомодного и отсталого, интеллектуально несостоятельного, психически неуравновешенного, эстетически недоразвитого, не относящегося даже к «порядочным людям» — согласно оценке тех, кто пытается «вынести тебе мозг». Обесценивая, интерпретируя каждый твой жест, поступок, слово, тебя пытаются вывернуть наизнанку. Показать: ты невменяемый, и вообще… со странностями.
Для того, чтобы обесценить человека и всё, что живёт у него внутри, необходимо, прежде всего, уронить его в собственных глазах, со всем его социокультурным багажом, со всеми ниточками, которые связывают человека с жизнью. Для этого чаще всего используется переполюсовка оценок с минуса на плюс и наоборот, смысловые подмены и наглые вбросы, некорректная интерпретация давно известных фактов, обесценивание творческого начала в человеке, и так далее.
Атаки подобного рода порой столь массированные и организованные, что выдержать их человеческий разум не всегда в состоянии. Особенно, когда ему не на что опереться извне: например, на непререкаемые заповеди, благодаря которым мы кое-как, но всё-таки можем отделять истину от лжи, отделить объективные недостатки явлений от глумливой карикатуры на само явление, и видеть этические искажения в информации, которая поступает в сознание извне.
Если весь мир смотрит на тебя глазами зла и ненависти — есть глаза Бога. Бога против человека не настроишь.
Замечу: когда у разума есть такая опора — ему не страшен никакой галдёж, каким бы ни был он по массовости, громкости и частоте издаваемого визга.
Сталкиваясь с газлайтингом, ты либо ломаешься и принимаешь всю эту ахинею о тебе и о твоём мире, либо остаёшься на своих позициях, но — становишься мишенью и жертвой в глазах условного ментального упыря или той силы, которая за этим пугалом стоит.
Третьего не дано.
Отстраниться, отмолчаться, сбежать, не сделав выбора внутри себя — не получится.
Либо принимаешь вызов — либо сдаёшься и плюёшь на всё, что тебе было дорого.
Либо стоишь на своём и живёшь согласно своим представлениям о том, как жить — либо предаёшь всё, в чём видел смысл жизни.
Становишься иудой, лузером. Со всеми вытекающими отсюда действиями и поступками, которые можно прекратить совершать только после собственной смерти.
«Конец уже содержится в начале...»
… Дж. Оруэлл, 1984
П. Фрагорийский
Из кн. Моя маленькая война. Заметки о войне и постмодернизме
Статья опубликована в Литературном Альманахе ГРАЖДАНИНЪ #3 — 2021
Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.
Если вы используете ВКонтакте, Facebook, Twitter, Google или Яндекс, то регистрация займет у вас несколько секунд, а никаких дополнительных логинов и паролей запоминать не потребуется.